Платить за грузинский риск некому и нечем
«Пятидневная война», в результате которой Грузия подрастеряла свой статус надежного транзитного маршрута для нефти и газа в Европу, привела не только к корректировке позиций ведущих мировых и региональных игроков, но и к формированию совершенно нового статус-кво на Южном Кавказе, который уже стал политической реальностью.
Вместе с тем, мир не может быть гарантирован только одной страной, его должны гарантировать все страны региона. Однако сиюминутные интересы, спекулятивные расчеты, ставшие основой тактики многих политиков как в России, так и в новых независимых государствах, создают наибольшие трудности для формирования устойчивой системы безопасности на этом пространстве. Тем более что оплачивать эти новые риски ныне некому и нечем: дна финансового кризиса мир еще не почувствовал.
«Пятидневная война», в результате которой Грузия подрастеряла свой статус надежного транзитного маршрута для нефти и газа в Европу, привела не только к корректировке позиций ведущих мировых и региональных игроков, но и к формированию совершенно нового статус-кво на Южном Кавказе, который уже стал политической реальностью.
Вместе с тем, мир не может быть гарантирован только одной страной, его должны гарантировать все страны региона. Однако сиюминутные интересы, спекулятивные расчеты, ставшие основой тактики многих политиков как в России, так и в новых независимых государствах, создают наибольшие трудности для формирования устойчивой системы безопасности на этом пространстве. Тем более что оплачивать эти новые риски ныне некому и нечем: дна финансового кризиса мир еще не почувствовал.
Цхинвальский блицкриг М.Саакашвили провалился, поставив под сомнение надежность Грузии как альтернативного России транспортного коридора, в качестве которого она себя усиленно позиционировала. Больше того, конфликт создал серьезную проблему, остановив работу всех альтернативных каналов поставки энергоносителей из Каспийского бассейна на Запад.
А за два дня до начала войны взрыв на участке нефтепровода в Восточной Турции, ответственность за который взяла на себя Курдская рабочая партия, прекратил работу трубопровода БТД. Таким способом ответили курдские сепаратисты на карательные операции в Северном Ираке, проводимые турецкой армией. Приостановка транзита по БТД обошлась Турции в ежедневную потерю $300 тыс.
Добываемую на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли нефть BP Azerbaijan пришлось направить по трубопроводам Баку-Супса и по железной дороге Баку-Батуми. Однако уже 10 августа ГНКАР заявила о прекращении поставок нефти через грузинские порты и эвакуации персонала с принадлежащего на 51% ГНКАР терминала Кулеви, оказавшегося вблизи зоны боевых действий. 12 августа была остановлена работа газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум и нефтепровода Баку-Супса. Часть нефти Азербайджан был вынужден перенаправить на нефтепровод Баку-Новороссийск.
Поставки нефти через терминал в Батуми прекратил и Казахстан. Глава правительства Карим Масимов распорядился остановить экспорт через Грузию и переориентировать нефтяной поток (1 млн тонн в год) на внутреннее потребление. Между тем, один день простоя терминала в Батуми обходился Казахстану, вложившему в грузинскую экономику, по некоторым оценкам, до $10 млрд, более чем в $4 млн.
Несмотря на то, что российская авиация не наносила ударов по трубопроводам, реакция нефтеэкспортеров на дестабилизацию обстановки на Кавказе оказалась быстрой и масштабной. Так впервые проявился фактор огромных рисков, которые несет в себе политика США и ЕС в Каспийском регионе, направленная, главным образом, на сокращение влияния Москвы путем экспорта энергоносителей в обход России без учета проблем безопасности этих маршрутов.
Оценим последствия войны для стран региона.
Грузия
Грузинских политиков тянет на Запад, но реалии говорят о том, что без лояльности России многие вопросы решить невозможно и Грузию ждет участь страны с аграрно-транзитной экономикой. Теперь ее руководству придется, во-первых, заняться нуждами основной массы населения (платежеспособность которого и до августовского кризиса оставляла желать лучшего) и понять, что делать с армией, в обучение которой были вложены огромные средства.
Как показывает история, армии после поражения опасно и сокращать, и финансировать в меньших объемах. Однако сохранение прежних размеров ее финансирования представляется маловероятным; по словам министра экономического развития Грузии Е.Шарашидзе, на грузинскую армию шло около 20% бюджета страны.
Во-вторых, проигранная война, несомненно, приведет не только к удорожанию инвестиционных проектов в Грузии, но и к замораживанию и даже ликвидации некоторых из них. К примеру, Азербайджан перенес сроки начала строительства новой нефтебазы, а Казахстан отказался от строительства НПЗ в Батуми.
В-третьих, весомы потери Тбилиси и в политическом отношении. Так, авторитетный Jamestown Foundation отмечает, что «долгосрочное воздействие кризиса выражается в том, что Западу придется отказаться от убеждения в целесообразности использования территории Грузии в нефтяных и газовых проектах без учета мнения Москвы».
А аналитик Константин Батунин полагает, что «те страны-экспортеры нефти, которые потенциально могут обойти Грузию, будут пытаться сделать это, а те, кто не имеет такой возможности, тоже будут искать другие пути для транзита».
В-четвертых, сохраняется актуальность проблемы территориальной целостности страны. Республика остается расколотой на отдельные, слабо зависимые от Тбилиси «княжества»: фактически автономно существуют Аджария и Сванетия, Менгрелия и Джавахетия. Кто в условиях растущей бедности их населения исключит теперь «осетинский» подход Грузии к решению национальных проблем?
