Мыслить национальными категориями
Статья Александра Микаэляна о реконструкции центра армянской столицы («Еревану нужны свои Елисейские Поля») вызвала оживленную дискуссию у читателей нашей газеты. Благодарим всех ее участников за высказанные ими мнения и пожелания. Автор статьи не остался в стороне от обсуждения и ответил на некоторые вопросы его участников.
Статья Александра Микаэляна о реконструкции центра армянской столицы («Еревану нужны свои Елисейские Поля») вызвала оживленную дискуссию у читателей нашей газеты. Благодарим всех ее участников за высказанные ими мнения и пожелания. Автор статьи не остался в стороне от обсуждения и ответил на некоторые вопросы его участников.
Начну с точного замечания одного из читателей, который сказал: «Сразу видно, что большинство участников форума бывает в Ереване наездами». Я не был в Ереване 20 лет, и моя статья не может быть свободна от прожектерства. Должен сказать, что я отдаю себе отчет в недостатках «дистанционного патриотизма» и пытаюсь как-то преодолеть его ограничения регулярными публикациями в нашей прессе, которую внимательно читаю каждый день.
Мой отец Грант Микаэлян был замечательным зодчим и любимым учеником Тер-Микелова, автора лучших зданий Тифлиса и Баку. Благодаря ему, я более или менее грамотно разбираюсь в зодчестве и отличаю строгое величие настоящей красоты от проявлений дурного вкуса, заметных (повторю еще раз) и в Париже, и в Мадриде, и в Петербурге.
Основная мысль моей публикации состояла в том, что мы должны стать хозяевами европейского наследия. Таманян доказал, что уважение к европейским достижениям и стандартам вовсе не подразумевает рабский пиетет. Нет ничего неестественного в том, чтобы у Еревана были свои Елисейские Поля, Монмартр и улица Пигаль (последняя, кстати, едва ли представляет собой пример для подражания).
…Известно, что в спорах рождается истина. Однако для этого необходимо вести спор корректно и конструктивно. В противном случае критика вырождается в выяснение личных отношений в ущерб поискам истины (в данном случае, будущего облика одинаково любимого всеми нами Еревана). Ни один из нас не может претендовать на универсализм своего личного опыта, каким бы богатым он ни был. Мы должны научиться видеть друг в друге братьев и сестер, а не оппонентов и конкурентов; и просто обречены на взаимное уважение, если хотим выжить. Нас спасет не просто единство, о котором писал Чаренц, а, прежде всего, взаимопонимание.
…Странно, что уважаемая читательница не заметила названия моей статьи, которую она подвергла язвительной критике, закавычив название главной улицы Парижа в применении к Северному проспекту Еревана. А ведь я говорил как раз о том, что у Еревана пока нет главной магистрали, подобной Елисейским Полям, хотя генплан Таманяна предусматривал ее прокладку. А чем плохо профессиональное изложение градостроительных концепций, о которых многие читатели не имеют (и не обязаны иметь!) правильных представлений?
Отказ видеть трущобы в центре города, становящегося центром многомиллионного армянского мира, является проявлением здравого смысла, а не эстетского снобизма и высокомерия. Ереван является столицей народа, давшего миру Ани, Тигранакерт и Арташат, построившего Тифлис, Баку и внесшего огромный вклад в возведение Стамбула. Можно ли сохранять в его центре трущобы, вызывающие ассоциации с бидонвилями Порт-о-Пренса, огульно производя их в разряд памятников старины? Указание на факт моего проживания вдалеке от Армении, увязанное с обвинением в безразличии к трудностям жизни коренных ереванцев, направлено не по адресу - я выехал в Америку из Грузии, в которой прожил 46 лет, заплатив высокую цену за свое армянство.
…Другой участник форума выразил сожаление в связи с тем, что я не сказал ничего о реконструкции проспекта Маштоца. Это не совсем так, ибо я упомянул этот вопрос в самом конце статьи (хотя всего лишь вскользь). Но вопрос поставлен правильно, и я полностью присоединяюсь к этому мнению. Реконструкцию проспекта Маштоца, особенно его нижней части, облегчает то обстоятельство, что выстроенные на нем здания давно отслужили свой срок. Многие из них (как и многие дома на проспекте Тиграна Меца, улице Туманяна и в других местах) имеют деревянные перекрытия, что резко снижает их прочность. Несомненную ценность представляют два жилых дома, построенных по проекту Исраэляна рядом с ведущими к мечети ступеньками, крытый рынок и два симметричных жилых дома, построенных по проекту Георгия Таманяна на южном конце проспекта. Однако приступить к реконструкции можно будет только после расчистки трущоб на месте так и не осуществленного Главного проспекта. Интересна и мысль о черепичном покрытии крыш Еревана.
В развитие темы «дистанционности» патриотизма признаюсь, что я не представляю себе, какими соображениями руководствуются отцы города, назначая заоблачные цены за квадратный метр жилплощади в элитных новостройках в стране, население которой остро нуждается в жилье. Очевидна как непорядочность армянской элиты, пирующей во время чумы, так и ее дурной вкус. Нельзя не согласиться и с тем, что «Ереван застраивается импровизированно», что, по существу, означает отсутствие государственной дисциплины и единоначалия в строительной политике.
…Напоследок затрону тему, выпавшую из поля зрения читателей. Я вспомнил о ней в Мадриде. Мадрид – потрясающе интересная имперская столица, о которой можно говорить часами. Но нас интересует облик Еревана, не имеющего, казалось бы, ничего общего с обликом столицы Испании. Оказалось, это не совсем так. Балконы новых жилых домов Мадрида и его пригородов обезображены так же, как балконы домов в Ереване. Ничего сходного нет ни в Париже, ни во Франкфурте, а в Испании на это зло, судя по всему, просто не обращают внимания. В советскую эру массовую «шушабандизацию» жилых домов гневно осуждали, но с непонятным упорством продолжали применять в застройке Еревана типовые проекты, которые доказали свою полную непригодность к армянским условиям. Вопрос реадаптации ветшающей типовой застройки должен быть поставлен на повестку дня, тем более, что речь идет не только о внешнем облике столицы, но и о сейсмоустойчивости ее домов. Удивительно, как эти здания выдержали анархию их эксплуатации. Решение этого вопроса, как и всех прочих, упомянутых выше, лежит в плоскости усиления государственной дисциплины и привития ереванцам привычки мыслить не сугубо индивидуальными, а общенациональными категориями.
Тему реконструкции центра Еревана невозможно охватить в одной газетной статье. Живой обмен мнениями, в ходе которого многое предстает в новом свете, - лучший способ прийти к истине.
Александр Микаэлян
Оставьте свои комментарии