Политэкономический коктейль
За 8 месяцев этого года, согласно данным статистики, произошел рост экономики на 3,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если еще учесть и беспрецедентное падение экономики в прошлом году, то столь мизерный рост может вызвать энтузиазм только у чиновников, полагающих успешным все, к чему они имеют отношение. Простой же люд приходит от этой цифири в уныние. Если даже двузначные темпы роста было трудно почувствовать на себе, то 3%, которые могут оказаться и статистической погрешностью, почувствовать может разве что экстрасенс.
«Мы ждем роста ВВП в 3-4%. Экономика Армении после кризиса вступила в этап стабилизации и восстановления», - заметил по этому поводу министр финансов Тигран Давтян. Правда, премьер Саркисян считает, что рост ВВП составит 2%. Видимо, не договорились.
Импорт в четыре раза превышает экспорт – чудес не бывает, но даже на фоне удручающей цифири совершенное уныние вызывает сельскохозяйственное производство со спадом на 18%. Год, действительно, выдался трудный, овощи и фрукты стоят в этом году как минимум в 2 раза дороже, чем в прошлом. Но вряд ли единственная причина неурожая – это прихоти природы. В мае этого года министром сельского хозяйства был назначен человек от партии «Страна законности» Герасим Алавердян, которого с сельским хозяйством роднит только то, что он родился в селе, а перед назначением на высокий пост контролировал от имени Контрольной палаты расходование бюджетных средств в сельском хозяйстве. Последствия же назначения партийцев, как правило, печальны – как только они начинают отличать тычинку от пестика – пора уступать пост соратнику, тоже не сильно обремененному знаниями.
На фоне этой цифры правительство утвердило 30 сентября проект государственного бюджета республики на 2011 год, и 18 октября началось его обсуждение в парламенте. Премьер Саркисян назвал его социальным, с заложенными в нем «колоссальными» – так сказал премьер – средствами на здравоохранение, социальное обеспечение и образование. В целом на социальную сферу будет направлено 45% бюджета, или $1,2 млрд, из них $560 млн пойдут на выплату пенсий и пособий. На оборону уйдет около $ 400 млн, и тут пока спасает больший, чем в Армении, размах коррупции в Азербайджане и чисто оборонная военная доктрина Армении, позволяющие уравновесить инвестиции в военный сектор. Расходы госбюджета Армении в 2011 году приблизятся к 1 трлн драмов ($1 – 360,55 драма), доходы составят порядка 849,9 млрд драмов при дефиците в 148,6 млрд драмов. Рост ВВП запланирован в размере 4,6%.
Премьер полагает, что изменившееся в 2010 году состояние мировой экономики и высокий дефицит бюджета, стимулирующий потребление, положительно повлияли на экономическое состояние Армении. В качестве позитива премьер отметил рост трансфертов из России на 25%.
Министр финансов, проявив определенную независимость от своего патрона, назвал тот же бюджет «бюджетом стабильного развития». Кажется, что все-таки лучше согласиться с определением премьера, ибо 4,6 % запланированного роста ВВП в 2011 г. явно не дотягивают до понятия «развитие». Стабильность же при таких темпах звучит приговором на экономическую отсталость.
Впрочем, есть и другие определения бюджета 2011 г. Член экономической комиссии парламента Ара Нранян, представляющий в парламенте фракцию АРФ «Дашнакцутюн», назвал его «бюджетом стабильного топтания на месте».
– Это чисто бухгалтерский документ, а не документ экономической политики, - полагает депутат, сетуя на то, что в бюджете нет механизмов диверсификации экономики и благоустройства деловой среды. Спад в аграрном секторе, по его словам, тоже требует объяснений, потому что если все оправдывать погодными условиями, то он должен происходить каждые 2-3 года, в то время как такого спада у нас еще не было.
Впрочем, у премьера есть проекты, опровергающие обвинения правительства в безыдейности. Правда, даже нейтральные СМИ отзываются о них с определенной иронией. В частности, Тигран Саркисян собирается резко увеличить экспорт армянского сыра. Второе направление – рыба. Вместо 80 тонн рыбопродуктов, экспортированных в этом году, в будущем году будет вдвое или втрое больше. И еще – туризм. О демонополизации экономики и облегчении бизнеса сказано так много, что, наверное, и делать уже ничего не хочется – вся энергия ушла в слова.
Не нравится новый бюджет и генеральному директору «Союза компаний по информационным технологиям» Карену Варданяну: «В этом году Федерации дзюдо выделили 87 млн драмов (около $250 тыс.), а сфере информационных технологий, которая является одной из преобладающих отраслей, – всего 80 млн драмов», – отметил Варданян. Т.е. дзюдо у нас превыше хай-тека. Вардан Бостанджян, член фракции «Процветающая Армения», входящей во властную коалицию, заявил, что является сторонником не выделения больших средств на выплату пособий, а инвестирования этих средств в проекты, которые дали бы людям работу и возможность заработать, ибо неработающий, но получающий пособие человек деградирует. Правда, политические соображения требуют поддержать бюджет, и ППА, оставшись верна коалиционным договоренностям, проголосует «за». Надо ли говорить, что и партия власти – РПА – примет его, внеся, может быть, незначительные изменения.
Впрочем, что касается единства РПА и ППА, то в последнее время появились определенные сомнения в самозабвенной дружбе сегодняшних политических тяжеловесов. Так, например, 4 октября подала заявление об отставке вице-спикер парламента от «Процветающей Армении» Аревик Петросян. Сама экс-вице-спикер полагает, что она работала активно и добросовестно – ей за три года парламентской деятельности удалось стать автором и соавтором около двух десятков принятых законопроектов. Будучи юристом, она собирается продолжить упражняться в законотворчестве уже в статусе рядового депутата, как бы продолжая служить отечеству в любом чине и звании. С поста же вице-спикера ее попросила родная партия, несмотря на 20 законов, числящихся в ее активе. Лидер ППА Гагик Царукян объяснил ее отставку тем, что она не носила на груди значок ПА и потому мало кто знал о ее членстве в этой партии. Однако обид на партию г-жа Петросян не держит, покидать сомкнутые ряды не собирается, но будет ли впредь носить партийный значок – неизвестно. Про истинные же причины отставки все молчат, как партизаны на допросе. Остается полагать, что произошло такое, о чем и не скажешь. Надо сказать, что отставка вице-спикера-женщины является потерей для армянского парламентаризма. В той или иной мере она олицетворяла европейскую мечту о гендерном равноправии в парламенте, напоминающем мужской клуб. Она родом из Гюмри и говорила о своем городе с гордостью, полагая его хранилищем национальных ценностей. А перед самой отставкой о ней был снят ролик, где с экрана лился такой густой елей, что человеку непривычному становилось стыдно за свою греховную сущность. И уравновесить столь откровенное возвеличение смертного природа может только его низвержением, чтобы не потерять представлений о балансе.
Странным образом кандидатур среди ветеранов партии у ППА не нашлось, и на пост вице-спикера был выдвинут дебютант партии Самвел Баласанян. До этого он был членом «Страны законности», однако покинул ее ряды в мае 2007-го. К чести Самвела Баласаняна следует сказать, что сделал он это не в мае 2006-го, когда ряды партии из-за конфликта тогдашнего президента Кочаряна с лидером СЗ Артуром Багдасаряном дружно покинули бизнесмены, не желавшие портить отношения с властью, а через год. Учитывая пивной бизнес Баласаняна, самый крупный по количеству рабочих мест в Гюмри, это опоздание можно истолковать почти как фанатическую верность партийным идеалам. В мае сего года послужной список Баласаняна был оценен по достоинству, и он стал членом ПА, с вручением ему членского билета и значка, которым так легкомысленно распорядилась г-жа Петросян. Надо полагать, что Самвел Баласанян вовремя подгадал с пополнением рядов ППА, и теперь его парламентская карьера затмила прежнюю, в которой наибольшим достижением был пост руководителя фракции СЗ.
Теперь о главном событии в рядах ППА. В начале октября лидер ПА Гагик Царукян вновь выдвинул формулу «50+1», имея в виду претензию набрать на парламентских выборах 2012 г. большинство депутатских мест. Он говорил об этом и во время выборов в парламент 2007 г., но тогда это было воспринято всего лишь как элемент партийного пиара. К тому же тогда казалось, что ПА – это проект политической опоры Роберта Кочаряна после отставки, и озвученные претензии могли быть приписаны тогдашнему президенту. Однако сегодня Гагик Царукян уже в совершенно иной обстановке вновь озвучил свои предвыборные претензии. Т.е. он откровенно бросил перчатку доминирующей в парламенте Республиканской партии. Мы уже писали, что вступивший в политику неизбежно начинает играть по ее законам. Примерно это, скорее всего, сегодня и происходит. Царукяна уже не устраивает охранная грамота депутата, ему нужно лидировать в политике. Связано ли это с его лидерскими качествами или его напугал закон, по которому к предприятиям крупного бизнеса будет приставлен «смотрящий» из налоговой, способный довести его до разорения, – неизвестно.
Если Царукян пойдет по проверенному пути договоренностей с РПА о дележе парламентских мест, то не видать ему, естественно, парламентского большинства. Более того, даже то, что обещано, может не достаться – прецеденты были, и решение Царукяна не кажется экзотическим. Проблема тут в другом. Царукян, лозунгом которого стало «Наше слово – это дело», выразив свою претензию, неизбежно становится борцом за справедливые выборы. Его личный ресурс, частью которого является его партия, просто несопоставим с административным ресурсом РПА, и другого пути у него просто нет. Чтобы заявить о серьезности своих намерений, ППА уже представила на рассмотрение новый законопроект о выборах. Не исключено, что отставка Аревик Петросян определенным образом связана с программой Царукяна «50+1». Это иной, более конфронтационный вид парламентской работы, к которой более приспособлен пивной король Гюмри, нежели увенчанная златосияющим нимбом г-жа Петросян.
Кстати, о серьезности намерений Царукяна говорит и то, что против него начались информационные операции. Оппозиционная пресса с большим, нежели раньше, усердием порицает г-на Царукяна, и распространяются слухи о покушении на него. С одной стороны, это придает ему героики, но с другой – внушает мысль о бренности бытия не вообще, а именно Гагика Царукяна. И инвестиция своего голоса в ППА становится как бы ненадежной.
Понятно, что ППА не имеет кадрового потенциала для управления государством. Но будет большим преувеличением сказать, что остальные партии его имеют. У него есть выход – во-первых, принять в партию управленцев, во-вторых – сблокироваться с другими партиями и движениями. Но и этот вопрос непрост. Ярко выраженному лидеру Царукяну будет не очень просто иметь рядом с собой независимо мыслящих людей, а консолидация с другими партиями – это вообще кошмар. Подчинение одной партии другой – это понятно. Это наше, родное. А действовать коллегиально – не приходилось. Но если суметь – здесь таится колоссальный ресурс. РПА пойдет на выборы со своими вполне понятными феодальными принципами, и если противопоставить им такие же – пиши пропало. Кажется, что Царукяну победа на выборах просто не по плечу – такой же елей, то же славословие минус административный ресурс. Однако на прошлых выборах его партия-дебютант показала, что умеет решать политические задачи. Сможет ли она решить задачу справедливых выборов и правильного позиционирования - неизвестно. Зато известно другое. Если РПА (вариант, близкий к фантастическому) не наберет на предстоящих выборах парламентского большинства, то впервые в Армении появится оппозиционная партия с опытом управления страной. Это будет новая точка отсчета политической истории Армении. Понятно, что партию мгновенно покинет балласт, многократно превышающий число истинных республиканцев, но многие поймут, что жизнь в оппозиции при наличии привычки к систематическому труду тоже наполнена захватывающими сюжетами, может, не уступающими по напряжению властным.
Что же касается внешней политики, то, как известно, 7–13 октября Минская группа ОБСЕ провела запланированную Полевую миссию по оценке занятых (в заявлении посредников, в армянской версии – освобожденных) территорий вокруг Нагорного Карабаха. Результаты работы миссии будут опубликованы к концу года, но уже сейчас общественные организации Армении сильно напрягают подходы Полевой миссии к проблеме беженцев. Такое впечатление, что и у МГ, и у европейских чиновников наворачиваются на глаза слезы при всякой мысли об азербайджанских беженцах. При этом военный бюджет Азербайджана, который мог бы решить все их проблемы, будучи потрачен на благие цели, их не сильно волнует. И так же не волнует их проблема армянских беженцев, многие из которых буквально вырвались из лап смерти, уготованной им озверелой азербайджанской толпой. А собственность, оставленная беженцами из Азербайджана, не будучи разграблена, вполне могла бы удовлетворить все нужды азербайджанских беженцев с большим запасом. Эти основные тезисы легли в основу протестных заявлений общественных организаций.
Интересная история произошла и с другой европейской организацией – Мониторинговой комиссией ПАСЕ по вопросам Армении. Визит комиссии был отложен из-за проводимого в Ереване 19 октября форума Совета Европы по вопросам демократии. Как раз в это время и истекал срок депутатских полномочий Горана Линдблада – его не переизбрали в шведский парламент. Однако, став частным лицом, он, презрев условности, буквально рвался в Армению, видимо, имея что сказать. Даже председатель комиссии Дик Марти вынужден был ему заметить, что у него есть серьезные сомнения «в искренности и беспристрастности ваших намерений». Продолжающий со скандинавским упорством попытки попасть в Армению в статусе вершителя судеб, г-н Линдблад даже написал письмо главе армянской делегации в ПАСЕ Давиду Арутюняну, в котором обвинил власти Армении в желании «иметь менее независимого и беспристрастного содокладчика». И, поскольку его энтузиазм начал вызывать определенные подозрения, его персоной заинтересовалась news.am. Выяснилось, что независимый и беспристрастный г-н Линдблад полагает, что исторические проблемы типа геноцида армян не должны становиться предметом обсуждения в парламентах. Однако при этом выступил с инициативой по «геноциду» на Украине в 1932-33 гг. Представления о разрешении карабахского конфликта у него тоже весьма оригинальны – взаимные уступки, но только основанные на принципе территориальной целостности. Где тут взаимность – г-н Линдблад не поясняет. Понятно, что в европейских парламентах сидят не одни сплошные линдблады, но и сказать, что он одинок в своих представлениях о логике – тоже, боюсь, было бы большим преувеличением. Кстати, представитель оппозиционной Народной партии (Степан Демирчян) Рузан Хачатрян, ныне проживающая в Швеции, разделяет восторги Горана Линдблада по поводу его беспристрастности. Но это, скорее всего, потому, что оппозиция у нас ситуативная. Если власть говорит «да» – долг оппозиции сказать «нет».
И последнее. Заявление Ильхама Алиева о том, что «нынешняя Армения располагается на исконных азербайджанских землях» и что он восстановит территориальную целостность своей страны, на этот раз имея в виду и Армению, озадачило настолько, что даже президент Саргсян был вынужден выступить с небольшим ликбезом и был обвинен в том, что негоже президенту страны отвечать на чужую бредятину – пусть это сделают те, кто рангом пониже. Однако у господ линдбладов, «независимых и беспристрастных», подобный бред, подкрепленный нефтедолларами, может сформировать мировоззрение.
Об Ильхаме Алиеве распространяется миф, что он был примерным студентом элитарного Института международных отношений советских времен. Но совершенно ясно, что сыну Гейдара-бабы закономернее было стать плейбоем, нежели примерным студентом, что он и доказал своим невежеством. Однако веселого в этом мало. Человек с таким уровнем знаний и такой концентрацией власти в своих руках со временем становится неадекватен. И все разговоры о том, что Азербайджан не начнет войны, потому что потеряет больше, чем обретет – сомнительны. Азербайджанский флаг с рекордными размерами полотнища, поднятый на высоту, «чтобы было видно из Карабаха», сразу был разорван ветром, что могло быть неожиданностью только для невежды. Известно, что Баку – это город ветров, и понятно, что надо было спросить у разумных людей – не оконфузимся ли? Однако не спросили, потому что султан знает все и негоже мешать ему советами.
Военные специалисты предрекали войну с Осетией примерно в те сроки, в которые она произошла. Есть мероприятия, предшествующие войне, и по их развитию можно прогнозировать достаточно точные сроки начала. Боюсь, что в случае с г-ном Алиевым закономерности отдыхают и война не только возможна в принципе, но и в любые сроки. Он знает историю, он умеет поднимать флаги. Он может все. И противостоять этому Армения может только сильной, современной экономикой. Это уже не вопрос благополучия, это – вопрос безопасности.
Арен Вардапетян, Ереван
Оставьте свои комментарии