Триумфатор: Выдающемуся армянскому тяжелоатлету Серго Амбарцумяну – 100 лет!
В начале века высоко в горах Нахичевани, в селе Бист Ордубадского района, в семье довольно зажиточных селян Амбарцуц родился третий ребенок, названный Саркисом.
Новорожденный поразил всех своим весом – 7 кг 200 г. Семья Амбарцумянов была негласным лидером в селе благодаря огромной физической силе и крутому нраву матери Саркиса Большой Софье. Говорили, что, однажды обнаружив в своем огороде соседскую корову, подпортившую грядку, она с размаху стукнула ее кулаком, корова упала и сдохла. Отец Саркиса Искандар занимался мелкой торговлей, ездил в Иран за товаром, иногда подрабатывал в городах, работая поваром. В селе Бист, куда и дороги проезжей не было, только узкая тропа над пропастью, жили мирно и спокойно, пока, как часто это случалось в трагической многовековой армянской истории, не пришла весть о начавшихся погромах армян. Страх за детей погнал семью Амбарцумянов из родных мест на Северный Кавказ, в Кисловодск, где проживали дальние родственники. Бросив дом, все нажитое многолетним трудом, семья оказалась в тяжелом материальном положении. Не выдержав тяжести утрат, распродав остатки имущества и оставшись без средств к существованию, от осознания невозможности прокормить детей тяжело заболевает и умирает Софья. Вскоре от голода и лишений умирает старший брат Мукуч.
Искандар отдал Саркиса к чувяшнику в подмастерье, и тот обещал, кроме обучения ремеслу, еще и кормить юношу. Но вместо этого взвалил на него всю тяжелую работу в мастерской и дома. С утра до вечера Саркис трудился не покладая рук, выполняя непосильную работу, получая взамен тумаки и проклятия, и часто ночевал полуголодным. Более 10 лет прожили они в Кисловодске, но после смерти жены и старшего сына Искандар, забрав маленькую дочь, возвратился в родное село, Саркис же, бросив работу у ненавистного чувяшника, начал подрабатывать где только можно – то рабочим на Баку-Джульфийской железной дороге, то на Несветаевских рудниках Донбасса. Иногда он приезжал к отцу в родное село голодным и оборванным, чтобы чуть отогреться и поесть домашней пищи, но отец обвинял его в бродяжничестве и гнал снова в город на заработки. В один из своих приездов в родное село он и узнал о своей недюжинной силе. Помотавшись бесцельно по селу, поднял с горы огромный валун и перекрыл им ручей, дающий воду садам и огородам села. Затем влез неподалеку на дерево и стал ждать, что же теперь будет. Ждать пришлось недолго – вскоре к камню явились разгневанные односельчане и стали гадать, откуда этот камень мог взяться и кто его приволок сюда. Попробовали было все вместе его откатить, да оказалось не под силу – камень даже не сдвинулся с места. И вот стоят они и галдят: кто мог это сделать? Саркис с дерева крикнул: «Я». Все задрали головы и такому бахвальству не поверили – ведь Саркису было тогда всего 16 лет, а камень огромный, как паровоз. А потом все же говорят: ну, если этот камень притащил ты, то и откатить его сможешь. А Саркис смеется: конечно, смогу! Только принесите мне сначала лаваш с медом, да побольше, – тогда откачу. Ему принесли огромный рулон смазанного медом лаваша, он быстро слез с дерева, съел его и легко откатил валун. Народ, только что пребывавший в негодовании, испытал восторг и гордость за односельчанина.
Вскоре после случая с камнем Саркис решил податься в столицу Армении – Эривань. По рекомендации одного из друзей – ремонтника железной дороги он устроился автомонтером в гараж НКВД. И вот тут-то вскоре произошел поворотный в его судьбе эпизод, обративший его к штанге. Было это в 1930 году. Какой-то шофер ремонтировал во дворе гаража грузовик и попросил окружающих приподнять машину, с тем чтобы заменить спущенные покрышки. Но сколько люди ни суетились возле машины, но хотя бы чуть-чуть приподнять ее не могли. Оказавшийся рядом Саркис весело велел всем отойти от грузовика и, подойдя, подхватил и спокойно поднял. Все, конечно, ахнули, про покрышки забыли и только, разинув рты, смотрели на Саркиса.
А в это время – пустячная уловка судьбы – у окна своего кабинета, выходившего во двор, оказался начальник НКВД. Увидел – удивился и спрашивает у секретаря: «Это кто же у нас такой богатырь?» – «Это наш механик». – «Позвать!» Привели Саркиса к начальнику, а тот ему и говорит: «Отныне ты больше не будешь в гараже работать, твою огромную силу надо развивать и людям показывать, чтобы знали, какие есть у нас богатыри. Отныне ты будешь в нашем спортивном обществе «Динамо» штангу поднимать и питаться в нашей столовой бесплатно – мы будем все оплачивать». Так Саркис Амбарцумян начал заниматься тяжелой атлетикой в Эриванском обществе «Динамо» у тренера Григория Симоняна. В том же 1930 году он становится чемпионом Армении по штанге в тяжелом весе и подтверждает это звание в следующем.
В 1932 году, когда Армения входит в Закавказскую Федерацию, он становится чемпионом Закавказья, а также выигрывает всесоюзный чемпионат, где устанавливает два всесоюзных рекорда.
В 1933 году Саркис Амбарцумян впервые становится чемпионом СССР, в 1934 и 1935 годах повторяет этот успех, становясь, таким образом, три года подряд абсолютным чемпионом и рекордсменом СССР в сумме пятиборья в тяжелом весе. Кроме этого, Саркис успешно выступает за команду Армении на Закавказских соревнованиях по легкой атлетике в толкании ядра и метании диска. А однажды он выступил в турнире борцов в тяжелом весе на чемпионате Закавказья – друзья-борцы уговорили. Сколько Саркис ни отнекивался, говоря, что не знает приемов борьбы, но ему пообещали быстро научить и привезли на чемпионат Закавказья в Тбилиси.
В первый день соревнований Саркис боролся с грузинским атлетом. Схватив соперника за руку, он попытался сделать прием и ненароком сломал тому руку. Победу присудили армянскому атлету. Во второй день он должен был встретиться со спортсменом из Азербайджана. Но, узнав о сломанной руке грузинского борца, соперник отказался выйти на ковер, победа была присуждена Саркису, и он стал чемпионом Закавказья по борьбе в тяжелом весе.
В 1936 г. в Берлине проходили Олимпийские игры. Это был самый разгар германского фашизма. В турнире тяжелоатлетов в самом престижном тяжелом весе победу одержал немец Йозеф Мангер, и Гитлер объявил всему миру, что арийцы – высшая раса и самый сильный человек в мире – немец. Советский Союз в этих играх не участвовал. Однако наглое заявление Гитлера задело Сталина. Он вызвал к себе руководство советского спорта и спросил, есть ли в стране сильные люди, богатыри, тяжелоатлеты.
Серго (Саркис) был в то время троекратным абсолютным чемпионом страны в тяжелом весе. Спортивные руководители доложили Сталину, что такой богатырь есть в Армении. И простого рабочего парня, у которого и костюма приличного не было, срочно привезли в Москву, быстренько сшили ему костюм, рубашку, купили новые туфли и привезли в Кремль.
Рассказывает Сурен Багдасаров, заслуженный тренер СССР: «Мы с Серго находились на сборах, когда его вызвали в Москву к самому Сталину. Все спортсмены, находившиеся на сборах, с нетерпением ждали его возвращения. Через несколько дней Серго приехал и стал рассказывать всем собравшимся: «Приводят меня, одетого во все новенькое, в Кремль в кабинет Сталина и говорят: входите, товарищ Сталин вас ждет. Я вхожу в кабинет, он такой длинный, в другом конце сидит товарищ Сталин. Он поднялся с кресла, и я чуть ускорился, чтобы быстрее дойти до вождя. Тут Сталин, чуть усмехнувшись, сказал: «Тыше, кацо, – пол проломишь», и крепко пожал мне руку и предложил сесть в кресло, сам же сел напротив меня. Сталин спросил: «Товарищ Амбарцумян, чего вам не хватает, чтобы побить рекорд этого фашиста Мангера?» Я сказал: «Кушать, товарищ Сталин». Сталин приказал направить в Армению лучшего тогда тренера латыша Яна Спарре и обеспечить их продовольственным пайком и всем инвентарем и оборудованием».
Упорные тренировки, хороший тренер и отличное питание дали результат, и через год в присутствии всех судей международной категории и других официальных лиц, выступив предельно собранно, Серго побил официальный рекорд мира и Олимпийских игр на 7,5 кг. На следующее утро газета «Красный спорт» вышла с триумфальным заголовком: «Серго Амбарцумян сдержал слово, данное товарищу Сталину. Рекорд буржуазного атлета пал. Самый сильный человек в мире – наш Серго».
Узнав о победе, Сталин пригласил Серго в Кремль и в присутствии всех членов политбюро поздравил выдающегося атлета. Первым среди советских спортсменов Амбарцумян был награжден орденом «Знак Почета» за №5, а также ценным подарком. Сталин предложил также Серго на выбор ценный подарок – пианино или американский патефон фирмы «Master Voices». Серго выбрал патефон.
Выдающийся триумф атлета сделал его национальным героем Армении. Тысячи и тысячи людей вышли на улицы Еревана, чтобы увидеть человека, прославившего Родину перед всем миром. В том же году на стадионе в Ереване был поставлен военно-спортивный спектакль, в котором Серго играл героя знаменитого армянского эпоса Давида Сасунского. В финале этого представления Серго, одетый в военные доспехи, с огромным мечом в руках победил ненавистного врага Мсра Мелика и триумфально возвел руки к небу в знак победы своего народа.
В 1946 году СССР наконец приняли в члены Международной федерации тяжелой атлетики, и Серго Амбарцумян в составе сборной СССР впервые едет на чемпионат мира в Париж. Однако годы, проведенные в Советской Армении во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. без тренировок, дали о себе знать. Чемпионом мира в тяжелом весе стал не знавший войны и военных лишений американский атлет Джон Дэвис. Серго удалось лишь установить официальный мировой рекорд в рывке левой рукой. Этот рекорд Серго Амбарцумяна так и не был побит, ибо в его время ему не было равных в этом виде состязаний, ну а позже вид этот был с программы снят.
Следующий чемпионат мира состоялся в 1947 году в Америке. Серго особенно готовился к этому чемпионату, ведь ему было уже 37 лет. Он был готов стать чемпионом мира, показывая на тренировках высокие результаты. Но судьбе было угодно другое продолжение. Команде СССР по каким-то бюрократическим соображениям не оформили американскую визу, и спортивная карьера выдающегося атлета Серго Амбарцумяна на этом закончилась.
В 1983 году Серго Амбарцумян скончался. Вот как увидел случайный прохожий похороны в Ереване: «Прохожу мимо «Динамо» и вдруг вижу огромное скопление людей. А в следующую секунду из здания показался гроб. Он шел и шел и никак не кончался – словно пароход. И я сразу догадался – это Серго. Потому что такого большого человека в Ереване больше не было. Несли этот гроб человек по десять с каждой стороны. И я заплакал…».
Татьяна Любецкая, Григор Григорян
Оставьте свои комментарии