Непомерные амбиции грузинских политиков пришли в противоречие с крайне слабым экономическим потенциалом страны, и в этом кроется основная причина политических решений и практических действий Тбилиси, приведших страну к столь плачевному состоянию, в котором она находится сейчас.
Азербайджан
Страна также готова искать новые варианты и маршруты продажи своих энергоносителей. И это понятно. Отсутствие у Азербайджана реальных альтернатив трубе в Джейхан заставило ВР Azerbaijan в августе заглушить часть скважин АЧГ и снизить ежесуточную добычу нефти на блоке почти до 60 тыс. баррелей. Теперь Азербайджан планирует продолжить начатый в августе экспорт своей нефти в иранский порт Нека.
Этот маршрут для Азербайджана более выгоден, чем экспорт нефти по БТД: здесь и сокращение длины маршрута, и снижение суммарной стоимости транспортировки (из Баку в Неку танкерами - около $10 за тонну, из Баку в Джейхан по трубе - более $20). Поэтому возможен рост объемов экспорта в Иран до 200 тыс. баррелей в сутки (10 млн тонн в год). А это значит, что в 2009 году БТД может недосчитаться этих объемов нефти, а бюджет Грузии - 24 тыс. транзитных долларов в день ($8,4 млн в год).
Не случайно именно в Азербайджан - сразу после войны - совершил вояж вице-президент США Дик Чейни. В Вашингтоне полагали, что Баку, опасаясь аналогичной южноосетинской военной операции России, направленной в поддержку Карабаха, попросит у США гарантий безопасности и заодно активизирует свое участие в конкурирующем с Прикаспийским газопроводом проекте Nabucco.
Однако И. Алиев дал понять, что хотя он и ценит отношения с Вашингтоном, но ссориться с Москвой не собирается. Из Азербайджана Д.Чейни отбыл несолоно хлебавши в буквальном смысле: раздосадованный отказом Баку форсировать реализацию проекта Nabucco, он не явился на устроенный в его честь банкет.
Такой результат визита стал настоящим подарком для Москвы, поскольку ни о какой поддержке ее действий со стороны Баку говорить не приходится. Азербайджанский лидер, в отличие от М. Саакашвили, в очередной раз показал свою прагматичность и осмотрительность.
Азербайджан занял пока выжидательную позицию, но он может и принять предложение российского «Газпрома» о продаже концерну всего экспортного газа по ценам рынка. Ведь ныне главным препятствием на пути реализации Nabucco является не столько его экономическая целесообразность, сколько вопрос безопасности.
Россия
Защищая своих граждан в Южной Осетии, Россия не только серьезно консолидировала общество и региональные элиты с центральной властью, но и в решительной форме выдвинула претензии на восстановление своего влияния на Кавказе и в Прикаспийском регионе.
Опыт прошедших дней заставит страны региона более тщательно взвешивать риски нефтегазовых инфраструктурных проектов, с большим вниманием относиться к уже существующим маршрутам через территорию России. И забыть о такой экзотике, как разработанные командой киевских мечтателей проекты «Белый поток», «Белый поток» - 2 и 3 (все они предусматривают строительство газопровода из Туркменистана по дну Каспийского моря через Азербайджан в грузинский порт Супса, а затем по дну Черного моря через Крым в направлении стран Евросоюза).
Угрозы стран Запада вернуться к «холодной войне» в отношениях с Москвой остались лишь угрозами. Европа не собирается сворачивать ни торговое, ни, тем более, энергетическое сотрудничество.
Однако сегодня решение геополитических задач, стоящих перед Россией в Закавказье и Прикаспийском регионе, осложняется политикой правящих там элит, связывающих будущее своих государств с Западом, с одной стороны, и желаниями того же Запада поставить под свой контроль источники и пути транспортировки углеводородов региона на мировые рынки. А непоследовательность региональной стратегии России пока только раздражает ее соседей.
Что за горизонтом
Сейчас сложно сказать, насколько фундаментальными будут последствия действий России «по принуждению Грузии к миру» для энергетического сектора Каспийского региона. Однако скорость реакции на события всех участников этих рынков позволяет говорить о серьезном возрастании военного фактора в оценках перспектив как отдельных проектов, так и целых регионов в мировой энергетической политике.
Ясно одно: последствия этой маленькой и быстрой войны наверняка окажутся значительно больше ее самой. Идея создания коридоров для каспийских энергоносителей, обходящих территорию России, безусловно, будет жить. Но реальное продвижение этих проектов потребует от Запада значительно больших усилий для политического диалога со всеми сторонами (не говоря уже о том, что мировой финансовый кризис вообще лишил смысла понятие «дешевых денег»).
Но в чем нет сомнений, так это в намерении США защищать магистральные трубопроводы в зонах своих стратегических интересов, которые охватывают практически весь мир. Это может выразиться в создании (где мытьем, где катаньем) новых военных баз как в самих республиках Кавказа и Средней Азии, так и в их окружении.
Тем более что прогнозы аналитиков относительно проблемы милитаризации неутешительны. Регион по-прежнему остается эпицентром нестабильности, сочетающим угрозы войн в районах этнической, экономической, социальной и политической напряженности.
ИА «ИНТЕГРУМ»
Оставьте свои комментарии