Закладка железнодорожной магистрали, или Старт пантюркистской экспансии
В Карсе (Турция) состоялась закладка строительства турецкого участка железнодорожной магистрали Баку—Тбилиси—Карс (БТК): 76-километровой ветки до Ахалкалаки (Грузия). Строительство грузинского участка протяженностью 29 км началось в ноябре прошлого года. Открытие сообщения по этой трассе, которая подключится к азербайджанской железной дороге, планируется на 2011 г. Спустя два года Турция намерена завершить строительство тоннеля под Босфором, который позволит открыть железнодорожное сообщение в Европу.
Церемония закладки сопровождалась пропагандистской шумихой: съехались президенты Азербайджана, Грузии и Турции, министры транспорта, пресса. Не обошлось, конечно, без речей. Особенно усердствовал азербайджанский президент, которого считают «крестным отцом» этого проекта. Ильхам Алиев прочил магистрали роль «важнейшего транспортного коридора, связывающего Европу с Азией».
В Карсе (Турция) состоялась закладка строительства турецкого участка железнодорожной магистрали Баку—Тбилиси—Карс (БТК): 76-километровой ветки до Ахалкалаки (Грузия). Строительство грузинского участка протяженностью 29 км началось в ноябре прошлого года. Открытие сообщения по этой трассе, которая подключится к азербайджанской железной дороге, планируется на 2011 г. Спустя два года Турция намерена завершить строительство тоннеля под Босфором, который позволит открыть железнодорожное сообщение в Европу.
Церемония закладки сопровождалась пропагандистской шумихой: съехались президенты Азербайджана, Грузии и Турции, министры транспорта, пресса. Не обошлось, конечно, без речей. Особенно усердствовал азербайджанский президент, которого считают «крестным отцом» этого проекта. Ильхам Алиев прочил магистрали роль «важнейшего транспортного коридора, связывающего Европу с Азией». Многие страны, утверждал он, «хотят присоединиться к реализуемым нами сегодня проектам. Потому что это было бы самым выгодным для них путем». Ему вторили президенты Турции и Грузии.
Апологеты этого проекта подчеркивают исключительно «аполитичный», чисто «экономический» характер магистрали БТК. Утверждают, будто она задумана исключительно как транспортный коридор для выгодных перевозок грузов и пассажиров между Азией и Европой, что этот проект преследует сугубо экономические цели и даже станет в будущем частью транспортного проекта «шелкового пути» между Азией и Европой (ТРАСЕКА), который все еще находится на стадии обсуждения и, вполне возможно, не будет осуществлен.
Однако международные финансовые структуры и ведущие державы мира не приняли на веру это заявление Турции и Азербайджана. Ни один международный финансовый институт не пожелал подключиться к этому проекту; его не поддержали ни Европейский союз, ни США: всем им с самого начала была очевидна политическая подоплека этого «транспортного проекта». Истинная цель строительства магистрали Баку—Тбилиси—Карс одна: создать отсутствующую до сих пор железнодорожную связь между Турцией и Азербайджаном, установить опосредованную, но фактически общую границу между этими двумя государствами.
Именно ради такой смычки Азербайджан взял на себя львиную долю расходов на строительство. Он предоставил также безденежной Грузии «барский» кредит в 200 млн долларов на 25 лет из расчета 1 процент годовых с возможностью продления срока погашения. На какие же дивиденды рассчитывал Тбилиси от этого политизированного проекта, когда решил взвалить на себя такое огромное, по меркам страны, долговое бремя, даже растянутое на 25 лет?
Таковы реалии сегодняшнего дня. Нелишне напомнить, что с начала 20-х годов прошлого столетия турецко-азербайджанская территориальная смычка в Советском Союзе абсолютно и безоговорочно исключалась. В наши дни она становится реальной с согласия и одобрения политического класса Грузии, который позволяет навести долгожданный мост между Азербайджаном и Турцией. Не думаю, что Грузия, подыгрывая антироссийским и антиармянским замыслам, трезво оценила последствия этой близорукой политики для долгосрочных национальных интересов страны. Как бы это не аукнулось ей в будущем!
Одно то, что магистраль Баку-Карс не включает уже существующую, но бездействующую железнодорожную ветку Карс-Гюмри, а предусматривает
строительство новой ветки Карс - Ахалкалаки, бесспорно свидетельствует о политической подоплеке этого проекта. В первом случае грузопоток проходил бы через территорию Армении и был бы подконтролен. А это не устраивает ни Баку, ни Анкару.
Функционирование прямого сухопутного сообщения между Турцией и Азербайджаном позволит Баку еще больше наращивать гонку вооружений, что в опасной степени дестабилизирует обстановку на Кавказе. Эшелоны с крупными партиями турецкого вооружения, в том числе тяжелого, будут поступать в Азербайджан бесконтрольно. Кроме того, как сообщает печать, Турция намерена развернуть в Азербайджане производство некоторых видов вооружений—танков, военных судов, беспилотных самолетов-разведчиков и т.д.
Такова военная и политическая цель строящейся магистрали. Есть и другой, не менее важный аспект этой затеи. Территориальная, хотя и опосредованная через Грузию, смычка с Азербайджаном фактически даст Турции прямой выход в кавказский регион, приведет к усилению влияния Анкары на Кавказе, позволит, опираясь на азербайджанскую базу, расширить подрывные и иные действия турецких спецслужб, в частности, на Северном Кавказе. Как известно, после распада Советского Союза на Кавказе и в Поволжье чрезмерно активизировалась деятельность многочисленных «благотворительных» фондов и мусульманских миссионерских организаций, в том числе турецких, которые служили в ряде случаев удобным прикрытием для деятельности спецслужб.
Надо полагать, что в Москве не оставят без внимания обретение Турцией (через Грузию) надежного плацдарма на Кавказе в лице Азербайджана. Геостратегическая обстановка в этом жизненно важном для России регионе изменится далеко не в российских интересах. Сделают ли в Кремле надлежащие выводы?
Что же касается рассуждений азербайджанской пропаганды насчет «окончательной изоляции» Армении, то это надо воспринимать как очередной психологический прессинг и не более. Проект БТК не внесет ровным счетом никаких дополнительных элементов в нынешнюю транспортную проблему Армении. Что же касается «золотого дождя» за транзит грузов и пассажиров между Европой и Азией, то следует помнить, что «цыплят по осени считают».
О каких экономически выгодных транзитных перевозках между Европой и Азией может идти речь, если железнодорожные составы упрутся в «тупиковый» Баку? А как следовать дальше? Паромом через Каспий и далее через пустыни Туркменистана или горные хребты Киргизии и Гиндукуш в Китай или Индию? Ведь магистраль БТК задумана в «обход России»! Рассуждения насчет «экономических выгод» магистрали БТК призваны служить лишь пропагандистским прикрытием для истинных целей этого проекта.
После прозвучавших в Карсе восторгов у общественности этих трех стран может сложиться впечатление, будто железные дороги Китая, Казахстана, стран Средней Азии и Европы, в том числе и северной, забиты до отказа грузовыми составами, которые только и ждут, когда же откроется эта «спасительная» магистраль БТК, чтобы хоть чуточку рассосалась «вселенская транспортная пробка». И будто Россия и не планирует израсходовать свыше 13 трлн рублей на создание первоклассных условий для перевозки грузов и пассажиров с Запада на Восток и обратно с учетом многолетнего опыта таких перевозок. До чего смешны и мелочны эти антироссийские гримасы.
Артем Ованесов
Оставьте свои комментарии