№ 10 (169) Май (16-31) 2011 года.

Сила армянских гайдуков в национальном единении

Просмотров: 12644

Армянское гайдукское движение возникло в середине 80-х годов ХIХ века как форма вооруженной национально-освободительной борьбы западных армян против турецких захватчиков. Свое название оно, скорее всего, получило от венгерского слова «hаjduk» – «пехотинцы», которые начиная с ХV века участвовали в вооруженной борьбе южнославянских народов против турок.

Первые отряды армянских гайдуков (или по самоназванию – фидаи) возникли в Западной Армении – Тароне, Васпуракане, Кесари. О смелости и самоотверженности свободолюбивых армянских воинов, вступавших в бой со значительно превосходящими силами противника, уже тогда ходили легенды. В начале ХХ века в ходе боевых действий Армянского гайдукского движения прославились Ахбюр Сероб, Андраник, Геворг Чавуш, Никол Думан, Жирайр, Грайр и многие-многие другие. Последней крупной военной операцией гайдуков стала оборона Сасуна в 1904-м, после чего движение пошло на убыль. Многие историки объясняют это отсутствием единой программы действий, многократным превосходством сил турецкого противника и тщетностью попыток объединения гайдукских групп в единую структуру. Именно это, по сути, и предопределило исход некогда сильной по боевому духу национальной организации, оставившей яркий след в истории армянского национально-освободительного движения.

Столетие спустя возрождение гайдукского движения в Армении получило новый импульс, когда была создана национально-общественная организация «Гайдук», возглавляемая Наири Саакяном. «Когда-то гайдукское движение было независимо от армянских политических партий. Сегодня одной из основных целей является общенациональная идея единения и сплочения, что, в первую очередь, может стать решающим фактором при защите рубежей нашего Отечества, – говорит председатель движения «Гайдук». – Созданная буквально перед президентскими выборами в 2008 году, наша организация объединяет на добровольной основе около 30 тысяч человек в возрасте от двадцати до пятидесяти лет. Конечно, имеются и устав, и герб, но опять-таки главным считаю тот факт, что люди на основе идеи патриотизма объединяются в наших рядах по зову сердца». Кстати, по мнению главы движения, именно это обстоятельство позволило 24 апреля нынешнего года собраться вместе двадцати тысячам гайдуков, чтобы единой колонной прошествовать к мемориальному комплексу Цицернакаберд для возложения цветов в память о жертвах резни 1915 года, учиненной Османской Турцией.

– С 2011 года мы начали расширять свою деятельность среди армян России. У нас уже есть там свои представители, которые занимаются формированием отрядов армянских гайдуков среди соотечественников, проживающих за пределами Армении. В планах создание аналогичных отделений в Карабахе. Наш проект предусматривает не просто формальное членство, а целесообразное использование, скажем так, внутреннего ресурса каждого гайдука, исходя из его потенциала. Мы не подавляем личность строгой дисциплинарной подчиненностью, а наоборот, позволяем развиваться на профессиональной основе талантам гуманитариев, технарей, юристов, интеллектуалов, да и просто умельцев, называемых в народе «мастер – золотые руки». Это можно назвать вкладом каждого гайдука в наше движение. Это можно назвать взносом каждого члена организации в общее дело. При этом несомненным остается одно: деятельность нашей «армии» будет направлена на благо Армении, на ее процветание, – считает Наири Саакян. – Мы не забываем и о благотворительности. Посмотрите, сколько фидаинов воевало, сколько погибло при защите Арцаха, защищая Родину и свой отчий дом. Но проблема в том, что сейчас нарушен принцип социальной справедливости и многие герои Карабахской войны просто прозябают в нищете, забытые почти всеми. Им нужна наша помощь».

И хотя, по словам Саакяна, отечественных филантропов пока еще не очень много, тем не менее они уже начали возрождать традиции армянского меценатства. Кстати, о своей лепте в становление армянской благотворительности Наири Саакян скромно умалчивает, хотя традиция помощи ближнему началась в их семье в начале 90-х годов, в хаосе постперестроечного развала и блокады. Именно тогда брат Наири Арташесовича Хорен Саакян, развернув в Якутии строительный бизнес, выслал немалую по тем временам сумму с наказом раздать по справедливости эти деньги нуждающимся односельчанам. «Причем попросил сделать это лично, а не отдавать деньги местным руководителям, чтобы не затерялись в эстафете чиновничьих инстанций», – вспоминает он прошлое. Отвечая на вопрос, не станет ли подобная бескорыстная помощь привычкой к источнику постоянного иждивенческого дохода, Наири Саакян отвечает в полной уверенности за своих:

«Ну что вы, конечно, нет. С подобной меркантильностью среди них мне как-то не приходилось сталкиваться».

Благотворительность для Саакянов не разовая акция и продолжается на протяжении вот уже 20 лет. Все три брата известные в Армении и за ее пределами люди. Саркис – губернатор Арагацотнского марза, Хорен – бизнесмен и председатель армянской общины Якутии, а Наири – председатель армянского движения «Гайдук». Заподозрить этих людей в подкупе земляков ради собственных интересов тоже трудно. Как говорит глава гайдуков, ведь помощь ими оказывается постоянно, а не в предвыборные кампании, как это принято у некоторых политтехнологов.

«Мы и сегодня продолжаем развивать наши проекты, – говорит Саакян. – Отправляем из нашего района на сезонные работы в Якутию по 200-300 человек, где они могут прилично заработать для своих семей. Думаю, что таким образом мы помогаем развитию регионов, где социальная обстановка еще оставляет желать много лучшего. Но самое главное, отработав положенное время, все они возвращаются домой к своим семьям, а не остаются на чужбине».

Кстати, Наири с особой гордостью подчеркивает, что он младший среди братьев. Поэтому на Новый год по старой армянской традиции вся большая семья собирается за одним столом в отцовском доме, где обычно, тоже по традиции, должен жить младший сын. И хотя жизнь разбросала их по разным городам и даже странам, тем не менее, собираясь за одним столом, они ощущают свою силу. «Да, наша сила действительно в единении.

Двадцать лет назад, когда армянский народ стал на защиту Отечества, среди фидаинов не было никаких различий. Была сплоченность рядов и вера в победу. Благодаря единению мы победили. Но в мирной жизни произошла какая-то трансформация в сознании, появилось желание обвинять во всех неудачах государство. Не ладится в семье – руководство страны виновато, проблемы на работе – опять власти плохие. В конце концов, пора избавляться от этого постоянного нытья, – считает Наири Саакян и добавляет: – В конце концов, каждый из нас мечтает о счастье в своей родной стране. А для этого нужно уметь быть просто добрее, внимательнее друг к другу, а еще научиться творить добро!»

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек