«Американские горки» с армянским рельефом
Ереванцы любят свой город, но вот признаться ему в любви как-то забывают и, может, именно поэтому не обращают внимания на агрессию современного мусорного варварства. Между тем гостей армянской столицы больше поражает не красота зеркальных небоскребов, а горы мусорного хлама, разбросанного у строительных заборов, подъездов домов, на перекрестках улиц и обочинах дорог. Можно, конечно, обратиться к истории и вспомнить, что проблема отходов была актуальна еще в Древней Греции, где был издан «мусорный указ», категорически запрещающий выбрасывать сор на улицы полиса. Правда, в Средневековье многие достижения цивилизации как-то подзабылись, и мусор из-за отсутствия соответствующих коммуникаций и коммунальных служб стали выбрасывать прямо в окно. Однако замученные дискомфортом горожане иногда все-таки приводили в порядок заваленные нечистотами города, но в основном на «субботниках», организованных по случаю коронации очередного монарха. Не хочется проводить параллели с апрельскими пиар-месячниками, но в остальное время года мусорные свалки Еревана чем-то напоминают эту поучительную историю.

Нельзя сказать, что мусор в Ереване не убирается совсем. Специализированные службы ежедневно вывозят его на пригородные свалки Джрвежа, Шаумяна, Нубарашена. Кроме централизованных, существует еще ряд «левых» несанкционированных выгребных ям, куда с недавних пор сбрасывают отходы, оставшиеся, в основном, от строительства частных элитных сооружений. Стоит заметить, что сегодня ни один из столичных мусороотстойников не соответствует установленным экологическим требованиям и санитарным нормам. Среди них наиболее известна городская нубарашенская свалка, где за полвека мусорные курганы успели вырасти почти до сорокаметровой высоты. И если снаружи отстойник (другого слова в данном случае не подобрать) имеет откровенно непрезентабельный вид, то внутри и вовсе повергает в ужас от смрада и зловонного запаха разлагающегося гнилья, от отвратительного вида снующих крыс и мирно сосуществующих рядом бомжей. По разным источникам, с 50-х годов прошлого века здесь скопилось от 8 до 11 миллионов тонн вторсырья, производственных отходов, бытового и строительного мусора. Вдобавок сюда часто привозят переработанное токсичное промышленное сырье и медицинские препараты с просроченным сроком хранения, которые при утилизации обезвреживаются лишь на треть. При этом вредные выбросы в атмосферу только в 2006 году составили 51 тысячу тонн, что однозначно наводит на мысль о неблагополучных экологических прогнозах. По мнению специалистов, безусловной альтернативой могут стать заводы по переработке мусорных отходов. Однако отсутствие системной организации по сортировке и переработке приводит к тому, что специализированные службы предпочитают просто сжигать мусор, причем зачастую не только на централизованных свалках, но и в мусорных контейнерах, установленных во дворах или на улицах города. При сжигании растительных остатков, химического сырья и бытового мусора выделяются высокие концентрации диоксинов серы, азота и тяжелых металлов. Это один из самых опасных стойких органических загрязнителей. Являясь канцерогенным веществом, он оказывает негативное воздействие на слизистую оболочку глаз, носа, горла, обостряет аллергические реакции, приводит к ухудшению состояния здоровья людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, оказывает негативное влияние на гормональную систему человеческого организма, - бьют тревогу армянские врачи. Между тем в Ереванской мэрии твердо заверили, что «саночистительные организации мусор не сжигают. Поджоги устраивают бомжи. А очистка дворов от мусора специализированной техникой является одной из святых обязанностей общинных управлений, работу которых курируют городские власти».
Проблему ереванской мусорной свалки не раз пытались решить отечественные и зарубежные предприниматели. В частности, лет 10 назад фирмой ОО «Мегаход» был представлен проект строительства небольшого завода по производству биогаза на двух участках в 7 и 12 гектаров, расположенных на территории нубарашенской свалки. При этом, вопросы инвестирования бизнес-плана стоимостью в 4,5 млн долларов была согласна взять на себя швейцарская фирма. На одном из этапов согласования проект затерялся где-то в кабинетах высоких чиновников. Года два назад получать метан из отходов и производить электроэнергию на базе опять-таки нубарашенской свалки предложила и японская фирма «Шимидзу». Японские специалисты даже провели аудит и были готовы подписать межправительственный договор о создании совместного перерабатывающего производства. По условиям договора в течение первых двух лет японская корпорация должна была инвестировать на освоение и развитие производства 10 миллионов долларов, при этом долевое участие в получении прибыли для каждой из сторон соответствовало бы 50 процентам. Но тут у наших чиновников очень некстати проснулась гордость за национальное мусорное достояние, из которого, оказывается, можно извлекать неплохие доходы. И хотя рассчитанный на 16 лет проект был очень даже неплох, тем не менее, наш отказ иностранному капиталу мотивировался нежеланием монополизировать местный «мусорный» сектор. Что ж, опыт Японии, где сумели добиться двойного увеличения производства без увеличения потребления электроэнергии и природных ресурсов, для нас не пример. Между тем, владельцы Лусакертской птицефабрики уже наладили для собственных нужд производство биогаза, электроэнергии и удобрений из птичьего помета. Однако единственный в Армении завод по переработке отходов скорее можно назвать исключением из правил. Впрочем, по мнению специалистов Ереванского м у н и ц и п а л и т е т а , строительство перерабатывающего завода представляет собой лишь частичное решение проблемы, так как речь идет только об органических отходах, составляющих примерно 25-30 процентов от общего количества выбрасываемого мусора. Попрежнему остается открытым вопрос утилизации пластмасс и металлов. Вынесенное в прошлом году на страницы местной прессы бурное обсуждение программы по ресурсосберегающим технологиям потихоньку сошло на нет. А в нынешние времена и подавно: из-за неожиданно нагрянувшего мирового кризиса о программе не вспоминают вообще. Удивительно другое: разрозненно действующие по всей республике (еще со времен блокады) пункты приема продолжают принимать от населения металлолом, вывозя его дальше громадными фурами в страны близлежащего региона. Перспективный «мусорный сектор», обещающий при грамотном подходе солидные прибыли, так и остался незадействованным.
И теперь лишь заезжие туристы ненароком могут поинтересоваться: «Неужели в Армении нет эвакуаторов для вывоза разбросанных по всему городу раскуроченных кузовов автомобилей, которые особенно бросаются в глаза на подъездных и окраинных трассах?». Вопрос, конечно, интересный, если учесть, что в различных инстанциях сколь-нибудь вразумительного ответа получить на него не удалось. Чиновничья переадресовка паса на поставленный вопрос по крутизне взлетов на верхние эшелоны власти до падения на нижние исполнительские этажи скорее напоминала детский аттракцион «американские горки» с адаптацией к армянскому рельефу. В родной Госавтоинспекции со специфическим юмором заметили, что «здесь не мониторируют брошенные стиральные машины и прочую доисторическую рухлядь, к коим можно причислить и бесхозные кабины автомобилей». Правда, при этом душевно посоветовали обратиться к руководителям администраций городских территориальных общин, в которых вроде бы должны заниматься эвакуацией старых машин. В общинах не отказывались от общения и дружно, но очень однотипно, рассказывали о том, что мусор вывозится в срок. А виноваты во всем несознательные граждане, некультурно пачкающие свой город. В чем-то руководители общинных администраций были правы. Мусор действительно ежедневно вывозится специальными машинами, только вот меньше его от этого все никак не становится. Возможно, что и несознательные граждане виноваты, которые, как диверсанты, атакуют по ночам родной город, разбрасывая кругом бытовые отходы и железный лом. В Армении не существует наказания за подобный проступок. Но, в принципе, специализированные службы могли бы «мониторировать» город по ночам, штрафуя не желающих нести социальную ответственность горожан.
Из всех полученных комментариев наиболее полный ответ, в конце концов, удалось услышать от начальника управления коммунального хозяйства Ереванской мэрии Гагика Хачатряна: «Для уборки имеются специализированные машины, которые вывозят мусор на выделенные у границ города мусороотстойники. Кроме того, раз в неделю спецтехника отправляет собранный в городе железный лом - чугунные батареи, старую бытовую технику, корпуса автомашин - на окраинный пустырь, территория которого конкретно выделена для этих целей. К сожалению, у нас пока нет заводов по сортировке отходов, в том числе и металлических. Есть только перспективные проекты, сроки реализации которых не известны». А дальше, как и в общинах, было поведано о предстоящей серии апрельских субботников.

Стоит заметить, что сегодня горожане, как и 30 или 50 лет назад, искренне откликаются на призыв городского муниципалитета и с энтузиазмом занимаются в эти дни уборкой родного города. Но, к сожалению, результаты массовой акции чистыми остаются недолго - обычно до следующего утра, когда на тротуарах рядом с мусорными контейнерами вновь вырастают горы разбросанных полиэтиленовых пакетов с отходами, окурки сигарет и пустая пластиковая тара. А еще на крышах гаражей, а то и просто на земле снова появляются длинные секции тяжелых чугунных батарей, дырявая эмалированная посуда и проржавевшие от времени кабины разбитых автомашин… При взгляде на такое богатство невольно вспоминается популярный некогда пионерский лозунг «Дадим стране металлолом!». Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Кладбище беспризорных автомобилей можно встретить не только в черте города. Особенно много их на обочинах пригородных шоссе и в провинциальных городах. В Раздане, например, можно увидеть не только разбросанные каркасы старых автомобилей, но даже остов развалившегося на части обшарпанного самолетика. Когда-то некий смекалистый ресторатор пытался приспособить его под питейное заведение, но идею, как и сам самолет, потом забросил. На другом «объекте» у небезызвестного бывшего депутата Сасуна Микаеляна тоже уже давно зарос бурьяном изрядно проржавевший железнодорожный вагон-ресторан. В местной префектуре появление такого количества непривычной для провинции техники комментируют с юмором, да и то при выключенном диктофоне: «Стрелочник виноват!». Ну, а что касается металлолома, то здесь ругают не столько несознательных граждан, сколько плохие дороги, из-за которых автомобили быстро приходят в негодность. Как отметили в Котайкском марзпетаране, пролегающие в районном центре автомагистрали делятся на три категории: республиканского, регионального и местного значения. Приоритет в финансировании, естественно, отдается республиканской и областной магистралям. Авральное подлатывание дорожных ям давно уже стало народной приметой, верным признаком того, что в скором времени здесь обязательно проедут высокие гости или иностранные делегации. Действительно, через Раздан по дорогам двух первых категорий с безупречным асфальтовым покрытием часто проезжают на горнолыжный курорт Цахкадзор представительные кортежи. Но из окон дорогих иномарок не видно, как наспех засыпанные щебенкой и залитые гудроном ухабы через день снова превращают пролегающие рядом дороги местного значения в зловонное болото. И поездка по ним, особенно в направлении к промышленному сектору города, реально превращается в натурные съемки известного рекламного ролика «Танки грязи не боятся!». Каждый день проезжая на работу по рукотворным горкам разгильдяйства, водители личных автомобилей и рейсовых автобусов, жалея свою колесную технику, с особым чувством вспоминают чьих-то родственников. Оно и понятно. Уже лет 15 подряд перед очередными выборами в местные органы самоуправления очередной кандидат клятвенно заверяет избирателей, что в случае победы приведет наконец в порядок дороги, имеющие, к своему несчастью, местный статус. Но затем, по окончании кампании, за более важными государственными делами как-то забывает об обещанном. А олигархам, приехавшим на отдых в Цахкадзор, с высоты горнолыжного курорта трудно разглядеть дорожные проблемы маленьких горок местного значения…
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии