Парламентские выборы: в ожидании новой политической силы
Несмотря на то, что до очередных парламентских выборов в Армении еще есть полтора года, в республике уже развернулась дискуссия, постепенно перерастающая в неофициальную предвыборную кампанию.
Основной проблемой, вокруг которой развернулась оживленная полемика, стал представленный провластными силами проект реформ по внесению изменений в закон «О проведении митингов, шествий и демонстраций», а также в Избирательный кодекс республики. Проект является частью общего пакета по реформированию судебно-правовой, правоохранительной и законодательной системы Армении, что является одним из обязательств Армении, взятых перед Евросоветом. Примечательно, что реформированный Избирательный кодекс должен быть принят уже к весне 2011 года, то есть практически за год до выборов в Национальное Собрание Армении. Именно этим объясняется напряженность вокруг дискуссии, в частности, относительно принципов формирования избиркомов, поскольку по обновленному Избирательному кодексу состав ЦИК будет назначаться по представлению омбудсмена, Палаты адвокатов и Кассационного суда.
Существенные разногласия между парламентскими партиями вызвала и сама избирательная система, поскольку две партии, принадлежащие к так называемой системной оппозиции – «Наследие» и АРФ «Дашнакцутюн» уже предложили Венецианской комиссии Евросовета рекомендовать Армении полностью перейти на пропорциональную систему выборов в парламент. Коалиция же в лице Республиканской партии Армении, партии «Процветающая Армения» и партии «Оринац Еркир» («Страна законности») заявила, что считает переход на пропорциональную систему нецелесообразным.
Для самих властей Армении реформирование Избирательного кодекса вовсе не представляется необходимостью. Так, по словам пресс-секретаря правящей Республиканской партии Армении, депутата Национального Собрания Эдуарда Шармазанова, действующий Избирательный кодекс не так уж плох, поскольку предоставляет возможность организации и проведения нормальных выборов. Аналогичного мнения придерживается председатель ЦИК Армении Гарегин Азараян, при этом, впрочем, признавая возможность его усовершенствования. «Соответственно, мы должны, сохранив все хорошее в Избирательном кодексе, присовокупить еще некоторые пункты, но не отвергать его полностью, как это предлагают некоторые. Поэтому мы должны провести реформирование не для галочки, а для реальной доработки избирательного законодательства», - считает Шармазанов. При этом внешне властная система демонстрирует полную готовность и желание учесть при формировании обновленного Избирательного кодекса не только мнение политических оппонентов, в том числе радикального Армянского национального конгресса, но и чуть ли не каждого гражданина республики. О чем, собственно, уже заявил спикер НС Армении Овик Абрамян, подчеркнув, что законодатели обязаны инициировать такие изменения, которые будут способствовать формированию атмосферы взаимного доверия, а также прозрачности и подотчетности расходования средств на избирательную кампанию, обеспечения для всех участников выборов равных условий.
Справедливости ради следует отметить, что эта возможность теоретически пока еще действительно есть, поскольку разработанный в Национальном Собрании Армении проект Избирательного кодекса не является окончательным и все предложения еще будут обсуждены, учтены и по необходимости включены в законопроект. Так, по словам главы постоянной комиссии по государственным и правовым вопросам НС РА Давида Арутюняна, речь идет не только о парламентской оппозиции, но и о внепарламентских силах, гражданском обществе, а если оппозиция в лице АНК представит свой проект, а власти примут свой, то он ожидает активного участия оппозиции в работе по улучшению и этого проекта.
Однако данное предложение члена РПА Давида Арутюняна по сути уже неактуально, поскольку Армянский национальный конгресс успел для начала официально отказаться принимать участие в форуме по вопросам реформирования избирательной системы Армении. В связи с этим координатор АНК Левон Зурабян направил письмо директору программы международной структуры избирательных систем Майклу Гетто, в котором отмечается, что обсуждение каких-либо вопросов с властями Армении будет возможно лишь после того, как будут освобождены оппозиционеры, находящиеся в заключении, и после достижения прогресса в расследовании событий 1 марта 2008 года. Подобными же обсуждениями относительно Избирательного кодекса делаются попытки «скинуть» все эти инциденты на несовершенство законодательства. При этом АНК действительно имеет ряд своих предложений по улучшению Избирательного кодекса. В частности, речь идет о семи предложениях, уже направленных в Совет Европы, а также представленных общественности. В целом же, анализируя ситуацию и обстановку в армянском обществе, вполне можно ожидать появления на политическом поле Армении в преддверии парламентских выборов новых или как минимум одного активного игрока, который полностью перераспределит электоральные возможности нынешних политических сил. При этом вовсе не исключено, что эта новая политическая сила будет лишь новой вывеской старой. Учитывая сложившиеся в Армении за годы независимости политические традиции, а еще точнее, их отсутствие, это вполне ожидаемо в первую очередь со стороны партий правящей коалиции. Благо предпосылок для ее появления предостаточно, поскольку подавляющее большинство граждан страны разочаровано как во власти, так и в оппозиции, а у армянского общества традиционно есть потребность в новых лицах и новой политической силе. Примечательно, что, по крайней мере, одна из коалиционных партий – «Процветающая Армения» уже делает шаги в этом направлении, что выразилось в заявлениях двух сил – Прогрессивной и Молодежной партий Армении примкнуть к «Процветающей Армении». Более того, в отличие от предыдущих выборов, активно намерена участвовать в выборах армянская молодежь. По словам председателя Молодежной партии Армении Ваана Бабаяна, ее члены намерены представлять интересы армянской молодежи в парламентской фракции «Процветающей Армении» созыва 2012 года. Аналогичные ожидания и у Прогрессивной партии.
При всем этом очевидно, что Армянский национальный конгресс будет обязательно представлен в парламенте нового созыва, поскольку его электоральные ресурсы позволят преодолеть 7-процентный барьер, однако, очевидно, не будет играть одну из главных ролей, как это было во время президентских выборов 2008 года. Не исключено, что в случае избрания в парламент АНК откажется от мандатов, если почувствует, что все еще имеет сильные позиции и возможности для продолжения борьбы. Таким образом, при условии сохранения нынешнего статус-кво на внутриполитическом поле Армении главная интрига предстоящих парламентских выборов сведется к тому, как и каким образом будут распределяться парламентские мандаты между двумя пока что коалиционными партнерами: Республиканской партией Армении и партией «Процветающая Армения». По словам секретаря РПА Эдуарда Шармазанова, республиканцы, являясь абсолютным парламентским большинством, одержали на прошедших в этом году в 100 общинах выборах в органы местного самоуправления победу в 75. «Поэтому на сегодняшний день помимо Республиканской партии Армении я не вижу иной силы, имеющей шанс завоевать абсолютное большинство голосов электората и, соответственно, право на формирование правительства», - считает республиканец. В свою очередь, лидер «Процветающей Армении» Гагик Царукян уже заявил о намерении выдвинуть на президентских выборах своего кандидата, если ППА наберет на предстоящих в 2012 году выборах в Национальное Собрание 50 плюс 1% голосов электората. О своих шансах на прохождение в парламент уже высказались коалиционные партии РПА и «Оринац Еркир». При этом если РПА в своих амбициях опирается на финансовые и административные ресурсы, то у партии «Оринац Еркир», по оценкам ряда армянских экспертов, вообще нет ресурсов для прохождения даже 7-процентного барьера. Эксперты объясняют низкий рейтинг «Оринац Еркир» действиями этой партии в последние годы, которые привели к потере ее основного электората в лице среднего класса, интересы которого партия перестала защищать после вхождения в коалицию, занявшись защитой и лоббированием интересов крупных монополистов. В парламенте созыва 2012 года, несомненно, будет представлена и АРФ «Дашнакцутюн», традиционно имеющая достаточно стабильный электорат и возможности для его увеличения. Перспективы же «Наследия», еще одной парламентской оппозиционной партии, на прохождение барьера, необходимого для попадания в парламент нового созыва, пока что крайне туманны.
Армянская оппозиция, которую после трагических событий 1 марта 2008 года принято называть радикальной, продолжает требовать проведения внеочередных выборов как президента, так и парламента, с чем власть, естественно, не согласна. С другой стороны, в контексте всего вышеперечисленного, все заявления партий о готовности набрать то или иное количество голосов отнюдь не беспочвенны, поскольку тем самым эти партии резервируют вариант проведения внеочередных выборов и на всякий пожарный случай делают подобные заявления, чтобы провести новую демаркацию на линии расклада сил. Речь идет, прежде всего, о «Процветающей Армении» и ее коалиционных оппонентах, при этом продолжающих опровергать на словах возможность проведения внеочередных выборов. Сегодня ситуация такова, что баланс сил на внутриполитическом поле Армении постоянно находится в состоянии текучести, вполне отражающей состояние армянского общества, поскольку именно эта текучесть является фрагментацией общественного сознания и выражается отсутствием в обществе элементарных принципов, на которых строится базовое мировоззрение. С этой точки зрения, и Армянский национальный конгресс, и все партии власти, к сожалению, подвергаются большому влиянию внешних факторов, что не может не приводить внутриполитическую жизнь в состояние текучести, в котором она пребывает и сегодня.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии