№ 10 (169) Май (16-31) 2011 года.

Турция и Азербайджан как альтернатива грузинскому транзиту для Армении

Просмотров: 3396

19 апреля парламент Грузии принял решение об аннулировании подписанного между Грузией и Россией Договора о транзите военных грузов и персонала через территорию Грузии на российскую военную базу в Армении. Примечательно, что принятое грузинскими парламентариями с личной подачи Михаила Саакашвили решение породило немало противоречивых слухов.

В целом предусматривающий материально-техническое и кадровое обеспечение российской 102-й военной базы в Гюмри с использованием сухопутного и воздушного пространства Грузии договор имел для России довольно важное значение. При этом формально еще за шесть месяцев до истечения срока договора стороны могли продлить его на год, о чем, естественно, в сложившихся взаимоотношениях России и Грузии не могло быть и речи. Официальным поводом для аннулирования договора, по словам замглавы МИД Грузии Нино Каландадзе, стала политическая целесообразность такого решения, обоснованная «осуществленной со стороны России агрессией и развивающимися после войны 08.08.08 событиями». А по словам пресс-секретаря президента Грузии Мананы Манджгаладзе, после августа 2008-го соглашение это существовало исключительно на бумаге.

На сегодняшний день 102-я российская военная база, дислоцированная в Гюмри согласно соглашению, заключенному правительствами Армении и России в 1995 году, является крупнейшим российским военным объектом в Закавказье, туда же в 2007 году был переведен из Грузии штаб Группы российских войск в Закавказье. Личный состав базы укомплектован 164-й мотострелковой дивизией, которая стоит здесь еще с советских времен. После ликвидации российской базы в Ахалкалаки личный состав 102-й базы пополнился частью контингента, передислоцированного из Грузии. Помимо функций по обеспечению присутствия российских военных на Южном Кавказе, в их задачу входит обеспечение безопасности Армении и охрана внешних границ республики с Ираном и Турцией. База оснащена современными видами вооружений, спецтехникой, зенитно-ракетными комплексами С-300, истребителями МиГ-29. Численность личного состава базы, состоящего из граждан России и Армении – около 5 тысяч человек. О том, какую важность представляет присутствие российских военных на территории Армении для республики, свидетельствует протокол, подписанный 20 августа 2010 года главами оборонных ведомств России и Армении Анатолием Сердюковым и Сейраном Оганяном. Согласно данному документу, присутствие российской военной базы в Армении пролонгировано до 2044 года, хотя изначально соглашение было подписано сроком на 25 лет.

В целом, несмотря на многочисленные «аналитические» выкладки, идущие в основном из Азербайджана и Турции, согласно которым демарш Тбилиси якобы серьезно осложнит транспортировку персонала и военной техники на российскую базу в Армении и поставит под угрозу чуть ли не ее существование, ситуация крайне далека от безвыходной. Подтверждением является то, что 102-я база, да и все пограничные войска ФСБ РФ в Армении, почти на 50% укомплектованы армянскими контрактниками и специалистами. То есть смена личного состава, состоящего из призывников, раз в полгода явно не будет затруднительной. Учитывая же, что поставки вооружений не только для 102-й базы, но и для Министерства обороны Армении шли и продолжают идти не столько по грузинской территории, сколько воздушным путем, а также через территорию Ирана и, как это ни парадоксально, Турции, проблема и вовсе выглядит надуманной и растиражированной в первую очередь самими грузинами. Не отстает от них, естественно, и вечный противник всего связанного с Арменией – Азербайджан.

При этом в самой Армении данный вопрос не стал предметом особо оживленной полемики, а Министерство обороны республики через своего споксмена Давида Карапетяна официально заявило, что никакого воздействия на деятельность 102-й базы в Армении решение грузинского парламента иметь не будет. По словам военного эксперта Сергея Саркисяна, реального влияния на деятельность 102-й российской базы на территории Армении аннулирование договора вообще не окажет. По его мнению, военные грузы для российских военных как шли транзитом через Грузию, так и будут идти и после принятого по инициативе Михаила Саакашвили решения грузинских парламентариев. Просто теперь эти грузы будут оформляться не как грузы для 102-й российской базы, а как грузы, предназначенные для Минобороны Армении. Но и это еще не значит, что этот договор через какое-то время опять не будет возобновлен. Более того, заключение нового договора для Грузии неизбежно, учитывая, что транзит военных грузов в Армению прекрасно может осуществляться через Иран и Турцию. По Саркисяну, имея дружественные отношения с Россией, Анкара вряд ли пойдет на недружественные шаги в отношении Москвы.

В то же время другой эксперт – экс-министр обороны Армении генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян считает, что грузы, предназначенные для российской 102-й базы в Гюмри, через территорию Грузии после августовской войны фактически и так не шли. При этом, учитывая сложившуюся и устоявшуюся инфраструктуру 102-й базы, объем грузов, в которых она нуждается, и так крайне невелик и нет никакой необходимости в переброске новой техники. Все же остальные мелочи, по мнению экс-министра, прекрасно доставляются воздухом, по территории Ирана и все той же Турции. Соответственно никакого влияния на деятельность 102-й базы выходки грузинского президента не окажут. Мнению экс-министра обороны вторит аналитик по вопросам безопасности ереванского Института Кавказа Сергей Минасян, также утверждающий, что решение о приостановке транзита не повлияет на безопасность Армении. По его словам, Соглашение о транзите не работало с 2008 года и демарш Саакашвили был своего рода PR-ходом, так как часть поставок для базы в Гюмри и раньше осуществлялась российскими самолетами, причем по маршруту, проходящему через воздушное пространство Азербайджана. Более того, эта практика будет продолжена, поскольку Баку не посмеет бросить вызов Москве.

Меж тем, визит 18 апреля в Армению министра обороны Грузии Бачо Ахалая, ставший очередным свидетельством дружеских отношений между Арменией и Грузией, также не дает повода особо нервничать по поводу 102-й базы. Примечательно, что главными темами переговоров двух министров обороны стали обмен опытом по текущим реформам в сфере обороны, участие в международных операциях и военное образование. Ахалая также предложил армянской стороне проводить обучение армянских военных в Сачхерской школе горной подготовки, которой присвоен статус центра образования программы НАТО «Партнерство во имя мира».

Примерно неделю спустя, 26 апреля, в Армению прибыл министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, который еще в октябре 2010 года подверг резкой критике само существование российской базы в Гюмри, подрывающее, по его словам, все попытки урегулировать «проблемы в Закавказье мирным и цивилизованным путем». При этом в любом случае визит министра обороны Грузии в Армению буквально за день до голосования по аннулированию договора также является косвенным подтверждением того, что решение грузинского парламента не было спонтанным.

Заявление же грузинского министра по итогам встречи с министром обороны Армении Сейраном Оганяном и президентом Армении Сержем Саргсяном, согласно которому «армяно-грузинские отношения носят особый характер и в дальнейшем будут лишь укрепляться, и никакая сила не сможет помешать этому сотрудничеству» – лишнее свидетельство тщетности усилий некоторых соседних стран и купленных ими аналитиков. Особенно это актуально, учитывая безвыходное, по сути, положение самих этих стран, вынужденных смотреть сквозь пальцы на поставки оружия в Армению через свои территории и воздушное пространство.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 23 человека

Оставьте свои комментарии

  1. автор весьма трезво размышляет и не впадает в разные крайности.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты