Группа «Цветы» : старый кайф, новый драйв
6 МАРТА В МОСКВЕ В «КРОКУС СИТИ ХОЛЛЕ» СОСТОИТСЯ КОНЦЕРТ ЛЕГЕНДАРНОЙ ГРУППЫ «ЦВЕТЫ», КОТОРОЙ В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 40 ЛЕТ. В ПРЕДДВЕРИИ ЭТОГО СОБЫТИЯ НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ВСТРЕТИЛАСЬ С ОДНИМ ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ РОК-МУЗЫКИ, ЛИДЕРОМ ГРУППЫ «ЦВЕТЫ» СТАСОМ НАМИНЫМ.
6 МАРТА В МОСКВЕ В «КРОКУС СИТИ ХОЛЛЕ» СОСТОИТСЯ КОНЦЕРТ ЛЕГЕНДАРНОЙ ГРУППЫ «ЦВЕТЫ», КОТОРОЙ В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 40 ЛЕТ. В ПРЕДДВЕРИИ ЭТОГО СОБЫТИЯ НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ВСТРЕТИЛАСЬ С ОДНИМ ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ РОК-МУЗЫКИ, ЛИДЕРОМ ГРУППЫ «ЦВЕТЫ» СТАСОМ НАМИНЫМ.
Стас Намин (Анастас Алексеевич Микоян) – российский музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссер и продюсер театра и кино, антрепренер, промоутер и бизнесмен. Создатель многих социальных новаторских проектов. Культовая фигура в российской культуре 1970—2000 гг. Стас Намин — один из основателей отечественной рок-музыки, лидер группы «Цветы». Организатор первого независимого продюсерского центра SNC, откуда вышли многие российские звезды. Организатор первых в стране музыкальных фестивалей, в их числе: Международный музыкальный фестиваль мира в «Лужниках» в 1989 году, серия фестивалей «Единый мир» и другие. Основатель первых в стране частных антреприз: концертного агентства, студии дизайна, фирмы грамзаписи, радиостанции, телекомпании и т.д., положивших начало российскому шоу-бизнесу. Создатель первого негосударственного симфонического оркестра, первого в стране театра мюзиклов. Организатор крупнейших независимых международных и межгосударственных фестивалей культуры в стране и за рубежом.
– Стас, Вы организатор первых в стране музыкальных фестивалей, первых частных антреприз, автор множества новаторских проектов, каждый из которых мог бы стать главным и единственным в жизни. Одновременно Вы занимаетесь творчеством, полноценно проявляя себя и в разных областях музыки и изобразительного искусства, в режиссуре, что тоже хватило бы на нескольких человек. Как Вы находите на все время?
– Так уж у меня сложилось, с тех пор как я в 70-е годы под влиянием «Битлз» увлекся индийской музыкой и философией – ни разу не болел и сплю не больше 6 часов в сутки. Это позволяет мне, увлекаясь разными вещами, работать по 15 часов в сутки. Иногда по утрам я рисую карандашом или углем, когда устаю – играю на ситаре или гитаре, пишу какую-то музыку или тексты. Бывает, что ночью ко мне приходят какие-то интересные идеи, и тогда я их записываю, чтоб не забыть. Я одновременно и жаворонок, и сова. Мне одинаково комфортно работать и утром, и вечером. Главное – делать то, что мне самому нравится.
– Группе «Цветы» 40 лет. Образно говоря, нынешний юбилей – это привет всем из 70-х. Мы помним и то время, и те песни. Группа была мегапопулярна, и ни одна дискотека не обходилась без «медляка» «Цветов». Мы помним это время и эти песни как слушатели. А хотелось бы, чтобы Вы рассказали о тех временах — какими они были для Вас и как в дальнейшем складывалась жизнь «Цветов».
– Сорок лет «Цветов» складывались по-разному. Первые двадцать, с 69-го по 89-й, разделились фактически на два периода. До 86-го был период запретов и гонений. Первые десять лет – полный запрет в средствах массовой информации и редкие, ущемленные худсоветами, компромиссные записи. В 1980 году я наивно решил переехать вместе в группой в Армению, и мы поступили на работу в Армконцерт. В 1981-м организовал самый большой в стране фестиваль поп-музыки и пригласил лучших отечественных представителей поп-, рок-музыки и джаза. И тут я почувствовал, как далеки были мои романтические идеи от реальной жизни. Сделанный мною рекламный плакат фестиваля – в голубом солнечном небе летящая карта Армении – был интерпретирован как идеологическая диверсия, так как в этом усмотрели намек на отделение Армении от Советского Союза. Другой вариант плаката, где традиционный армянский орел из Звартноца нес в клюве эмблему фестиваля, был также запрещен как слишком агрессивный. Название «Фестиваль поп- и рок-музыки» было изменено на «Фестиваль популярной песни». Зарубежным исполнителям, которые уже прилетели в Москву, запретили лететь в Армению, и т.д. и т.п. Тем не менее фестиваль состоялся на велотреке в Ереване и прошел с огромным успехом. Присутствовали десятки наших и зарубежных журналистов, фестиваль снимал первый канал советского телевидения. Вскоре в журнале «Time» вышла очень хвалебная статья, где фестиваль сравнивали с Вудстоком и с удивлением констатировали эмоциональность, свободу реакции аудитории и то, что концерт длился до 2 часов ночи. Это вызвало серьезную негативную реакцию у армянских властей, и КГБ Армении написало официальное письмо в Москву о том, что я веду подрывную идеологическую работу, растлевая советскую молодежь. Нас тут же со скандалом выгнали из Армконцерта, а на аэродроме у меня отобрали паспорт, чтобы ограничить мои перемещения.
И так вплоть до перестройки на нас были гонения, за нами по пятам следовала прокуратура России, и нас полностью бойкотировали Министерство культуры и все другие советские организации.
С 80-го по 86-й… С одной стороны, мы эпизодически появлялись в СМИ, с другой – обострились конфликты с режимом. В 86-м вместе с перестройкой неожиданно началась другая жизнь: «Цветы», получив свободу, впервые выехали на Запад и за четыре года совершили мировое турне. Я тогда увлекся другими проектами, создал группу «Парк Горького», симфонический оркестр, фирму грамзаписи, радиостанцию, организовывал разные фестивали…
Поэтому следующие десять лет «Цветы» фактически не существовали. Только в 1999-м группа собралась опять и отметила свое тридцатилетие большим концертом с участием ранее работавших в группе музыкантов и друзей.
В 2000-х группа мало гастролировала, работая в театре, участвовала в создании мюзикла «Волосы», рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и других спектаклей. Если за первые двадцать лет музыканты «Цветов» постоянно менялись, то последние десять лет состав практически неизменен. И я думаю, это один из самых сильных составов за всю историю группы.
– Ваши диски на фирме «Мелодия» расходились миллионными тиражами, и «Мелодия», обогащаясь на Ваших тиражах, Вам не платила. А к 40-летию «Цветов» вы записали ностальгический диск на самой дорогой в Лондоне «битловской» студии Abbey Road, вложив в него, по слухам, огромные деньги, и без надежды на коммерческий успех. Это был сознательный жест? Почему Вы так поступили?
– Для меня никогда искусство, в том числе песенное, не стимулировалось зарабатыванием денег. В советские времена мы получали за концерт 5 рублей 50 копеек. Деньгами это назвать трудно. А к тому времени, когда здесь начался коммерческий советский шоу-бизнес, мы, слава Богу, уже не работали.
Сейчас, проснувшись от двадцатилетнего сна, «Цветы» решили записать на Abbey Road все свои ранние песни. Мы думали прежде всего о том, чтоб таким образом внятно и красиво завершить 40-летний творческий период. И уж точно не заработок к этому подтолкнул, скорее творческие амбиции.
Выбрали Abbey Road потому, что именно там возможно воссоздать то звучание, которое отличает всю классику жанра, рок-музыку тех лет. В записи на Abbey Road мы использовали уникальные технические возможности, которые существуют только на этой студии. Мы пели именно в те микрофоны, в которые «Битлз» спели все свои песни. Мы использовали старинный ламповый пульт, через который писались и «Битлз», и «Пинк Флойд», и другие супергруппы тех времен. Все наши треки мы записали и на аналоговую пленку и только после этого обрабатывали цифровыми приборами, используя лучшие современные технологии. В результате, мне кажется, нам удалось добиться той удивительной теплоты и глубины звука, которые отличают записи 60-х – 70-х. Мы использовали только «правильные» инструменты: гитары Fender и Gibson первых выпусков через оригинальные усилители Vox и Orange без всяких дополнительных эффектов, орган Hammond, фортепиано Steinway & Sons – те самые, на которых писалась вся классика рок-н-ролла. Это я рассказываю секреты, интересные для музыкантов, а для всех, наверно, было бы интересно то, что, записываясь две недели по 12 часов в день в той самой студии, где писались наши кумиры, мы чувствовали какую-то особую энергию. Наше волнение, которое у нас, естественно, вначале было, буквально в первый день записи исчезло, и появились уверенность и концертный драйв, который, мне кажется, заметен в каждой записанной ноте. Действительно, в этой легендарной студии есть какое-то рок-н-ролльное волшебство. И кажется, нам удалось сохранить теплоту «живого» звука.
– Диск «Назад в СССР» был выпущен в русле общего ностальгического настроения последних лет. Некоторые рецензенты называют диск «памятником творчеству «Цветов»... Почему Вы решили реанимировать эти песни и эту группу?
– В 70-е нашими поклонниками стала практически вся страна – сотни миллионов людей, сегодня эти люди стали старше, но так же помнят и любят наши песни. А молодое поколение, которое, может быть, про нас ничего не знает изза того, что мы в конце 80-х ушли со сцены, надеюсь, услышав сегодня альбом лучших песен ранних «Цветов», тоже найдет в них какие-то для себя ценности. Сегодня наши песни существуют вне моды, они простые, мелодичные, теплые и искренние – это, наверно, то, что нас отличает. Сева Новгородцев, первым услышав этот альбом, в интервью со мной на BBC сказал: «Вы создали нетленку в загранке». Собственно, я с ним согласен. Альбом «Назад в СССР», по сути, восстанавливает историческую справедливость. Ведь если бы не было запретов советского режима, то, может быть, мы в 70-е при нашей популярности записывались бы на Abbey Road и звучало бы все именно так, как сегодня в этом альбоме.
Я уверен, что записанный на Abbey Road альбом «Назад в СССР» перенесет наших поклонников назад в молодость, в то самое лучшее, что с ней связано – любовь и кайф. Мы записали альбом так, что все 24 песни звучат со старым кайфом и новым драйвом.
Стас Намин с Арнольдом Шварценеггером
В 40-летний юбилей мы решили уже на новом витке жизни опять выйти на большую сцену, потому что почувствовали, что можем предложить публике то, чего сегодня нет на отечественной сцене. С одной стороны, напомнить публике наши ранние, уже известные песни, с другой стороны, показать, что и как мы играем сейчас. Думаю, это тоже станет для многих неожиданностью. Наши хиты 70-х известны и молодому поколению, но мало кто знает, что это песни «Цветов», так как мы исчезли более чем на 20 лет. А те, кто воспитывался в 70-80-х и для кого эти песни – неотъемлемая часть их жизни, думаю, с удовольствием вспомнят и «живьем» услышат их снова, вспомнив романтику юных лет.
– После трехгодичного мирового турне в 1989 году группа «Цветы» решила остановить свою деятельность, и Вы занялись новыми проектами. Создали театр, сделали выставку как фотохудожник, пишете музыку, продюсируете собственные проекты. Какие проекты для Вас оказались самыми важными?
С Сергеем Соловьевым и Квентином Тарантино
– В начале 1987 года, после своих первых выездов с концертами на Запад, я решил попробовать свои силы как продюсер на мировом рынке шоу-бизнеса. Специально на экспорт создал музыкальный проект, придумав ему название по месту рождения — «Парк Горького». Я подобрал музыкантов и в результате двухлетней работы в своей студии SNC создал имидж и демо-записи своей новой группы, подписал контракт с US Polygram Records, пригласив для этого в Москву президента Дика Эшшера, привлек к проекту группу «Бон Джови», и в результате «Парк Горького» стал популярен в мире.
Трамплином в карьере «Парка Горького» стало участие в еще одном важном для меня проекте, историческом рок-фестивале 1989 года против наркотиков в «Лужниках». Я включил «Парк Горького» в фестиваль вместе с Бон Джови, «Мотли Крю», Оззи Озборном, «Скорпионс», «Синдереллой» и другими мировыми звездами. Фестиваль транслировался в 59 странах мира.
Очень важными мне кажутся фестивали, которыми я тогда занимался. Моим центром была организована тогда серия международных этнических фестивалей «Единый мир» на Красной площади и в парке Горького, национальный фестиваль «Рок из Кремля», впервые провозгласивший свободу со сцены Кремлевского дворца; фестиваль «Русские вечера», ставший наиболее значимым фестивалем российской культуры за рубежом.
С Дастином Хоффманом
Я много времени отдаю театру, который мы создали десять лет назад в Парке Горького. Мы начали с мюзикла «Волосы», поставили рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», «Бременские музыканты», в ближайших планах – мюзикл «Три мушкетера» на музыку М.Дунаевского, мюзикл «Портрет Дориана Грея», «Алиса в стране чудес» на музыку и стихи В.Высоцкого и др. Фактически театр стал первым репертуарным театром мюзиклов. После реконструкции нашего центра, которую мы планируем в ближайшее время с руководством города, на новой, оборудованной по последнему слову техники сцене мы будем постоянно показывать лучшие образцы современных и классических мюзиклов.
С Харрисоном Фордом
В 2000-х годах я в основном сконцентрировался на экспериментах в этнической и симфонической музыке. Моя сюита «Осень в Петербурге» прозвучала в Доме музыки в 2007 году в исполнении Русского федерального симфонического оркестра.
Около десяти лет назад я увлекся графикой и живописью и в этом году готовлю выставку своих художественных работ. Совместно с Дживаном Гаспаряном готовим этнический альбом, где я буду играть на индийском ситаре. Надеюсь, в этом году также выйдет альбом, где я представлю свои эксперименты в академической музыке. Ну а с «Цветами» мы уже готовим новую программу и представим ее на суд зрителей в ноябре 2010 года.
С Шерон Стоун
– Ваши деды по линии отца и по линии матери были, можно сказать, великие политические деятели. Анастас Микоян – член Политбюро, председатель правительства СССР и всемирно известный политик. Григорий Артемьевич Арутюнов – с конца 1937 года по 1953 год был I секретарем ЦК компартии Армении, названный в народе «Григор–строитель», он в определенном смысле основоположник сегодняшней Армении. Как Вы относитесь к своим родственникам и почему не продолжили традицию политической карьеры или военной, как Ваш отец?
С Брайаном Меем (Queen)
– Я, конечно, горжусь своими дедами. Григория Артемьевича я практически не помню, а Анастаса Ивановича помню очень хорошо. Насколько я знаю со слов мамы, да и видел и чувствовал сам, в жизни они были теплыми, искренними и добрыми людьми. А природный талант, широта кругозора, настоящий патриотизм и государственное мышление позволили ему сделать то, чем гордятся люди.
Отец мой был военный летчик, и мое детство прошло с ним в военных гарнизонах. Но мое суворовское училище не сделало меня военным на всю жизнь. Это скорее было начальное военное образование, которое, кстати, дало мне очень многое – и закалку, и самодисциплину, и прочее. Сам же в жизни я оказался из другого «санатория». Мне не по душе какая бы то ни было служба – военная или государственная, так же, как формальное обязательное присутствие.
С Робертом Де Ниро
– Ну и, конечно, про грядущий юбилейный концерт в «Крокус Сити Холле». Что ожидать Вашим поклонникам?
– В концерте 6 марта мы, конечно же, сыграем все наши известные песни. В некоторых из них, как сюрприз, будут участвовать знаменитые гости. Мы пригласили наших друзей-музыкантов, с которыми нас связывают многие годы дружбы: Андрея Макаревича, Юрия Шевчука, Николая Носкова, Сергея Мазаева, Дмитрия Ревякина, Александра Маршала. В концерте также примут участие лучшие отечественные поп-звезды: Валерий Меладзе, Валерия, Чичерина и другие, из молодого поколения – группа «Би-2» и другие великолепные музыканты. Из Лондона прилетит один из лучших барабанщиков мира Иен Томас, участвовавший в записи нашего альбома на Abbey Road.
С Милой Йовович
Кроме известных хитов, сыграем несколько песен из нового репертуара «Цветов» - из альбома, который мы собираемся записывать будущим летом. Кроме того, отдадим дань великим музыкантам, у которых мы учились. Зрители услышат «живое» исполнение «Богемской рапсодии», «Квин», «Пинк Флойд» и, конечно же, «Битлз». В концерте также примут участие легендарные отечественные группы 60-х: «Сокол», «Скифы» и «Политбюро», которые вместе споют гимн хиппи 60-х, популярный в то время хит «Солнце над нами».
Мы также представим эскиз нашего нового совместного проекта с группой «Скорпионс», ремейк песни «Ветер перемен», которую они написали фактически у нас в парке Горького. Этот мировой хит будет записан в ближайшее время в новой аранжировке «Цветов» на русском и английском языках дуэтом: Клаусом Майне – автором песни и солистом «Скорпионс», и Олегом Предтеченским – солистом «Цветов».
С Леонардо Ди Каприо
В концерте будут участвовать оркестр «Солисты Москвы» п/у Юрия Башмета, Московский детский хор п/у В.В. Овсянникова, хор солистов нашего театра, а также этнические музыканты и другие исполнители. Будет установлен самый большой в Европе видеоэкран (8 метров в высоту и 20 в ширину), для которого специально готовится видеоинсталляция каждой песни, 5 выдвигающихся экранов, лазеры и другие сценические эффекты. Думаю, что концерт будет очень интересным для всех, а для нас он станет эпохальным.
Беседу вела Армила Минасян
Оставьте свои комментарии