Битва под Истрой, или Как прокурорско-полицейская машина пытается отнять у владельцев земельные участки на Истринском водохранилище
Стою на строго охраняемой дороге, проложенной над плотиной Истринского водохранилища. Красота неописуемая! Не зря эти места пользуются славой «подмосковного Лазурного берега». За плотиной – деревня Новораково Истринского района. Всего несколько десятков домов, некоторые выделяются своей монументальностью. Таких – единицы, в основном – аккуратные, добротные дома с ухоженными участками. За деревней – чудесный истринский лес, воздух насыщает мои измученные московским смогом легкие. Не верится, что именно здесь, в этом райском уголке Подмосковья, вот уже два года продолжается величайшая битва.
Следователем СУ при УВД по Истринскому району Гладких С. О. в ноябре 2010 г. и в январе 2011 г. было возбуждено шесть уголовных дел в отношении граждан Зайцевой М. В., Корневой О. В., Рощупкина С. В. и Ткачевой О. Г. по подозрению в мошенничестве, предусмотренном ст. 159 УК РФ.
В постановлениях о возбуждении уголовных дел указано, что подозреваемые, имея преступный умысел, направленный на приобретение права на чужое имущество, путем обмана заключили в 2009 г. договоры уступки прав и обязанностей по договору аренды, в соответствии с которыми получили в свое пользование земельные участки, расположенные близ деревни Новораково Истринского района, затем подали в управление Росреестра по Московской области декларации, содержащие ложные сведения о том, что на земельных участках расположены объекты недвижимости. Получив свидетельства на них, заключили договоры купли-продажи на земельные участки по льготной цене, причинив своими действиями администрации Истринского муниципального района особо крупный ущерб. Такова версия следствия.
Сами же подозреваемые и их защитник придерживаются иной версии, считая, что в их действиях отсутствуют признаки состава преступления.
Как следует из материалов государственной регистрации земельных участков, вышеуказанные граждане заключили договоры аренды, в соответствии с которыми получили в пользование на 49 лет земельные участки. Впоследствии на этих участках были установлены садовые домики. Как и положено по закону, участки с находящимися на них строениями были выкуплены в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
Следовательно, арендатор вправе был построить на участке «здание, строение, сооружение», оборудовать на своих участках садовые дачные домики, проводя необходимые установочные работы (подготовка земельного покрова, блоки под фундамент и т. д.), а потом уже выкупить арендованное по льготной цене. И что, где же тут «безвозмездное изъятие», спросите вы? Правильно, отсутствует.
Именно «льготный» вариант и стал поводом к возбуждению уголовных дел. Так, следствие считает, что подозреваемые подали в УФРС по М.о. декларации, содержащие ложные сведения о том, что на земельных участках расположены объекты недвижимости, хотя, как считает следствие, на момент выкупа никаких строений не было.
Свои выводы следствие мотивирует свидетельскими показаниями жителей СНТ «Новораково» и протоколом осмотра места происшествия.
Однако показания свидетелей, на которые ссылается следствие, не столь «последовательны и согласованны». Как утверждает следствие, свидетели обвинения пояснили, что «на данных участках никаких строительных работ не велось и никаких строений на участках ими замечено не было», из чего следствие делает вывод, что на спорных земельных участках никакой недвижимости не стояло.
А как же быть с жалобами этих же жителей на то, что на указанных участках идет строительство и что им мешает шум работающих механизмов (бульдозера, трактора, крана и т. д.), что строительные работы на данных участках им причиняют неудобства и дискомфорт? Такими жалобами несколько лет подряд они забрасывали всевозможные инстанции.
А вот другие многочисленные свидетели, к показаниям которых следствие «относится критически», сообщили, что в конце марта – начале апреля 2009 г. они находились на этих земельных участках и утверждают прямо противоположное.
При таких обстоятельствах важное значение имел бы протокол осмотра места происшествия. Именно на такой протокол от 30 сентября 2010 г., как мы говорили выше, и ссылается следствие. Но при ближайшем рассмотрении этот документ, имеющий важнейшее доказательственное значение, вызвал у стороны защиты сомнение в достоверности.
Осмотр места происшествия проводил оперуполномоченный ОБЭП местного УВД с участием специалиста-землемера из учреждения, в котором на нерядовой должности работал родной отец (!) оперуполномоченного. Мало того, «осмотр» проводился с грубыми нарушениями методики определения месторасположения спорных участков, к тому же в отсутствие самих собственников или их представителей...
Именно сомнительные, с точки зрения закона, действия следователя, одобренные должностными лицами Истринской городской прокуратуры, послужили поводом и основанием для обращения подозреваемых в Истринский городской суд с жалобой на незаконное и необоснованное возбуждение вышеуказанных уголовных дел.
16 марта 2011 г. заместитель председателя Истринского городского суда Алексеенко А. В. с участием помощника истринского городского прокурора Гаврилова Д. Б., рассмотрев жалобу подозреваемых, постановил, что возбуждение уголовных дел в отношении Корневой О. В., Зайцевой М. В. является незаконным и необоснованным, и обязал следователя устранить допущенные нарушения.
20 апреля 2011 г. уже сам председатель Истринского городского суда, юрист с огромным опытом Горягин О.А. вынес аналогичное решение и в отношении Рощупкина С. В. и Ткачевой О. Г.
Надо сказать, в судебно-следственной практике признание незаконным и необоснованным возбуждение целого ряда уголовных дел, возбужденных по «тяжким» статьям Уголовного кодекса РФ, особенно учитывая, что со дня их возбуждения прошло почти полгода, – это ЧП не «районного масштаба», а федерального!
Чем же объяснить чрезмерную активность и рвение должностных лиц Следственного управления и особенно прокуратуры Истринского района Московской области?
У подозреваемых и их защиты имеется собственная версия происходящего: по их непроверенным данным, в Истринском районе успешно реализуется преступная схема отъема дорогостоящих земельных участков у добросовестных собственников путем инициирования псевдоуголовных дел с последующим предъявлением исков об изъятии земель у «преступников».
Не надо обладать экстрасенсорными способностями, чтобы предугадать дальнейшую судьбу изъятых в результате земельных участков. Недавний коррупционный скандал с участием руководителей районных прокуратур Подмосковья, связанный с незаконными операциями с «золотыми» земельными участками в Красногорском и иных районах Московской области, не оставляет и тени сомнения в том, что так называемые «изъятые» земельные участки впоследствии по продуманной схеме оказались бы у тех лиц, которые весьма тесно дружат с высокопоставленными подмосковными прокурорскими чиновниками.
Приобретая земельные участки, подозреваемые и их семьи преследовали единственную цель – построить дачные дома, заняться садами-огородами и обеспечить себя, детей и будущих внуков преимуществами подмосковной природы.
В реализации своих благих намерений эти граждане уже понесли колоссальные финансовые затраты: ими построена дорога в сотни метров длиной к участкам, соответствующими специалистами проведены различные мероприятия, направленные на возделывание земельных участков, ими заказаны и согласованы проекты строительства жилых домов и садовых построек и т.д. Однако став жертвами «подмосковного прокурорско-следственного рейдерства» и не без основания опасаясь, что борьба в одиночку с таким всемогущим монстром изначально обречена на поражение, они, тем не менее, надеются, что «ветер перемен», поднятый борьбой с коррупцией, докатился и до Истринского района.
Тем временем, вероятно, не желая сдавать позиции, представители Истринской городской прокуратуры подали в Московский областной суд кассационные представления на постановления Истринского городского суда.
Как выяснилось, инициатором всех проверок выступает заместитель истринского городского прокурора Благородов А.В. Именно этот господин курирует надзор за предварительным следствием в органах МВД, и в случае утверждения Московским областным судом постановления Истринского городского суда о признании незаконным и необоснованным возбуждение шести (!) уголовных дел, расследуемых в течение почти шести месяцев, это грозит персонально ему крупными до невозможности неприятностями...
Одним из средств, взятых им на вооружение, является «праведный гнев общественности» в лице отдельных активистов, направленный в адрес «проклятых московских землевладельцев», которые осмелились сунуть нос в дела самих активистов.
Чуть ли не в первый день появления подозреваемых один из этих активистов дал понять, что в «их деревне» действует неформальный закон: новички должны заплатить за право на вход в качестве владельцев земельных участков. Намек был на сумму в размере 250 тысяч долл. США, чтобы они не чинили препятствий и не превращали их жизнь в ад. Также было разъяснено, что у них «все под контролем» и что они «завалят» все инстанции жалобами и по ним Истринская городская прокуратура безоговорочно предпримет меры.
Вероятно, между господином Благородовым А. В. и «активистами» существует неформальная связь в части контроля над земельными участками. Иначе откуда тогда в предложениях двух разных людей, от которых, по их мнению, «трудно отказаться», такая удивительная «последовательность и согласованность»? Может, «всевидящее государево око» в лице Благородова
А. В. контролирует всю специфику земельно-денежных отношений, а вышеуказанные активисты являются уполномоченными Благородовым А. В. так называемыми «смотрящими» по деревне Новораково? Кто их знает, слухи разные ходят... Только порой эти слухи почему-то трансформируются во вполне осязаемую реальность...
Вышеописанные события длятся не один год. Ставшие с «легкой руки» следователя и прокурора подозреваемыми в хищениях в особо крупных размерах женщины в ужасе: почти все они не вылезают из больниц и врачебных кабинетов.
От пережитого не выдержало сердце у отца «подозреваемого» – он скончался от инфаркта 1 мая...
5 мая 2011 г. Судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда рассмотрела два первых кассационных представления прокуроров Истры. В отношении Корневой О.В. коллегия согласилась с постановлением Истринского городского суда и окончательно признала факт незаконности возбуждения уголовного дела, а в отношении Зайцевой – вернула материалы дела для повторного рассмотрения в Истринский городской суд. В конце мая ожидается рассмотрение остальных дел. Борьба продолжается, истринские прокуроры «насмерть» отстаивают свои позиции, хотя даже они поняли, что ситуация складывается не в их пользу.
Указанные дела конкретных граждан весьма показательны: при особом желании всегда можно найти какие-то формальные огрехи при оформлении гражданами своих земельных участков, и если, к несчастью, данные участки расположены в престижных районах Подмосковья и представляют особо ценный объект, то следует опасаться полицейско-прокурорского визита к ним. Чем заканчиваются подобные визиты, нам, многострадальным гражданам нашей любимой родины, хорошо известно.
За время подготовки данной статьи стало известно об аресте нескольких подмосковных прокуроров, сообщили, что двое даже объявлены в розыск. Вступил в должность новый прокурор Подмосковья. Надеемся, что положительные перемены дойдут и до берегов Истринского водохранилища!
Карен Нерсисян
Оставьте свои комментарии