Дорога в Степанакерт
Дорога к Степанакерту пролегает по карабкающемуся вверх серпантину, но именно это добавляет в кровь адреналина на крутых поворотах, подъемах и спусках своеобразной «дороги жизни», единственного транспортного коридора, связывающего Арцах с внешним миром. С этого и началась наша беседа с начальником Гражданской авиации Карабаха при правительстве НКР, кавалером двух орденов Трудовой славы, заслуженным пилотом СССР Дмитрием Атбашьяном.
– Дмитрий Александрович, судя по всему, проект воздушного сообщения НКР возобновляется?
– Карабах с Арменией связывает единственная дорога, проложенная в сложном горном рельефе, причем зимой она периодически закрывается из-за плохих погодных условий: тумана и гололеда. Мне самому довольно часто приходится ездить в Ереван, и скажу, что зимой на трассе иногда терял ориентир. Приходилось даже выходить из машины, чтобы определить – не съехал ли с дороги, ведь где-то рядом крутой поворот или глубокое ущелье. Многие люди просто физически не выносят такие нагрузки и годами не выезжают за пределы республики, даже когда это необходимо для лечения. Поэтому в подобных условиях гражданская авиация для Нагорного Карабаха является незаменимым видом транспорта. Живя здесь более года, я понял, насколько необходим местному населению этот проект. В городе только и разговоров о скором открытии нового аэропорта.
Вместе с тем, Карабах – это уникальный край, где очень много культурно-исторических и религиозных памятников, что весьма интересно с точки зрения туристического бизнеса. Представьте, сегодня, прежде чем попасть в Гандзасар, туристу сначала надо доехать по сложной дороге до Степанакерта. С вводом же в эксплуатацию местного аэропорта этот путь станет привлекательнее и по времени, и по комфорту.
– Первое открытие степанакертского аэропорта состоялось в 1974 году. Сегодня можно говорить о строительстве или о реконструкции этого комплекса?
– В советское время из степанакертского аэропорта ежедневно выполнялось до 8 рейсов в Ереван на самолетах АН-2, а чуть позже на ЯК-40. Но в 1992 году он был закрыт на пике военного противостояния с Азербайджаном, и с тех пор отсюда не было осуществлено ни одного гражданского рейса. Естественно, в результате аэропорт пришел в запустение. Несколько лет назад властям НКР были представлены проекты строительства аэровокзального комплекса, из которых был выбран один, архитектурное решение которого очень образно напоминает контур птицы с распростертыми крыльями. Он базируется на территории старого аэропорта примерно в 10 километрах от Степанакерта, в районе нынешнего села Иванян. В данном случае речь идет о реконструкции аэропорта, открытие которого предполагается к концу нынешнего года.
– Открытие ЗАО «Степанакертский аэропорт» несколько раз переносилось. С чем это связано?
– С самого начала строящийся аэропорт находится на контроле у президента НКР Саакяна. За год здесь уже почти завершены основные строительные работы, готовы инфраструктурные и подъездные объекты, начаты внутренние отделочные работы, проводится благоустройство привокзальной площади, идет установка и монтаж нового импортного радиотехнического и радионавигационного оборудования, на взлетной полосе устанавливается светосигнальная система и т.д. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 10 млн долларов. Мы используем самое современное оборудование и новейшие технологии, многие из которых еще не применялись на территории СНГ. Так, впервые в постсоветской практике у нас будет задействована навигационная система, обеспечивающая полет самолета в облаках и в сложных метеорологических условиях по гибким траекториям с использованием двух созвездий навигационных спутников. Конечно, масштабы строительства и стратегическая значимость объекта уже говорят сами за себя. Поэтому после сдачи в эксплуатацию он гарантированно должен обеспечивать безопасность и регулярность полетов.
Изменена также схема захода на посадку. Дело в том, что в советское время она проходила через приводную радиостанцию, расположенную в Агдаме, что значительно удлиняло время полета. Вместе с тем, имела свойство периодически «выключаться» без объяснения причин. Бывали случаи, когда самолеты вынужденно возвращались в Ереван. В середине 80-х годов я обратился к министру гражданской авиации СССР Борису Бугаеву с просьбой изменить схему инструментальной посадки самолетов по принципу кафанского аэродрома, тоже расположенного в сложном горном рельефе. Причем по статистике среди десятков тысяч полетов не было ни одного аварийного случая. Как бы там ни было, но не без участия начальника гражданской авиации Азербайджана Алиева, назвавшего эту схему «цирком», осуществить задуманное в отношении степанакертского аэропорта тогда не удалось. И вот теперь мы с группой специалистов разработали специально для аэродрома собственную схему, оптимально отвечающую нашим требованиям. В результате самолет, не долетая до Сисиана, будет брать посадочный курс и снижаться в Степанакерте. При этом полетное время составит всего около 25-30 минут.
– Как в нынешних условиях блокады Арцаха будет обеспечиваться безопасность полетов?
– Нагорный Карабах, Армения и Азербайджан подписали международную конвенцию, где говорится, что воздушные гражданские суда в их воздушном пространстве никогда и никто не будет сбивать. Мы надеемся, что в Азербайджане понимают, что это гражданский аэропорт, обеспечивающий перелеты мирного населения и реализующий одно из основных прав человека на свободу передвижения для граждан НКР. Мы сторонники того, чтобы наладить диалог с азербайджанскими авиационными властями для цивилизованной организации полетов.
– Какова дальнейшая перспектива развития авиации НКР?
– Сегодня мы вплотную занимаемся организационно-правовыми вопросами, выстраивая правовое поле для гражданской авиации. Уже разработан проект воздушного кодекса для НКР, который соответствует всем международным требованиям. Идет процесс рассмотрений и согласований. Очень важен вопрос подготовки кадров. Для эксплуатации аэропорта предполагается открыть 120 новых рабочих мест.
Также мы продумываем перспективу развития не только пассажирских, но и грузовых авиаперевозок. На мой взгляд, грузовые самолеты будут не просто конкурентным видом транспорта, они будут незаменимы при транспортировке на дальние расстояния некоторых видов грузов, например скоропортящихся молочных продуктов, овощей и фруктов, чем так славится Карабах. И еще есть идеи по созданию малой авиации, кстати, не только для сельскохозяйственных нужд. Думаю, не за горами то время, когда каждый желающий сможет купить небольшие легкие самолеты под «воздушное такси» для полетов в Ереван или туристические центры Арцаха.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии