Слава Степанян: «Надо уметь радоваться»
Церковь, школа, театр – это те основы, на которых в течение многих столетий держались и держатся армянские диаспоры. Армянский театр в Москве имеет давнюю историю. В 1920-е годы в Лазаревском доме начала работать армянская театральная студия, которую возглавил Сурен Хачатурян (брат Арама Хачатуряна). В становлении театра огромную роль сыграли Станиславский, Вахтангов, Симонов. С 2002 года в доме Лазаревых открыл свои двери Московский армянский театр под руководством Славы Степаняна.
В рамках шестого фестиваля-конкурса национальных театров «Москва – город мира» состоялся показ спектакля «Луйс Мари. Ода «К радости».
– Слава Ашотович, расскажите подробнее о спектакле.
– «Луйс Мари. Ода «К радости» – это спектакль по роману американской писательницы Элинор Портер «Поллианна». Мы несколько видоизменили его, переделали на армянский лад содержание романа.
Маленькая армянская девочка Луйс Мари, потеряв во время геноцида своих родных, перебирается в Америку к своей богатой тетке. Девочке удается за несколько месяцев перевернуть психологию жителей квартала – сердце ее полно любви к людям.
Спектакль – не трагедия и не комедия, хотя есть над чем поплакать и посмеяться. Это своего рода библейский рассказ, как ни высоко это сравнение.
Нужно уметь радоваться – вот к чему призывает Луйс Мари, ведь уныние – это большой грех.
– По какому принципу подбирает репертуар театр, находящийся за пределами родины.
– Мы не только армянский театр, но и творческая единица такого театрального мегаполиса, как Москва. Мы начинали с зарубежной, русской драматургии и плавно перешли к армянской. Наша цель – познакомить с Арменией, ее культурой, историей. В репертуаре – 12 спектаклей, среди которых психологическая драма Сарояна «Эй, кто-нибудь!..», панический абсурд по произведениям Аррабаля, шоу «Не обижайте человека» по новеллам Енгибарова, музыкальный переполох на грани нервного срыва «Вай, вай, или Вояж по-армянски»…
– Вы работали с великим Параджановым. Чему Вы у него научились?
– Меня восхищало его проникновение в суть, в ткань любого творческого материала. У него было особое чувство, особая антенна для получения и передачи материала. У Сергея Иосифовича я научился своеобразному режиссерскому мышлению, которое подразумевает неординарное использование пространства, знаковость мышления, важность цвета, света, линий, звука и пластики актера.
– Слава Ашотович, расскажите о планах театра.
– Сейчас мы работаем над спектаклем «Царица Армянская» о царице Парандзем по трудам Павстоса Бюзанда и Мовсеса Хоренаци, собираемся ставить историческую драму «Страсти по Арташесу» С.Погосяна и С.Степаняна, пьесу «Чудо, или Евангелие по Параджанову» по сценарию Параджанова, «Сон смешного человека» Достоевского, «Обломова» Гончарова, спектакль по мотивам «Слова о полку Игореве»… Продолжим показывать наши спектакли в регионах, где есть армянская диаспора.
Лилит Арутюнян
Оставьте свои комментарии