Встреча в Астрахани: возможные перспективы
27 октября 2010 года президенты России Дмитрий Медведев, Азербайджана Ильхам Алиев и Армении Серж Саргсян обсудили «дальнейшие пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта». По официальным сообщениям, визит президента Саргсяна начался с возложения цветов к мемориалу-хачкару в центре Астрахани.
Напомним, что на 27 октября пришлась 11-я годовщина теракта в парламенте Армении, т.е. траурный день. Кроме того, в тот же день в Астрахани состоялось открытие памятника Гейдару Алиеву. Серж Саргсян не хотел ехать в Астрахань на встречу с И. Алиевым и Д. Медведевым 27 октября, понимая, в какую тяжелую ситуацию он попадает и как к поездке отнесутся в самой Армении.

Перед поездкой вся политическая команда президента продумывала, чем должен заняться президент Армении в тот момент, когда его российский и азербайджанский коллеги будут присутствовать на открытии памятника Гейдару Алиеву. В итоге перед самым отъездом и был найден вариант с возложением цветов в присутствии представителей астраханских властей и армянской общины к хачкару, установленному в Астрахани в 2008 году.
Открытым остается вопрос, почему в Москве решили поставить президента Армении в явно неудобное положение. Возможно, Кремль раздражало обещание, которое Серж Саргсян дал госсекретарю США Х. Клинтон по порядку формирования многонационального миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта (он якобы согласился с положением, что контингент должен быть сформирован из подразделений стран, не имеющих границы с регионом и не входящих в состав Минской группы ОБСЕ, что закрывает России путь в миротворцы).
Переговоры в Астрахани показали, что Москва хочет максимально увеличить свое влияние в военно-политической и военно-технической составляющей нагорно-карабахского конфликта, а при идеальном положении дел взять под полный контроль эту составляющую. Так, в соглашении появилось упоминание о необходимости «дальнейших усилий по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области».
Ильхам Алиев был категорически против включения этого положения в подписанный документ, но в итоге согласился в обмен на то, чтобы в качестве первого шага безотлагательно произвести обмен военнопленными и возвращение тел погибших при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Международного комитета Красного Креста и Красного Полумесяца (МККККП), а также руководствоваться этими подходами в будущем, исходя из исключительно гуманитарного характера подобных вопросов.
Приветствуя совместное заявление трех президентов, представитель Госдепа США акцентировал внимание на обмене военнопленными и возвращении тел погибших, т.е. де-факто поддержал первые шаги России по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области.
Москва также прилагает максимум усилий для того, чтобы ублажить Азербайджан, в том числе создать такие условия, когда Баку будет полностью зависеть от России в вопросах поставок тяжелых наступательных вооружений и боеприпасов к ним. Об этом свидетельствует не только поставка Азербайджану самоходных 203 мм артиллерийских гаубиц типа «Пион», которые по всем параметрам являются наступательным видом вооружений, но и заявление начальника управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Сергея Винокурова. Последний отметил, что стратегическое партнерство между Россией и Азербайджаном является гарантией стабильности в таком сложном и важном для международного сообщества регионе, как Кавказ.
При этом подходы Вашингтона и Москвы к урегулированию нагорно-карабахского конфликта по-прежнему различны. В «идеальном варианте» для Вашингтона Ереван и Степанакерт должны вывести свои войска из двух районов «зоны безопасности», что разблокирует армяно-турецкий процесс и приведет к открытию Анкарой сухопутной границы с Арменией. Однако Москву не устраивает такой вариант, т.к. в Кремле считают, что армяно-турецкая граница должна быть пока закрыта, поэтому Кремль не будет настаивать в Астане на выводе армянских подразделений из двух районов «зоны безопасности».
Однако следует учесть и другое обстоятельство: политический и временной ресурс России в вопросе нагорно-карабахского конфликта солиден, но не абсолютен. США взяли паузу, но к концу 2010 года могут посягнуть на единоличное лидерство Москвы в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Вполне возможно, что до конца года начнется процесс «возвращения» США в регион Южного Кавказа.
Так, выложенная в Сети запись беседы вице-президента США Джозефа Байдена с молодым избирателем-армянином, в которой второй человек в Вашингтоне утверждает, что во время двух прошлогодних телефонных разговоров С. Саргсяна с ним глава Армении просил своего собеседника приостановить процесс признания геноцида армян 1915 г., чтобы «не накалять обстановку» в армяно-турецком процессе, наделала много шума в Ереване.
Пресс-служба президента Армении опровергла слова Байдена, из чего следует, что вице-президент США лжет, де-факто это в косвенной форме подтверждает и посольство США в Ереване в своем заявлении. Однако действия Дж. Байдена преследовали своей целью нанести удар по президенту Армении в глазах армян всего мира.
Вполне возможно, этот сюжет с Байденом – не единственный случай обострения отношений США и Армении. Будет иметь продолжение дело об аресте армянской группировки по делу Medicare, совершившей крупнейшую в США аферу с медицинскими страховками.
«Несимметричная» реакция в Ереване последовала со стороны оппозиции. В парламенте активизировались требования о признании независимости Нагорно-Карабахской Республики со стороны партии «Жарангутюн» («Наследие»). Эта инициатива должна имитировать некое давление на президента С. Саргсяна с тем, чтобы, ссылаясь на нее, он мог бы получить пространство для политического маневра. Отсюда и негласная поддержка этой инициативы из президентского дворца.
Давид Петросян, Ереван
Оставьте свои комментарии