Цель Realpolitik – ослабление Армении
Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), выслушав своих содокладчиков по Армении по ходу выполнения резолюции №1609, приняла новый документ, в котором констатировала, что все-таки времени для выполнения предыдущей резолюции было мало. Со стороны все это выглядит не очень серьезно. В самом деле, начиная с марта месяца функционеры Совета Европы самого высокого уровня, начиная от генерального секретаря Тэрри Дэвиса и кончая руководителем «группы Аго», по сути требуют то, что впоследствии было включено в резолюцию №1609 ПАСЕ. Теперь вдруг оказалось, что «не хватает времени». Почему об этом никто не подумал в апреле на олимпе Совета Европы? Может быть, поверили главе армянской делегации в ПАСЕ Давиду Арутюняну, который клятвенно обещал, что требования резолюции №1609 будут выполнены и что «это дело чести» для официального Еревана.
Неужели евробюрократы столь наивны, чтобы принимать на веру 50-страничную сказку, подготовленную властями Армении и собратьями по бюрократическому ремеслу в Ереване, о том, как они прекрасно выполняют требования резолюции №1609 ПАСЕ? Думаем, что господа Жорж Коломбье и Джон Прескотт не такие уж наивные люди.
Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), выслушав своих содокладчиков по Армении по ходу выполнения резолюции №1609, приняла новый документ, в котором констатировала, что все-таки времени для выполнения предыдущей резолюции было мало. Со стороны все это выглядит не очень серьезно. В самом деле, начиная с марта месяца функционеры Совета Европы самого высокого уровня, начиная от генерального секретаря Тэрри Дэвиса и кончая руководителем «группы Аго», по сути требуют то, что впоследствии было включено в резолюцию №1609 ПАСЕ. Теперь вдруг оказалось, что «не хватает времени». Почему об этом никто не подумал в апреле на олимпе Совета Европы? Может быть, поверили главе армянской делегации в ПАСЕ Давиду Арутюняну, который клятвенно обещал, что требования резолюции №1609 будут выполнены и что «это дело чести» для официального Еревана.
Неужели евробюрократы столь наивны, чтобы принимать на веру 50-страничную сказку, подготовленную властями Армении и собратьями по бюрократическому ремеслу в Ереване, о том, как они прекрасно выполняют требования резолюции №1609 ПАСЕ? Думаем, что господа Жорж Коломбье и Джон Прескотт не такие уж наивные люди. На самом деле, загадка их поведения кроется в сложившейся в регионе ситуации, когда сильные мира сего хотят максимально использовать внутриполитический кризис в Армении для достижения своих геополитических целей, а точнее, добиться от слабой власти в Ереване подписания документа по урегулированию нагорно- карабахского конфликта.
Главной целью Realpolitik уже много лет является ослабление Армении и ее позиций как государства в рамках международных структур и собственно переговорного процесса. Согласно Realpolitik, руководители такого государства будут поставлены в такое положение, что вынуждены будут отказаться от защиты своих национальных интересов и будут готовы пойти на неоправданные компромиссы не только в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, но и по другим важнейшим вопросам, касающимся Армении и армянства.
Сегодняшняя власть в Армении не просто слаба, но она, на первый взгляд, готова подписать документ в обмен на признание своей легитимности на Западе. Для давления на нее и будет использоваться как очередная резолюция ПАСЕ, так и наличие сильной оппозиции.
Последняя, проведя 20 июня свой первый большой митинг после отмены чрезвычайного положения, продемонстрировала, что она добилась возвращения отнятого у народа конституционного права на проведение митингов и собраний. Не исключено, что этот день станет одним из самых памятных в истории Третьей республики и встанет в один ряд как с торжественными датами (21 сентября 1991 года и 9 мая 1992 года), так и скорбными днями (27 октября 1999 года и 1 марта 2008 года). Скорее всего, этот митинг, который состоялся, несмотря на отчаянное сопротивление властей, есть только пролог большого оппозиционного движения, которое может развернуться осенью. Тем более что нынешнее руководство Армении дает немало поводов для этого.
Так, находясь с официальным визитом в столице России, президент Армении Серж Саргсян сделал заявление, что он готов пригласить президента Турции Абдуллу Гюля на отборочный матч чемпионата мира по футболу Армения-Турция, который пройдет осенью в Ереване. Неплохая идея, если вспомнить, что улучшение американо-китайских отношений началось с игры в пинг-понг и если турецкий президент примет такое приглашение. Но С.Саргсян сделал заявление и о том, что не против предложения турецкой стороны, что необходимо создать комиссию по изучению исторических фактов, т.е. обсудить с турецкими историками вопрос о том, был геноцид армян в Османской империи или нет. Но при одном условии: только после того, как Турция откроет сухопутную границу. Таким образом, налицо, что президент Армении Серж Саргсян поставил под сомнение факт геноцида армян в Османской Турции в годы Первой мировой войны. Сейчас трудно всесторонне оценить последствия этого заявления для дальнейших политических и дипломатических шагов, которые может сделать Анкара. Трудно всесторонне оценить последствия такого заявления для многочисленной армянской диаспоры. Почти наверняка в ближайшем будущем из-за общественной реакции, это заявление президента будет каким-то образом дезавуировано. Будет объявлено, что «его не так поняли», что «его слова были вырваны из контекста» или что-то еще в этом роде. Но на самом деле сказанное Сержем Саргсяном вполне укладывается в результаты вышеупомянутого Realpolitik. Обществу в Армении и диаспоре пора думать о последствиях.
Например, в связи с вышеизложенным у нас нет вопросов к таким деидеологизированным политическим организациям, как «Оринац еркир»/«Страна законности» и «Баргавач Айастан» «Процветающая Армения», но у нас есть вопросы к двум другим партиям, входящим в правительственную коалицию - Республиканской и АРФ Дашнакцутюн, т.к. обе имеют четко выраженные национально-политические доктрины, представленные в партийных программах. Не пора ли вспомнить о них?
Действия ПАСЕ также вполне укладываются в Realpolitik. Другое дело, что время для решения вопроса о подписании документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта истекает. Мы не уверены, что евроатлантическое сообщество намерено играть в политический пинг-понг с Сержем Саргсяном в течение последующих пяти лет его президентства, как это было сделано с его предшественником Робертом Кочаряном после скандальных президентских выборов 2003 года. Видимо, поэтому ПАСЕ и установлен соответствующий срок - январь 2009 года.
Наша оценка ситуации такова: предложенный документ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, по всей видимости, не будет подписан Сержем Саргсяном, несмотря на все успехи Realpolitik в Армении. Несмотря на ряд серьезных проблем в регионе Южного Кавказа, у России достаточно рычагов, для того чтобы воспрепятствовать подобной сделке без ее участия. Москве не очень нравится, что за ее спиной хотят заключить крупную политическую сделку в регионе, где она имеет свои стратегические интересы, а ее, судя по всему, намерены пригласить только к банкетному столу. Последний визит в Москву С.Саргсяна показывает, что в России с таким политическим процессом не очень согласны.
Давид Петросян,
Ереван
Оставьте свои комментарии