Что стоит за визитом Сергея Лаврова в Абхазию и Южную Осетию
25-26 апреля глава российского Министерства иностранных дел Сергей Лавров посетил Абхазию и Южную Осетию. В ходе визита он встретился с президентами этих стран - С.В. Багапшем и Э.Д. Кокойты. Стороны обменялись нотами о вступлении в силу соглашения о безвизовых поездках между Российской Федерацией, Абхазией и Южной Осетией и подписали соглашение об учреждении информационно-культурных центров в Абхазии и Южной Осетии.
Внешне визит руководителя МИД выглядел обычным, вместе с тем, в нем было несколько моментов, делающих сам визит довольно весомым и важным.
Во-первых, нужно сказать о том, что официальная сторона этих встреч выглядит на удивление малозначимой – российские министры иностранных дел не наносят визиты для обмена нотами о вступлении в действие третьеразрядного и, скорее, технического соглашения о безвизовом обмене, которое было подписано еще в октябре 2009 года и которое без каких-то проблем соблюдалось все это время. Еще реже в зону их внимания попадают информационно-культурные центры. Это просто не уровень С. Лаврова.
Каковы же были реальные цели?
Исходя из общего анализа международного положения и наиболее значимых вопросов, связанных с этим регионом, можно с большой уверенностью сказать, что таких целей было, как минимум, две.
Первая относится к адресату визита. Как это нередко бывает в политике и дипломатии, несмотря на то, что ездил Лавров в Сухум и Цхинвал, реальной целью его визита являлись не они, а Тбилиси и Запад в целом, а точнее, их позиция по вопросу вступления России в ВТО.
В настоящее время Россия завершает очень трудные 18-летние переговоры по вступлению в эту организацию. Не получена подпись только одной страны – Грузии, и преградой здесь являются условия, выдвинутые Тбилиси. Как известно, Грузия требует от Москвы согласия на размещение собственных таможенных постов у Рокского перевала и на реке Псоу, что в понимании Тбилиси будет символизировать де-факто согласие Москвы с границами Грузии в том виде, как они видятся из Тбилиси.
Естественно, Москва ни при каких условиях не может на это пойти, что она и давала неоднократно понять как грузинским властям, так и официальным лицам ВТО, однако вопрос затягивается. При этом следует понимать, что насколько вся ситуация является тупиковой для Москвы, настолько же она бесперспективна и опасна и для Тбилиси. В нынешней ситуации Грузия уже не сможет снять свои условия, ибо для нее это будет прямой потерей лица и абсолютно таким же признанием как раз обратного, неприемлемого для себя факта – имеющихся в реальности границ и суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Формально переговоры еще продолжаются, однако налицо дипломатический тупик, из которого нет выхода при существующих переменных.
Совершив визиты в Абхазию и Южную Осетию и вынеся на первый план вопросы безвизового перемещения, глава российского МИД дал понять Западу, что Россия не станет вступать в ВТО ценой стратегических уступок и что суверенитет Сухума и Цхинвала является той красной чертой, за которую Москва не перейдет.
Следует ожидать, что после этого, по сути, демарша Россия станет настаивать на вынесении вопроса членства России в ВТО на всеобщее голосование, при получении большинства голосов на котором Россию примут в эту организацию. Однако здесь остается еще одна заминка. Формально вопрос о голосовании должна вынести рабочая группа ВТО, членом которой является Грузия, которая теоретически может заблокировать прохождение вопроса. Вместе с тем, по имеющейся информации, страны-члены ВТО, желающие скорейшего вступления России, оказывают сейчас на Грузию определенное давление, не афишируемое публично, и чтобы не терять лицо, на ближайшей сессии Грузия либо выйдет из членов рабочей группы, либо ее представители не явятся на заседание.
Второй целью визита Сергея Лаврова, скорее всего, явились переговоры с президентом Абхазии С.В. Багапшем. Не секрет, что в последний год и особенно в последние несколько месяцев отношения Абхазии и России в значительной степени напряглись. Можно назвать лишь три последних скандала, которые еще далеки от окончания, – это недавние территориальные претензии России к Абхазии в отношении села Аибга, закрытие, как говорят, на капитальный ремонт российского военного санатория на территории Абхазии, в ходе которого были уволены все сотрудники – более 1200 человек, и, конечно же, продолжающийся конфликт вокруг массового отъема жилья в основном у этнических русских и «деятельности» комиссии, которая призвана решить этот конфликт и которая фактически не работает.
Эти вопросы уже достигли значительной остроты и смогли поменять вектор отношения российского общества к Абхазии с очень теплого и дружественного на неприязненный и отрицательный. Теперь российский обыватель видит в абхазах, скорее, иждивенцев, существующих за счет России и в нужные моменты прикрывающихся российскими паспортами, но лишь решающих свой этнический вопрос, отбирающих жилье у беззащитных русских стариков и ведущих совершенно независимую политику, которая зачастую противоречит российским интересам.
Российские официальные власти находятся здесь в таком же патовом положении, как и Грузия в вопросе предоставления России членства в ВТО. Не обращать внимания на подобные факты они не могут – уж слишком большую публичность получили эти вопросы. Надавить на Сухум они также не могут, т.к. абхазы в массе своей поддерживают существующую политику и не желают принимать в расчет интересы России и отдавать отобранное у русских стариков жилье. Позиции Багапша в стране тоже не совсем прочны, и если представить, что Москва достигла компромисса исключительно с ним, то разгневанные абхазы могут смести своего нынешнего президента уже на следующий день, причем любая следующая кандидатура для Москвы будет выглядеть хуже.
Пойти на обострение отношений с Сухумом и настоять на своем не совсем дипломатичным путем Москва сейчас не может. Это противоречит интересам российских правящих кругов, которые в преддверии двух тяжелых и очень важных для себя выборов изо всех сил стремятся представить абхазский вопрос исключительно в положительном свете и показать избирателю, что благодаря их мудрому правлению, у России с Абхазией нет никаких проблем. Нельзя также сбросить со счетов и фактор Олимпиады, которая должна пройти в непосредственной близости от Абхазии, что также требует от российских властей не обострять ситуацию и принести интересы своих граждан, которые подверглись и продолжают подвергаться беззаконию, в жертву высшим политическим материям.
В результате немалый список острых вопросов российское руководство вынуждено обсуждать с абхазами в закрытом кругу, не вынося их на суд публики, и можно быть уверенными, что ни по одному из них решения достигнуто не было, иначе об этом было бы торжественно объявлено в тот же день.
Таким образом, ситуация «в доме Облонских» непроста и, несмотря на благозвучную или, наоборот, агрессивную риторику, в действительности она зачастую выглядит совсем не так, как ее хотят представить наши сильные мира сего. Если в вопросе с грузинским разрешением какой-то развязки можно ожидать уже в ближайшие месяцы, то в абхазском вопросе ситуация будет заморожена еще на какое-то время – возможно, на несколько лет.
В какую сторону тогда склонится чаша весов – покажет время, нам же пока стоит лишь внимательно следить за обстановкой, пытаться замечать не только то, что лежит на поверхности, и во всем пытаться дойти до сути. Именно тогда мы сможем понять истинную природу вещей.
Андрей Епифанцев, политолог, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»
Оставьте свои комментарии