Особенности современных этнических процессов в Армении
Принято считать, что Армения преимущественно моноэтническая страна. По крайней мере, официальная статистика говорит об этом. По последней переписи 2001 года армяне составляли 97,89% населения. Число же этнических меньшинств по той же переписи – чуть больше 2%.Однако некоторые неточности в статистике исследователи все-таки находят.
В Армении официально зарегистрировано 11 национальных общин. Хотя неофициально действуют также организации других этнических меньшинств.
Основной и значительный отток населения из Армении произошел в основном после распада СССР из-за социально-экономических трудностей, военных действий с Азербайджаном, блокады со стороны Турции. Число этнических групп, таких как эстонцы, литовцы, латыши, татары и др., сократилось до минимума. Миграционные процессы среди этнических групп Армении осуществлялись до конца 90-х годов.
Самой крупной этнической общиной в Армении, по официальным данным, являются езиды - 40 тысяч. Езидские организации, в свою очередь, приводят свои данные - чуть более 70 тысяч. Так или иначе, это одна из крупных этнических общин Армении, которая компактно проживает в Араратской долине, в частности, в районах Армавира, Арташата, Арарата, Масиса и Эчмиадзина. Второй крупный массив проживания езидов находится к северо-западу от Еревана, в основном в районах Апарана, Наири (Егварда), Талина и Баграмяна. В столице Армении езиды компактно проживают лишь в районе Авана и в некоторых пригородах.
Относительно крупной этнической общиной в Армении считаются также русские. Их первые поселения в Армении появились в 1826-28 гг., когда несколько семей сектантов из внутренних губерний России переселились в Армению. В последующие годы число русских сектантов и православных увеличилось. Русские молокане, духоборы, прыгуны, субботники и православные (в том числе казаки) основали в Армении десятки населенных пунктов. Особенно компактно русские поселения встречались в Карсской области, но после того как советская власть передала армянскую область Турции, христианское население, в том числе и русское, мигрировало из области. Русские селения в Армении были основаны на горных плато таким образом, чтобы природно-климатические условия были близки к условиям их прежнего проживания.
Кроме того, села русских переселенцев располагались вдоль главных и стратегических магистралей и дорог.
С 30-х годов ХIХ и в ХХ в. в Армении были основаны русские поселения: Александровка, Ахта-Неркин, Базарчай, Борисовка, Воронцовка (Ташир), Воскресенка (Лермонтово), Гергеры-Русские, Галовино, Делижан-Новый, Джелал-Оглы-Русские, Еленовка, Караклис, Константиновка, Михайловка, Новомихайловка, Надеждино, Никитино ( Фиолетово), Николаевка, Новоалександровка, Новоалексеевка, Новомихайловка – в Ташире, Новониколаевка, Новопокровка, Привольное, Семеновка, Сухой Фонтан и др.
Множество русских поселений было в Нагорном Карабахе. Помимо молокан в Армении обосновались также другие группы русского населения. Казаки проживали в Дилижане и в селе Николаевка (где до сих пор сохранились потомки казаков). А православное русское население проживало в Николаевке, Гергерах-Русских, Семеновке, Джелал-Оглы, а также в селах Новопокровка и Привольное. В советское время число русских в Армении увеличивалось за счет семей военнослужащих и специалистов различных профессий. Во время армяно-азербайджанского конфликта пострадали также поселения молокан. В разгар военных действий из Кедабекского района Азербайджана обстреливался город Кармир (Красносельск), где в основном жили молокане и частично духоборы. Население, около 3 тыс. человек, было вынуждено мигрировать полностью, и это самый крупный отток молокан из Армении после независимости страны.
Сейчас русское население Армении представлено молоканами, которые проживают в основном в областях Лори и Ташира (север страны). Особенно многолюдными остаются села Лермонтово, Фиолетово, Пушкино и некоторые другие. Кроме того, более 8 тысяч молокан проживают в Ереване. Отдельная группа русских – субботников, так называемых русских иудаистов, главным образом из Тамбовской, Саратовской и Тульской областей России, проживает в городе Севан и в селах Семеновка, Чкаловка, а также в Ереване и Ванадзоре. За последние годы были реставрированы православные храмы в Гюмри, Ванадзоре, в ряде сел Степанавана и Ташира. В Ереване Русская Православная Церковь действовала даже при советской власти (район Канакера).
Ассирийская община Армении в основном состоит из беженцев из Ирана и Турции. Ассирийцы проживают компактно лишь в 4 населенных пунктах: в Арзни, а также селениях Верин Двин, Шарийар и Димитрово. Однако отдельные семьи проживают также в городах Арташат, Арарат, Армавир, Масис, Абовян, Ванадзор, Бюрегаван и Нор Ачн. Относительно много ассирийцев (в основном армяно-ассирийские семьи) живут в Ереване. В целом ассирийцы сильно ассимилированы, и лишь за последние годы активные ассирийские организации пытаются возродить традиции и культуру своего народа. В 1828 году, после русско-персидской войны, ассирийцев Армении в свое лоно приняла Русская Православная Церковь. Однако в населенном ассирийцами селе Верхний Двин восстановлена ассирийская церковь, первые упоминания которой относятся к середине XIX века. После реставрации храма Ассирийская Церковь Востока (епархия всего Ирака и России) направила в Верхний Двин своего священника.
Что касается численности ассирийцев в Армении, то здесь приводятся разные данные. Официальная статистика говорит о 3500 ассирийцах, в то время как ассирийские организации приводят данные о 5-8 тысячах.
Спорным является также вопрос о численности греков в Армении. По данным 2001 года, в Армении осталось всего 1176 греков. Однако греческие организации приводят данные, которые резко отличаются от официальной статистики. По их источникам, в Армении проживает чуть более 5 тысяч греков. До распада СССР на территории Армении имелось множество греческих поселений, в том числе и компактно заселенных. Первое поселение греки основали в Ахтале (север Армении) в 1763 г. После русско-турецкой войны 1828-29 гг. в Армению переселилось большое количество греков, которые в основном поселились в Александропольском уезде, а также в Лори. Кроме поселений в районе Шорагяла (этнографический район на севере Армении), греки основали квартал Урмонц в городе Александрополь. Квартал имел свой базар, бани, школы и церкви. Число греков постепенно увеличивалось за счет новых переселенцев-беженцев из Османской империи. В целом в Армении имелись греческие поселения (в некоторых – армяно-греческое население): Бендик, Мадан, Ягдан, Когес, Сисимадан, Ала-Килиса, Сарибаш, Баяндур, Байтар, Анкаван, Армутли (Тандзут) и еще один поселок в Нагорном Карабахе - Мехмана. Кроме того, греки живут в городах Ахтала, Шамлуг, Туманян, Спитак, Ноемберян, Ташир, Раздан, Ванадзор, Степанаван, Гюмри, Алаверди и Ереван. Во время моей последней поездки в регион Лори я обнаружил села, где также проживают отдельные греческие семьи (от 2 до 15 семей). В самом городе Алаверди особенно много греко-армянских семей, но, как правило, дети в таких семьях владеют исключительно армянским языком.
Украинское население Армении было и остается городским. Незначительное число украинцев проживает в Ташире и Степанаване, в частности, в селе Николаевка. Часть украинцев из Болниского района Грузии в советское время также переселились в Армению. Армяно-украинские семьи также имеются во всех районах страны.
Еврейская община Армении сконцентрирована в Ереване, Гюмри и Ванадзоре. Большинство евреев Армении – ашкенази (так называемые европейские евреи). Во время армяно-азербайджанского конфликта в Армении обосновались также горские евреи из Азербайджана (в основном члены армяно-еврейских смешанных семей). Хотя община евреев в Армении малочисленна, она довольно активна. Имеются воскресные школы и синагога.
Наряду с русскими переселенцами в середине XIX в. в Армению переселилась группа мордвы (около 180 человек) из Симбирской губернии, которые вместе с молоканами обосновались в селе Надеждино (нынеШорджа) на берегу озера Севан. Эти крестьяне ошибочно числились как русские и лишь в посемейных списках 1886 г. их национальная принадлежность была определена правильно. В дальнейшем в Армению переселялись новые группы мордвы, а также чувашей. Чуваши, как и мордва, жили вместе с русским населением в селе Надеждино, в городах Севан, Варденис, Раздан.
Большинство так называемых кавказских немцев Армении проживает в Ереване. Община имеется также в Ноемберяне. В городе Дилижане проживают потомки ассимилированных немцев. В целом немцы Армении сильно русифицированы, а в селениях разговаривают исключительно на армянском языке. Численность немцев в Закавказье резко снизилась после сталинской депортации. Интересны данные о численности немцев в Армении.
1959 г. – 278 чел., 1970 г. – 408 чел., 1979 г. – 333 чел., 1898 г. – 265 чел. Ныне в Армении проживает не более 300 немцев.
Есть в Армении своя община и образовательные центры и у поляков, которые проживают в основном в Ереване. Специфической группой поляков считаются поляки Степанавана, бытовым языком которых является армянский. Грузины сосредоточены в Ереване и в приграничных населенных пунктах (на севере страны). В Ереване проживают близкие к грузинам лазы, переселившиеся, в частности, из Аджарии и Гурии. Армяно-грузинские семьи в Ереване не редкость.
Курдское население Армении проживает в основном в окрестностях Еревана и Араратской долины, а также в селах Талина и Апарана. Община довольно организованна.
Во время армяно-азербайджанского конфликта в Армению переселились отдельные группы удин. Культурная и религиозная близость удин с армянами (удины, как и армяне, последователи Армянской Апостольской Церкви) стала причиной оттока удин из Азербайджана. Оценки экспертов касательно численности удин в Армении расходятся, но в целом большинство исследователей считают, что удинское население Армении растет.
Из других этнических групп Армении можно выделить абхазов и болгар. Белорусы имеют свою официально зарегистрированную общину. Большинство белорусов проживает в Ереване и Гюмри.
Кроме того, имеются общины осетин, дагестанских народов (преимущественно даргинцев и лезгин), татар, таджиков, кабардин, молдаван, гагаузов и других.
Из относительно новых общин можно выделить арабов, персов и других выходцев из Ирана.
В ряде районов Армении по-прежнему живут азербайджанцы (районы Гавара, Вардениса, Мартуни и др.). Азербайджанские семьи есть также в Ереване. За последние годы многие национальные меньшинства Армении стали действовать активно. Создаются новые организации и общества, открываются школы для нацменьшинств, но с другой стороны, этнические группы не могут иметь своих представителей в парламенте Армении, что лишает их возможности быть услышанными. А ведь этнические меньшинства также служат интересам Армении.
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии