Больше, чем телевидение
До сих пор не утихают споры вокруг развлекательного шоу «Первого канала» «Рубик всемогущий». Мнения разные, а зачастую прямо противоположные. Мы обратились на этот раз к Чрезвычайному и Полномочному послу Республики Армения в Российской Федерации Армену Смбатяну с просьбой высказать свою точку зрения.
До сих пор не утихают споры вокруг развлекательного шоу «Первого канала» «Рубик всемогущий». Мнения разные, а зачастую прямо противоположные. Мы обратились на этот раз к Чрезвычайному и Полномочному послу Республики Армения в Российской Федерации Армену Смбатяну с просьбой высказать свою точку зрения.
– Господин посол, в августе на российском телевидении прошли четыре передачи программы «Рубик всемогущий», которые вызвали неоднозначную реакцию в армянской диаспоре России. Каково Ваше мнение по этому поводу?
– Когда меня спрашивают о телевидении, я вспоминаю строки: «Поэт в России больше, чем поэт». Так и телевидение, которое в России «больше, чем телевидение». Это действительно особая, динамичная сфера, деятельность которой представляет лицо общества и одновременно формирует его суть. Современное телевидение предоставляет зрителю развлечение, несущее в себе познание, проводит информационно-аналитические встречи с элементами (иногда доминирующими) развлекательного шоу, телевидение способно в рамках викторины или иной формы состязания обеспечить беспрецедентный уровень рекламы или агитации.
Что касается программы «Рубик всемогущий», хочу поблагодарить Константина Эрнста и Александра Цекало за эту передачу и смелый, новаторский подход к развитию канала. Развлекательные программы на «Первом» приобретают формат, сохраняющий широкий круг зрителя и рассчитанный, в первую очередь, на молодежь. Высок уровень импровизаций (и запрограммированных, и действительных), которые, благодаря таланту ведущих, носят характер редкого в наши дни доброжелательного (иногда рефлексивного) юмора и приемлемой иронии. Есть, конечно, недочеты, распознаваемые требовательным телезрителем. В полной мере сказанное касается и программы «Рубик всемогущий». Это, конечно, не «Кабачок «13 стульев», но и время сегодня другое.
В моих словах нет критики прошлого или попытки умалить имеющиеся достижения, я знаю телевидение изнутри – работал в этой сфере многие годы. Сегодня новое телевидение рождается в творческих муках на студийных площадках, а не в кабинетах с государственным ампиром и отмирающей идеологией. Делают его смелые, талантливые люди, они соотносят свои планы с мировым опытом, сохраняют связь с имеющимися отечественными традициями и, самое главное, хотят развивать телевидение доброе и содержательное, укрепляющее государство и общество. Нам всем надо поддержать эту тенденцию конструктивно, рационально и без крайностей.
– Армен Багратович, какова Ваша оценка общественной и художественной значимости программы «Рубик всемогущий»?
– Я приветствую программу «Рубик всемогущий», считаю ее, при всех ее ощутимых недочетах, важной с общественной точки зрения и ценной с точки зрения художественно-творческой. В первую очередь, нельзя делать некорректных выводов из-за выбора семьи с армянской фамилией в качестве базовой. Я считаю, что такой выбор продюсеров «Первого канала» подтверждает интерес российской общественности к Армении и армянам. Он обязывает исполнителей бережно отнестись к особенностям своих героев и осторожно осуществлять художественное представление их типового ряда. Во-вторых, программа «Рубик всемогущий» дает очередной повод и армянам, и всем другим народам, составляющим российское общество, посмотреть на себя со стороны. Уверен, что решающим назначением программы станет повышение уровня взаимной уважительной терпимости в российском обществе. Для этого «советую» уважаемому Рубику ибн-«всемогущему» приглашать для встречи с членами своей семьи и с российскими телезрителями известных персон из других стран, скажем, из стран СНГ. Повышению уровня взаимной уважительной терпимости будет, без сомнения, способствовать исполнение на передаче лучших образцов народной и этнической музыки. На фоне того ресурса, который «Первый канал» накопил при блестящем проведении Евровидения-2009, такая трансформация придаст программе «Рубик всемогущий» культурологическую системность и общественно значимую концептуальность. И, наконец, попытаться сформировать харизму героев передачи не посредством маргинально громкого крика и/или нарочито бессистемных перемещений, а посредством, например, внятного современного русского языка и в виде особых, «фирменных» элементов сценической пластики.
Мои предложения не учитывают проблем, связанных с лицензионным статусом программы, они носят, в определенной степени, характер пожеланий. Но я уверен, за программой «Рубик всемогущий» большое будущее, что все участники программы, как высокие профессионалы, сделают все, чтобы эта программа стала показателем качества российского и международного ТВ.
Сергей Ованесов
Оставьте свои комментарии