Засадят ли в тюрьму турецкого судью?
В Турции надо быть смелым, совестливым и справедливым человеком, чтобы публично признать: да, армяне в Оттоманской империи подверглись геноциду. В первую очередь надо быть смелым, потому что 301 статья Уголовного кодекса Турции предусматривает тюремное заключение до 3 лет за оскорбление «турецкой идентичности». А признание геноцида армян является, по турецкому закону, именно таким оскорблением.
Этой инквизиторской статье Уголовного кодекса бросил вызов не кто иной, как Фарук Озчу, судья провинциального городка Одемиш, что близ Измира. 30 октября либеральная газета Таraf опубликовала статью достопочтенного судьи о геноциде армян в Турции. Похоже, впервые действующий судья критикует и высмеивает официальную версию уничтожения 1,5 млн турецких армян, версию, которую почти столетие все правительства Турции навязывают и своему народу, и мировому сообществу.
В Турции надо быть смелым, совестливым и справедливым человеком, чтобы публично признать: да, армяне в Оттоманской империи подверглись геноциду. В первую очередь надо быть смелым, потому что 301 статья Уголовного кодекса Турции предусматривает тюремное заключение до 3 лет за оскорбление «турецкой идентичности». А признание геноцида армян является, по турецкому закону, именно таким оскорблением.
Этой инквизиторской статье Уголовного кодекса бросил вызов не кто иной, как Фарук Озчу, судья провинциального городка Одемиш, что близ Измира. 30 октября либеральная газета Таraf опубликовала статью достопочтенного судьи о геноциде армян в Турции. Похоже, впервые действующий судья критикует и высмеивает официальную версию уничтожения 1,5 млн турецких армян, версию, которую почти столетие все правительства Турции навязывают и своему народу, и мировому сообществу. Поводом для необычных для турецких судей размышлений на эту тему явилось недавнее решение швейцарского суда, наказавшего трех турок за отрицание геноцида армян.
Судья заявляет, что официальная Турция противоречит сама себе, когда сначала отрицает уничтожение армян в 1915 и последующие годы, а затем утверждает, что армян в Турции убивали «в интересах защиты отечества».
Фарук Озчу называет себя «простым человеком, который не потерял совесть, несмотря на то, что был воспитан в националистическом духе». Служитель Фемиды не только считает, что отрицание геноцида является продолжением преступления. Он подчеркивает, что отрицание геноцида армян не подтверждается научно достоверными свидетельствами. «Те, кто заявляет, что геноцид армян является «империалистической ложью», проявляют неуважение к памяти сотен тысяч убиенных».
Его особенно возмущает бесчувственное отношение турецкого правительства к факту массовой резни армян. Он пишет: «Официальная турецкая позиция сводится к тому, что во время войны из некоторых районов страны армян временно высылали на юг и в это время около 300 000 армян погибло в силу разных обстоятельств. Любой турок, кто подвергся «турецкому воспитанию» и сохранил незапятнанной свою совесть, услышав цифру 300 000, сказал бы: «О, Боже» – и стал бы задумываться на этой цифрой».
Судья считает, что первое, что должны сделать турки – это выразить глубокое сожаление и извиниться за содеянное. «Те, кто погиб в то время, не были нашими врагами, они были нашими гражданами. Среди них были дети. Никто не может считать детей врагами».
Вновь возвращаясь к приговору швейцарского суда, Фарук Озчу пишет в заключение: «Швейцарцы просто не позволяют, чтобы о событиях, которые привели к гибели сотен тысяч людей, отзывались в расистском духе и использовали оскорбительные слова, которые унижают достоинство людей. Швейцарцы просто не позволяют, чтобы жертва дважды стала жертвой».
Итак, совесть не позволила судье Озчу согласиться с официальной позицией отрицания геноцида армян в Турции. Он знал, что ему может грозить, и, тем не менее, возвысил свой голос в защиту исторической правды. Как поведет себя власть, чтобы подавить «крамолу»? В последнее время в турецкой печати все чаще появляются статьи, авторы которых не воспринимают официальную трактовку геноцида армян в начале прошлого столетия. Откровения судьи Фарука Озчу симптоматичны. Но «первая ласточка не делает весны». Агрессивный национализм и этническая нетерпимость слишком засели в современном турецком обществе.
Артем Меликян
Оставьте свои комментарии