№ 1 (160) Январь 2011 года.

Несколько эскизов из жизни армян Швейцарии

Просмотров: 11328

Кратковременная поездка (всего 4 дня) на семинар экспертов в Женеву дала мне возможность познакомиться с жизнью и организацией армянской общины в Швейцарии и, в частности, в ее франкоязычной части.

Немного истории

Первые упоминания в армянских источниках о Швейцарии датируются второй половиной XV века. Речь идет о работе епископа Мартироса Ерзенкаци, посвященной его путешествию в страну франков. В XVII-XVIII вв. в Швейцарии появились первые армянские торговцы, которые прибыли из соседних Германии, Франции, а также Константинополя. Со второй половины XIX века в Швейцарию стали прибывать армянские студенты на учебу в университеты Базеля, Лозанны, Женевы, Цюриха и Фрайбурга. Напомним, что здесь учились армянские писатели и поэты Рубен Севак, Аветик Исаакян и Дереник Демирчян, публицист Григор Арцруни, будущий Католикос и Верховный Патриарх всех армян Хорен Мурадбекян и другие.

Первая армянская общинная организация в Швейцарии была создана в 1907 году в Лозанне студентами.

В 1887 году в кафе «Landolt» армянскими студентами университета Женевы (Аветисом Назарбекяном, Маро Варданяном, Кристафором Оганяном, Рубеном Ханазатом, Габриэлом Кафяном и другими) была создана старейшая армянская политическая партия - социал-демократическая партия «Гнчак» («Колокол»). Здесь же, в Женеве, до 1891 года армянские социал- демократы издавали свою официальную газету «Гнчак». С 1891 по 1914 г. в Женеве находилось европейское бюро другой традиционной армянской партии - АРФ «Дашнакцутюн», которая издавала здесь свою официальную газету «Дрошак». Присутствие организованной общины и офисов армянских политических партий сыграло немаловажную роль в том, что правительство Швейцарии в марте 1897 года официально осудило армянские погромы в Османской Турции в 1894–1896 гг. С 1910 года функционирует швейцарский офис Всеармянского благотворительного союза (его сейчас возглавляет Талин Авагян). Швейцарская епархия Армянской Апостольской Церкви была основана в 1969 году (центр – храм св. Акопа).

Сегодня

Отчасти конфедеративное политическое устройство Швейцарии продиктовало и форму организации армянских общин этого государства, которые разбросаны по различным городам и кантонам. Но, безусловно, более половины армянской общины Швейцарии (порядка 5 тыс. человек) живет в Женеве, Лозанне (в обоих городах вместе живет около 3 тыс. армян), Берне и Цюрихе. Именно в этих городах армянские общины организованы наилучшим образом. Здесь есть школы, периодические и интернет-издания, культурные, в том числе танцевальные группы и хоры, например «Ани» и «Аракс». Действуют молодежные, спортивные и женские союзы, организации по профессиональной принадлежности, прежде всего врачей, бизнесменов и инженеров, а также организации, занимающиеся политической деятельностью. Небольшие армянские группы дисперсно живут в Локарно, Базеле, Лугано, Бадене, Аарау, Райнеге, Тичино, Кройцлегене и других городах. Интересно, что небольшая армянская община, проживающая в Оберентфельдене, сумела организовать футбольный клуб «Масис-Арау», который является одной из дочерних команд ФК «Арау».

Помимо вышеупомянутых, среди организационных структур армянской общины выделим «Союз армян Швейцарии», который был основан в 1947 году, общество «Швейцария - Армения» и «Форум армян Швейцарии» - в 1997 году, газету и интернет-сайт «Ардзаганк».

Парламент Швейцарии 16 декабря 2003 года признал геноцид армян в годы Первой мировой войны в Османской Турции. Данный правовой акт является не только отражением соответствующих настроений в политическом истеблишменте Швейцарии, но и результатом эффективной работы всех без исключения армянских организаций страны. Известно, что в результате этого признания в швейцарское законодательство были внесены соответствующие коррективы и уже есть судебная практика по делам лиц турецкого происхождения, отрицавших геноцид армян в годы Первой мировой войны.

Вместе с тем Швейцария, признавшая геноцид, является последовательной сторонницей и посредником в процессе нормализации армяно-турецких отношений.

Для того, чтобы понять «технологию жизни» армянской общины, рассмотрим деятельность небольшой армянской организации - «Ассоциация армянских женщин Женевы». В комитет ассоциации входит 8 человек, представляющих несколько поколений. Раз в два месяца ассоциация издает на французском и армянском языках небольшой бюллетень, из которого можно получить информацию о деятельности организации. Кроме того, бюллетень вбирает в себя большой объем сведений о жизни армянской общины: от рекламы фирм, принадлежащих армянам, до политического анализа армяно-турецких протоколов, от объявлений о концертах, балах и свадьбах в общине до детального графика встреч с паствой священника армянской апостольской церкви в германоязычных кантонах Цюриха и Нефшателя с 14 ноября по 23 января и даже сообщения о том, где можно купить лаваш (http://lavashbio.ch) по цене 8 франков за килограмм.

Столь скрупулезное изложение содержания бюллетеня сделано с целью проиллюстрировать, как именно формируются внутриобщинные связи и как именно они функционируют. Отсюда сплоченность и организованность общины. Кроме того, в очередной раз подтверждается аксиома о том, что эффективность политического лоббинга общины в немалой степени зависит от организованности, сплоченности и целеустремленности, а уж потом от численности.

Личность

Естественно, что, говоря об армянской общине Швейцарии, нельзя не сказать о личностях, которые являются ее неотъемлемой частью. Поначалу хотелось рассказать о состоятельных людях, достигших большого успеха в бизнесе, или тех, кто успешно работает в сфере искусства, медицины, науки и техники. Однако я решил рассказать о своем коллеге, возможно, одном из самых талантливых журналистов армянской диаспоры - Викене Четеряне.

В.Четерян родился в Бейруте 43 года назад, где закончил гимназию первой и второй ступеней, а затем и Американский университет по специальности «английский язык и литература», получив степень бакалавра. С 1989 г. - в журналистике, хотя начинал как переводчик с арабского на английский. В 90-х подготовил серию репортажей, интервью и аналитических материалов по конфликтам на Южном и Северном Кавказе, которые публиковались в ведущих изданиях Европы, прежде всего Швейцарии (Neue Zuercher Zeitung, Wochn- Zeitung и Die Weltwoche), Франции (Le Mond Diplomatique), Дании (Information) и Великобритании (Al Hayat). Неоднократно Четерян бывал в Нагорном Карабахе и Абхазии во время войн 90-х годов, в Чечне (до начала первой войны). В 90-е годы сделал также несколько репортажей с Балкан, в частности из Сербии. Затем, в середине 90-х, сфера его профессиональных интересов расширилась, и он стал чаще бывать в Центральной Азии, особенно в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане.

Пишет В.Четерян на 4 языках: армянском, арабском, английском и французском. Знает также немецкий, немного русский и, по его словам, сможет поддержать 10-15-минутную несложную беседу на турецком языке. Викен - автор нескольких книг, одна из которых вышла в свет на русском языке в Ереване в 2003 году под названием «Маленькие войны и большая игра». Последняя его книга вышла в прошлом году в престижных издательствах Лондона и Нью-Йорка и называется War and peace in the Caucasus: Russian’s troubled frontier («Война и мир на Кавказе: беспокойная граница России»). Сейчас журналист собирает материал для своей новой книги, на этот раз по Среднему Востоку. Вполне возможно, что главным объектом его исследования будет Абу Мусабу аз-Заркауи - международный террорист, убитый в 2006 году в Ираке, где он, скорее всего, был руководителем местной ячейки «Аль-Каиды». Именно этому иорданцу приписывается организация почти всех крупных терактов в Ираке. Биография аз-Заркауи является достаточно темным и малоизученным пятном в мировой публицистике. Видимо, В.Четерян хочет ликвидировать это «пятно».

Несколько лет назад В.Четерян защитил докторскую диссертацию в Женевском институте международных отношений. Он является одним из основателей и преподавателей Кавказского института СМИ в Ереване (ныне Институт Кавказа). Несколько лет он прожил в столице Армении с женой Карен и детьми.

Сегодня его жена, выпускница Цюрихского университета - франкошвейцарка Карен, которая работает на ответственном посту в мэрии Женевы, является видным функционером партии «зеленых» в этом городе. «Зеленые» очень хотели бы видеть ее мэром города или же депутатом парламента. Однако Карен пока не дает согласия на эти инициативы, т.к. дети еще малы.

Их трое, и все мальчики: Варужан (1996), Дживан (1999) и Ноэ/Ной (2006). Все мальчики, как и их мать, очень неплохо говорят по-армянски.

Опытный журналист, умелый рассказчик и прекрасный аналитик, он хорошо осознает, как именно воспринимаются те или иные события в нашем регионе, как на Западе, так и на Востоке. Он - один из тех интеллектуалов, который формирует общественное и экспертное мнение в мире о ситуации в нашем регионе. Такие интеллектуалы, патриоты и трудоголики, как Викен Четерян, являются «золотым фондом» армянской диаспоры, да и не только диаспоры, нового поколения.

Давид Петросян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 86 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Очень интересно было читать - "пять".
  2. Замечательная, очень познавтельная и назидательная статья для тех, кто не порывает со своими этническими корнями и высоко несёт честь и достоинство своего народа
  3. Давид, очень интересно, познавательно. Ты в своем амплуа - везде ищешь и находишь очень интересных людей из армянской диаспоры. Спасибо.
  4. Спасибо, много интересного узнал для себя.
  5. Прекрасный материал! Как здорово что в спюрке есть такие образованные, талантливые и умные люди как Викен ! Что меня особенно восхищает так это то, что и он и дети с женой, владеют армянским! Да еще и с армянскими именами!Он для меня пример настоящего Армянина!
  6. Давид, большое спасибо за столь интересный материал. Я много не знала. Полагаю, что армяне, проживающие в Хабаровском крае тоже не знакомы с таким изложением об армянской диаспоре, находящейся далеко от своей этнической Родины. Я обязательно зайду в офис армянской диаспоры в Хабаровске с копией этого материала. 06.01.2011 г.
  7. Насколько мне известно,в Хабаровске получают "Ноев Ковчег",но ваша инициатива зайти в офис армянской общины вызывает к Вам уважение.Материал Петросяна получился интересным и познавательным.Пусть все армяне знают о том, как живут соотечественники в Швейцарии и берут пример.
  8. Только пусть наши лучше живут в Швейцарии, а не в Хабаровском крае (не в обиду будет тамошним армянам сказано). Швейцария все же ближе географически к Армении. Да и вообще... Есть разница...
  9. Опять конформисты налетели! Любому нормальному человеку понятно что армян в Хабаровске быть не должно , сколько раз многими форумчанами отмечалось, что это очень опасное распыление нации! Александр, тебе в Москве хорошо? Это все временно евреи до 1933 года ,тоже хорошо жили в Германии... Русские наци, вопрос с твоим новым ПМЖ решат очень быстро!
  10. Не согласен.Вот вам комфортно в США,а нам в Хабаровске или в Новосибирске.Не вам решать,где мы должны жить.
  11. Я тоже не согласен , но только с вами! Меня не надо суда приплетать я не из Армении, речь в первую очередь, идет о айастанских конформистах и если вы из этой когорты, то тогда прав я. Вы айастанские как цыгане, соответственно, и уважениe к таким персонам нулевое.
  12. Вы делите армян на айастанских,карабахских,тифлисских?Это самая большая ошибка и вред,который может нанести только враг.Вам отвечают из Хабаровска,что им там комфортно,а вы их обзываете цыганами.Неожиданно и грустно.По многочисленным вашим высказываниям видно,что вы глубоко обеспокоены судьбой Армении и народа,но ваша последняя запись удручает.
  13. Позвольте мне с вами не согласиться! Как вы собственно, сказали бы о армянах живущих в разных странах? В данном контексте я имел ввиду географическое различия и только,а не ментальное так что, месческовость, на которую вы намикаете тут совершенно не причем Александр! Что до Хабаровска, и армян там живущих,то говорилось на эту тему достаточно чaсто и критично многими форумчанами,так называемое распыление нации; я думаю, что вы наверное просто не обращали на эти достаточно критичные замечания, свое внимание,а жаль! Когда я поднимаю вопросы связанные с проживанием армян в разных уголках Росиии меня заботит будущая БЕЗОПАСНОСТЬ моих соотечествеников и только! Я пример с евреями и Германией не зря привел,в своих суждениях опираюсь на опыт других этносов находившихся в той или иной период своей истории, в такой же не простой ситуации как и сегодняшние армяне в России. А вы преподносите это как сарказм и злорадство что совершенно не справедливо и не допустимо с вашей стороны! Ключевое различие между нами заключается в том, что история для вас не учитель и ее уроки для вас пустой звук! Ошибочность сей философии очевидна в эти дни армяне вспоминают всех жертв кровавых погромов в Баку... Они тоже думали что Кремль не допустит резни на подобии той, которая случилось в 1905-ом году в том же самом городе и они ошиблись...
  14. Еще немного практики на форумах, и Константин сможет с успехом выступать в Гайд-парке. Молодчина!
  15. Ну раз вы сказали, то конечно буду выступать как же я могу обидеть такого важного,а самое главное умного человека как вы! Но, у меня одно условие, раз вы такой остряк, то как настоящий джентельмен я готов уступить вам свое место, сударь-с!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты