Париж в новейшей истории Армении
Визит президента Сержа Саргсяна в Париж стал его первым официальным визитом в одну из ведущих западных стран за последние два года, т.е. с момента вступления в должность.
На первый взгляд неожиданное приглашение С.Саргсяну посетить с официальным визитом столицу Франции может рассматриваться как своеобразный прорыв в этом важнейшем для него вопросе. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что не все так просто.
Очевидно, что Серж Саргсян был вызван для того, чтобы одна из стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ выяснила бы наконец для себя истинную позицию президента Армении по вопросу обновленных «Мадридских принципов». Напомним, что в середине февраля Баку уже дал свое принципиальное согласие относительно этого документа. Ереван же, в свою очередь, подготовил соответствующие предложения к представленному международными посредниками документу. Содержание предложений Еревана не раскрывается, но можно предположить, что предложения армянской стороны сводятся к принципу: «Сначала достижение договоренностей по статусу и безопасности Нагорного Карабаха, а затем - отвод армянских подразделений из 5 районов «зоны безопасности». Эти предложения противоречат идеологии «Мадридских принципов», суть которых, прежде всего, сводится к отводу армянских подразделений из 5 районов «зоны безопасности», а все остальные вопросы оставлены «на потом».
Для того, чтобы как-то разобраться с этой ситуацией, в Париж и был приглашен президент С.Саргсян. Интересно, что буквально накануне его визита в столицу Франции в Москве с кратким рабочим визитом побывал глава внешнеполитического ведомства Армении Э.Налбандян. Последний в праздничный для всей России и ее истеблишмента день 8 марта встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Очевидно, что накануне визита чрезвычайной важности С.Саргсяна в Париж была необходимость в том, чтобы глава внешнеполитического ведомства Армении «сверил часы» со своим российским коллегой.
Безусловно, центральной частью визита С.Саргсяна в Париж была его беседа с президентом Франции Николя Саркози. Надо полагать, что уровень откровенности на этой встрече был достаточно высок. По странному, но отнюдь не случайному стечению обстоятельств одновременно с С.Саргсяном в столице Франции находился и экс-президент Армении Роберт Кочарян, который встретился с экс-президентом Франции Жаком Шираком. Если верить оппозиционным изданиям, то С.Саргсян и Р.Кочарян также общались между собой в Париже. Одним из итогов этих напряженных встреч в столице Франции стали проблемы со здоровьем у президента Армении.
Одновременное пребывание во Франции второго и третьего президента Армении напомнило нам события 13-летней давности. Тогда после сентябрьской пресс-конференции и статьи «Война или мир?» президент Л.Тер-Петросян отбыл с официальным визитом в Париж, где и подтвердил свое согласие с поэтапным планом урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако это обстоятельство тогда не вызвало бури восторга у президента Жака Ширака. Л.Тер-Петросяну вежливо указали на то обстоятельство, что по вопросу поэтапного урегулирования у него самого есть оппоненты в лице главы правительства, министра обороны (Вазген Саркисян), министра внутренних дел и национальной безопасности (Серж Саргсян), а также руководства Нагорно-Карабахской Республики (Аркадий Гукасян) и т.д.
После чего в Париж с рабочим визитом был приглашен премьер-министр Р. Кочарян. Рабочий визит премьер-министра маленькой Армении в декабре 1997 года длился аж 6 дней (!). По странному стечению обстоятельств Р. Кочаряна приняли все без исключения первые лица Франции. Вот далеко не полный перечень встреч, проведенных Р. Кочаряном во Франции:
1. С президентом Ж. Шираком. Деталь: Ж. Ширак встретил совершающего рабочую поездку Р. Кочаряна у входа в Елисейский дворец. Беседа между ними длилась дольше определенного времени - свыше часа с четвертью. Отвечая затем на вопросы журналистов, Р. Кочарян отметил, что основной темой беседы были возможные варианты у р е г у л и р о в а н и я карабахского конфликта. По словам Р. Кочаряна, беседа была откровенной и искренней.
2. С премьер-министром Л. Жоспеном.
3. С председателем сената Р. Монори.
4. С председателем Национального собрания Л. Фабиусом.
После отбытия Р. Кочаряна в Ереван в столицу Франции в начале января прибыл действующий президент Л. Тер-Петросян. Месяц спустя, 3 февраля 1998 года, он подал в отставку.
Аналогия не может быть использована нами в качестве аргумента при анализе политического положения нынешнего руководства Армении. Но она вполне годится для иллюстрации ситуации. Тем более, что у действующего президента Армении появились и свои критики из состава властной коалиции. Это известный олигарх и лидер второй по величине парламентской фракции «Баргавач Айастан» («Процветающая Армения») Гагик Царукян. Его критика в адрес министра экономики – это, по сути, критика в адрес премьер-министра Тиграна Саркисяна и Республиканской партии. Если учесть то обстоятельство, что за спиной у Г. Царукяна маячит фигура его главного бизнес-партнера и экс-президента Р. Кочаряна, то истинные мотивы критики, адресованной главе правительства Армении, становятся вполне объяснимы.
Одним словом, Париж – это не только одна из самых прекрасных столиц мира, но и место, где все без исключения президенты Третьей Республики Армении, имели «откровенные и искренние» беседы с президентами Франции по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Париж в новейшей истории Армении – это город, где многие армянские политики исповедуются, дают обещания и оправдываются за невыполненные обещания.
За последние 10 дней произошло еще одно знаменательное и не очень приятное событие, касающееся Армении. Речь идет об опубликованном 11 марта докладе госдепартамента США «Права человека в 2009 году». В докладе руководство Армении подвергается жесткой и нелицеприятной критике за состояние дел с основными правами и свободами человека.
Однако на этот счет есть и другая точка зрения. Речь идет о заявлении «лучшего европейца» и лидера «Баргавач Айастан» Гагика Царукяна о том, что они не вправе критиковать ситуацию с защитой прав человека в Армении. «Пусть сначала США посмотрят на себя, на проводимую ими политику и только потом осуждают нас. Пусть сначала они решат вопрос с тюрьмой в Гуантанамо и только потом критикуют нас», – заявил олигарх.
Г. Царукян так и не сказал, кто имеет право критиковать ситуацию с защитой прав человека в Армении. Но вполне возможно, это Великобритания. Мы обращаем внимание на доклад о положении в области прав человека в 2009 году, который на минувшей неделе опубликовало Министерство иностранных дел Соединенного Королевства. Доклад представлен парламенту министром иностранных дел Дэвидом Милибэндом. Среди списка из 22 стран, вызывающих обеспокоенность в области прав человека в Лондоне, нет Армении. Нет, в докладе не сказано, что в Армении все в порядке с правами человека. Но, во всяком случае, многочисленные проблемы, существующие в Армении в области прав человека, в Лондоне обеспокоенности не вызывают. Так что теперь в официальном Ереване знают, но не декларируют, кто имеет право говорить о политзаключенных в Армении, а кто – нет.
Впрочем, может быть, после поездки 12-13 апреля в США президент С.Саргсян сам выскажется по этому поводу. Тем более, если верить официальным сообщениям, там с ним собираются говорить об армяно-турецких протоколах. Если же Р.Эрдоган не поедет в Вашингтон, то с президентом Армении поговорят о «Мадридских принципах» и урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Проще говоря, в Вашингтоне на него будут «давить» и требовать уступок. Очень скоро станет известно, поддался ли С.Саргсян на это давление или нет.
Давид Петросян, политический обозреватель информационного центра «Ноян Тапан», Ереван
Оставьте свои комментарии