№ 1 (160) Январь 2011 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 10005

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 132 Католикоса.

88 Киракос I

Католикос армян в 1441–1443 гг.

Церковное образование получил в монастыре Арчеша. Служил в Хор-Вирапе, а затем недалеко от Акори, в монастыре Ванастан. На время стал духовным отцом крымских армян города Кафа. В 1441 г. по решению церковного совета единогласно был избран Католикосом всех Аармян с резиденцией в Эчмиадзине. Благодаря новому Католикосу Святой Эчмиадзин преобразился. Католикос занялся благоустройством и запретил вокруг резиденции возводить иные сооружения. По распоряжению Киракоса I были введены строгие церковные правила. Вел политику вытеснения сектантских элементов. В 1443 г. Киракос I был свергнут группой священнослужителей и стал вести отшельнический образ жизни. Однако вплоть до 1447 г. его называли Католикосом всех армян.

89 Григор X

Католикос армян в 1443–1465 гг.

В 1448 г. Григор X сопатриархом назначил епископа Аристакеса из Святого Эчмиадзина. В 1460 г. Католикос Ахтамара Закария III совместно с епископом Саргисом отстранил от власти Григора X и при поддержке правителей туркменского племени кара-коюнлу начал руководить Церковью. Однако это длилось недолго. В 1461 г. избранный Католикос Григор X свергнул Закарию III и продолжил править церковным троном.

90 Аристакес II (Аторакал)

Католикос армян в 1465–1469 гг.

Был сопатриархом во время правления Католикоса Григора X. После смерти последнего был избран Католикосом всех армян.

91 Саркис II (Аджатар)

Католикос армян в 1469–1474 гг.

В 1460 г. служил в церкви Ахтамар, в Ване. Был помощником Католикоса Ахтамара Закарии III. Для того чтобы стать Католикосом, предпринимал антицерковные и весьма непопулярные шаги вплоть до кражи церковного имущества.

92 Ованес VII

Католикос армян в 1474–1484 гг.

В 1470-1470 гг. был сопатриархом при Саркисе II. В 1484 г. побывал в Кафе, Сучаве, Львове, Акермане, в Молдове ожидая финансовую помощь от армянских общин для восстановления Эчмиадзина. Скончался в Константинополе, после того как отказался отречься от христианской веры.

93 Саркис III (Мусаил)

Католикос армян в 1484–1515 гг.

Был сподвижником Католикоса Ованеса VII, который, перед тем как уехать из Армении, назначил Саркиса III Католикосом всех армян. Армения переживала труднейшие времена в период правления Саркиса III. Туркменское племя ак-коюнлу проиграло в войне с Сефеидами, и часть Армении попала под прямую зависимость от Сефеидов. С 1502 г. начались ужасающие по своим масштабам войны между османцами и персами, которые в основном происходили на территории Армении. Армянский Католикос был вынужден вести осторожную политику, чтобы угодить и османцам и персам, учитывая сложную ситуацию, сложившуюся в Армении из-за османо-персидских войн. При нем Аком Мегапарт – армянский первопечатник – напечатал в 1512 г. в Венеции первую армянскую печатную книгу «Урбатагирк».

94 3акария II

Католикос армян в 1515–1520 гг.

При нем армянские церкви были освобождены от налогов. Правил опять же в сложнейшее для Армении время. Персидский шах Исмаил I, проиграв в битве туркам-османам, нанес сильнейший удар по Армении, осквернив святые места, уничтожив десятки тысяч человек и полностью разрушив большую часть территории Армении, чтобы османы не смогли заполучить армянские города и деревни. Пострадал и Святой Эчмиадзин. Большинство священнослужителей Эчмиадзина были изгнаны, скитаясь по разным частям Армении. Однако 3акарии II все же удалось защитить Эчмиадзин от тотального разрушения.

95 Саркис IV

Католикос Армении в 1520–1536 гг.

В 1496-1515 гг. был духовным лидером армян Грузии. Был сопатриархом Армянской Церкви во время правления 3акарии II. При Саркисе IV продолжались губительные войны между турками-османами и персами, в результате чего Армения находилась то во власти османов, то во власти персов. В таких условиях армянскому Католикосу удалось обезопасить Святой Эчмиадзин и, более того, обезопасить служителей и бедствующий народ, сплотившийся вокруг Католикоса.

96 Григор XI

Католикос армян в 1536–1545 гг.

Племянник Католикоса армян 3акарии II. Был Патриархом Константинополя в 1535-1536 гг. После избрания на церковный трон продолжал усилия предшественников по поддержанию стабильности в Эчмиадзине. При нем в Святой Эчмиадзин стекались молодые священнослужители. По приглашению Григора XI в Эчмиадзин прибыл армянский епископ Константинополя Степанос Салмастеци, с которым Католикос вел жизненно важные переговоры. Однако встреча духовных лидеров армянства того времени и их решения по объективным причинам не смогли обезопасить Армению, так как османо-персидские войны и набеги продолжались и Армения находилась в эпицентре. Святой Эчмиадзин попал под тяжелые налоги, поэтому Католикос начал проводить встречи с лидерами армянских общин Крыма, Молдовы, Польши и Константинополя, для того чтобы поддержать существование духовного центра армян.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 46 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Очень хорошая рубрика - только одно пожелание: более тщательнее стилистически править тексты; видимо это буквальный перевод с армянского и по-русски иногда звучит не совсем пригоже.
  2. Согласен с вами. Для такой важной темы нужен более грамотный переводчик.
  3. А мне нравится.И разве переводчик может придумать что-то от себя?
  4. О, пожалуйста, пусть никто не обижается. Особенно - переводчик. Даже такой перевод - благнородная работа. Я так написал, чтобы посоветовать как улучшить удобочитаемость моей любимой газеты!
  5. Даже в таком виде – ставлю «отлично» публикации. Интересные биографические справки, которые хоть и кратки и не лишены иногда кое-каких неточностей, но вполне могут послужить читателю основой для возникновения интереса в данной сфере. Может быть, эту рубрику прочтет (или прочел) и будущий выдающийся арменовед. Как знать? Академик В. Обручев ведь начинал с малого – с чтения романов Жюль Верна – прежде чем стать прославленным географом. Когда что-то тебе нравиться (в данном случае « армянское средневековье») – то не придаешь особенного значения мелким несовершенствам объекта обожания.
  6. Отличная рубрика!Вот уже несколько месяцев мы имеем возможность узнавать о наших Католикосах, кто и когда был главой нашей церкви.На русском языке нет такой информации.И я благодарен за это редакции.В будущем,конечно нужно более глубоко изучать историю нашей церкви.Она пока доступна только армяноязычным соотечественникам.
  7. С Рождеством,дорогие соотечественники!К празднику побольше узнать о Католикосах,служителях веры Христа,вот это настоящий подарок.Спасибо!
  8. С Рождеством всех армян!
  9. Хотя этот хитроумный "Одиссей" и из моей команды, тем не менее я ставлю публикации - отлично.
  10. Очень полезный материал,особенно для молодежи.Спасибо!
  11. Интересно! Спасибо! Библиографию тоже , пожалуйста указывайте.
  12. Видели по ТВ страшные кадры,как затопило всю Австралию.Как все сказалось на наших соотечественниках?Нет ли жертв?
  13. Нужное дело.Мы должны знать историю нашей церкви.Армения многие столетия не имела государственности и именно церковь взяла на себя эту роль.А Католикосы почти все герои.
  14. В Австралии проживает примерно 100 тыс. армян. Греков несколько миллионов. По моим наблюдениям армяне хорошо плавают. Армяне и греки должны солидизироваться и вместе отстаивать свои исторические права.
  15. Уважаемый соотечественник,я интересовался,не пострадали от наводнения наши армяне,а вы пишите с кем "солидироваться".
  16. У меня нет данных на этот счет. Извините. ТВ порой слишком сгушает краски - создаёт искажённую картину действительности.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты