Единая нация, единая культура
Пять лет назад под патронатом правительства Республики Армении был создан фонд «Единая нация, единая культура», целью которого стало объединение соотечественников из Армении, Арцаха и Спюрка вокруг культурного и исторического наследия нации. За это время свыше пяти тысяч армян из 25 стран мира смогли принять участие в различных фестивалях, в том числе «Единая нация, единая культура», «Сохраним нашу культуру», «20 лет спустя», посвященном годовщине спитакского землетрясения. О деятельности фонда рассказывает его исполнительный директор Тамара Погосян.
Пять лет назад под патронатом правительства Республики Армении был создан фонд «Единая нация, единая культура», целью которого стало объединение соотечественников из Армении, Арцаха и Спюрка вокруг культурного и исторического наследия нации. За это время свыше пяти тысяч армян из 25 стран мира смогли принять участие в различных фестивалях, в том числе «Единая нация, единая культура», «Сохраним нашу культуру», «20 лет спустя», посвященном годовщине спитакского землетрясения. О деятельности фонда рассказывает его исполнительный директор Тамара Погосян.
– Г-жа Погосян, для чего был создан фонд, чем была вызвана его необходимость?
– Впервые идея проведения всеармянского форума была озвучена Министерством культуры еще в 1999 году и по существу являлась ведомственной программой. С течением времени стали вырисовываться более определенные контуры этого нового для Армении проекта. И уже в 2004 году правительство РА учредило фонд «Единая нация, единая культура», основной целью которого стало сохранение, распространение и развитие культурного наследия в едином пространстве Армения–диаспора. В настоящее время при поддержке президента РА к реализации этого проекта привлечены Министерство диаспоры, МИД, Министерство культуры, различные творческие союзы Армении. Но самое главное – сработала обратная связь: за прошедшие пять лет проект не только признан, но и востребован нашей диаспорой.
– Армянскую диаспору можно условно разделить на восточную, западную, постсоветскую и американскую последней волны эмиграции. Как удается сохранить чувство единения у наших соотечественников при такой разности менталитетов?
– Каждая диаспора адаптирует свою культуру к местным условиям проживания, но одновременно и аккумулирует в себе все лучшее, что есть там. Это естественный процесс интегрирования в мировую культуру, и бояться этого не надо. Пожалуй, в этом плане единственной проблемой можно назвать плохое знание армянского языка, особенно среди жителей англо– или франкоязычных стран. Тем не менее, языковой барьер еще не повод для отказа от собственных корней. На наших фестивальных площадках дух единения стирает грани языкового непонимания, социального статуса и политического несогласия. Надо видеть, как к концу празднеств и гости, и зрители понимают друг друга с полуслова, потому что чувство армянского духа заложено в нас на генетическом уровне.
Показателем интереса к своей исторической Родине и ее ценностям может служить тот факт, что из года в год растет количество участников панармянских фестивалей, причем 30% из них уже традиционно составляют те, кто называет себя «постоянными друзьями». Бессменными лидерами всех наших мероприятий остаются представители диаспоры из России, Грузии и Ирана. Причем самая крупная делегация от Российской Федерации представлена общинами Москвы, Ростова, Сочи, Волгограда, Екатеринбурга, Краснодара, Санкт-Петербурга. Кстати, наши дружеские и культурные связи с Российской Федерацией действуют не в одностороннем направлении. Подтверждением тому могут служить Дни культуры Армении в России и, наоборот, – Дни культуры и русского слова в Армении.
– Говоря о единой культуре, можно ли сказать то же самое о политическом единении зарубежных общин?
– Те, кто были гостями или зрителями наших мероприятий, наверняка запомнили доброжелательную атмосферу, которая объединяет армян независимо от их политической принадлежности к той или иной партии. Для тех, кто приезжает к нам в гости, гораздо важнее увидеть Армению своими глазами, чем услышать о ней из чужих уст. В этой связи уместно вспомнить подготовку к третьему всеармянскому фестивалю «Единая нация, единая культура», который состоялся в августе 2008 года. Находились «доброжелатели», пессимистично предрекающие его провал в связи с мартовскими событиями. Однако фестиваль стал идеальной ареной для сглаживания негатива. Конечно, гости видели нагнетаемые страсти. Конечно, задавали вопросы. Скажу откровенно, многие из них можно было бы назвать неудобоваримыми. Но когда получали честные и объективные ответы из компетентного первоисточника, то, естественно, меняли свое впечатление.
– Как сегодня соотносятся новые и старые идеалы, многие из которых в настоящее время переосмысливаются заново?
– Когда задумывался фонд, то в первую очередь мы рассматривали механизмы, которые могли бы дать мощный старт новой идее по сохранению культурного и исторического наследия нашей нации. К 2003 году стало очевидным, что те принципы, которые когда-то реализовывались в советской Армении, должны быть коренным образом обновлены. Страна, имеющая большую диаспору, не может развивать свою культуру только внутри собственных рамок. Это было бы большой ошибкой. В отношении зарубежных армян следует признать, что проблема исторической несправедливости все еще имеет место быть. Как переосмыслить армянские памятники искусства, которые разбросаны по всему миру, причем после кровавых событий 1915 года их значительная часть осталась на территории Западной Армении. И сегодня трудно говорить об их сохранности. С другой стороны, хочу заметить, что из всех мусульманских стран в Иране вопрос толерантности местного населения по отношению к армянским общинам решен достаточно позитивно. Это одна из немногих восточных стран, которая предложила внести в список ЮНЕСКО ряд армянских памятников в статусе мировых культурных ценностей. Я не хочу сегодня вдаваться в дебри политики. Лишь еще раз повторю, что лозунг всеармянского форума «Единая нация, единая культура» в полной мере отражает наши цели: не занимаясь политикой, мы объединяем нацию через культуру.
– При всей масштабности внешних проектов что реально делается внутри страны?
– Одно из основных направлений деятельности нашего фонда связано с активизацией культурной жизни в марзах. Столица, как и полагается большому городу, живет активной столичной жизнью. А вот отъехав от загородных автобанов буквально на 30-40 километров, попадаешь в неблагополучную провинциальную «глубинку». Именно поэтому в дни фестивалей 70% наших мероприятий рассчитаны на регионы. Как-то у меня спросили, почему фонд не зарабатывает деньги за счет коммерциализации этих выступлений. Я считаю аморальным продавать билеты малоимущим слоям населения. В рамках прошлогоднего фестиваля мы организовали единый праздник культуры в 10 марзах, где выступали зарубежные творческие коллективы «Наири», «Звартноц», «Арег», проводились круглые столы с известными деятелями культуры, курс профессионального мастерства провел маэстро Оганес Чекиджян.
– Бывают ли в работе проблемы?
– Конечно. Их у нас более чем достаточно. Во-первых, здесь можно говорить о конкуренции между национальной самобытной культурой и современной продукцией, зачастую довольно низкопробного качества, которая сегодня массово тиражируется в местах отдыха. Недавно мы предложили на рассмотрение новый проект по созданию специального центра культуры, где на период панармянских национальных мероприятий могли бы проживать представители творческой интеллигенции из диаспоры. Для полномасштабного решения этой проблемы сегодня очень важно изыскать дополнительные финансовые возможности. Но, к сожалению, у нас пока нет механизмов по вовлечению альтернативных источников финансирования.
Во многом используем личные контакты.
– Тамара Арутюновна, не хотелось бы заканчивать беседу на столь пессимистичной ноте.
– Напротив. Мне кажется, что за пять лет сделано немало для объединения диаспоры с исторической Родиной. Мы создали большой банк данных, куда включены зарубежные и местные культурные организации и центры, с которыми поддерживаем постоянные контакты. Уже появилась необходимость в открытии наших представительств в крупных армянских общинах. Но самое главное достижение заключается в том, что наш проект востребован как в диаспоре, так и в Армении. А поэтому перспективу я вижу достаточно надежной.
Нашему фонду «Единая нация, единая культура» исполняется пять лет. Я знаю, что международная газета армян «Ноев Ковчег», которую читают в Армении, России и по всему миру, тоже отметила свой двенадцатый день рождения. Это хороший повод поздравить друг друга и пожелать дальнейших успехов. Ведь объединяя нацию, мы делаем одно общее дело: вы – мудрым словом, мы – самобытной культурой.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии