Душа человека и образы эпохи
К 75-летию выдающегося армянского скульптора Фрида Согояна
Есть люди, которые создают памятники эпохам, превращая времена в вещественные символы. К числу таких людей, несомненно, относится Фрид Согоян, чье 75-летие будет скоро отмечаться, – народный художник России, заслуженный художник Армении, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Ленинской премии, прославленный скульптор, чьи работы украшают многие города, музеи и галереи России, Армении, Украины, Узбекистана, США, Германии, Швейцарии и Великобритании. Его творческий путь пришелся на эпоху, когда в мире вершились глобальные события, и он смог их отразить.
Им создано множество монументальных и станковых скульптур. Среди особо заметных работ – памятник революционеру Степану Шаумяну (Ереван), «Мыслители Древнего Востока» (Самарканд), памятник Нестору-летописцу (Киев), памятник павшим воинам и памятник солдатской матери на Прохоровском поле, два памятника, посвященных подвигу соловецких юнг во время Великой Отечественной войны – в Москве и Архангельске, композиция «Единый крест» (Москва).
Можно смело сказать, что его произведения – образец современного классицизма в лучшем смысле этого слова, пример сильного, выразительного и внятного реалистического искусства. Художественная мощь его работ, их характерная напряженность являются воплощением истинно гуманистического видения мира.
Сила сострадания
Особое место в творческой биографии Фрида Согояна занимают памятники, посвященные жертвам спитакского землетрясения 1988 года и тем, кто тогда помогал людям, попавшим под удар безжалостной стихии. Это композиции «Мать-Земля» («Армения») в Вашингтоне и «Жертвам безвинным, сердцам милосердным» в Гюмри (Ленинакане), родном городе скульптора. Над памятником в Гюмри, как и над многими другими монументальными произведениями, вместе с отцом работают старший сын Ваги и младший Микаэл.
Творчеству Фрида чужда внешняя патетика, поверхностная героизация. Главное - одухотворенность, возвышающее нравственное начало. Один из основных аспектов его творчества - наиболее полное раскрытие психологического состояния человека, выявление его духовных возможностей... На постаменте памятника «Мать-Земля» есть надпись «С благодарностью от армянского народа американскому народу». Но президент США Буш-старший, проезжавший мимо этой скульптуры, еще не успев прочитать посвящение, был невероятно впечатлен эмоциональной силой, исходившей от композиции. Настолько тронула его сердце эта работа, что президент захотел непременно познакомиться с автором и пригласил его на прием в Белом доме. А потом прислал благодарственное письмо: «От имени американского народа…».
Фрид и сейчас с горечью и болью говорит о разрушенном Ленинакане. Тогда, в декабре 1988-го второй по величине город Армении в одночасье превратился в руины, и спешившие на помощь спасатели и медики видели из заходивших на посадку самолетов не привычную россыпь городских огней, а зловещую непроглядную тьму…
Ему довелось пережить и другое общенародное горе. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 5 лет, но в памяти ясно сохранились события тех лет – горе жен и матерей, получивших похоронки, беженцы, которых приютили в своих квартирах и родители Фрида, и каждая соседская семья. Жили, как одна семья, – женщины готовили на всех по очереди, помогая друг другу, потом все вместе обедали за одним огромным столом во дворе. Когда собирались вечерами, говорили о событиях на фронте, слушали радио, ждали новостей. Напротив, вспоминает Фрид, жила «тетя Марго, у нее было два сына, и она всю войну о них ничего не знала», но, к счастью, они все-таки остались живы.
Открытие таланта
Примерно тогда же будущий ваятель почувствовал тягу к открытию новых форм в куске камня. «В то время дома в Армении строили из камня, из цельных камней, – рассказывает он. – Привозили из карьера куски скалы, а на стройке сидели мастера с молотками и топориками, готовили каждый кусочек для кладки стен. Я смотрел на это, и мне очень хотелось взять молоток и тоже попробовать тесать туф. Мастера заметили – дали мне топорик. Поначалу ничего не выходило, потом птица получилась из этого камня. Так я полюбил мое нынешнее занятие».
Сколько бы ребенок ни стремился к чему-то, надо, чтобы родители помогли. А то ведь как бывает – рождается ребенок с музыкальными или живописными способностями, но если родители не слишком внимательны к нему, то это все со временем пропадает. Мама Фрида работала директором кукольного театра, она понимала и любила искусство. Увидев, как сын лепит собачку из глины, она отвела его в художественную школу. Потом были институт в Ереване и самая первая работа на пятом курсе – руководитель поручил пятерым студентам каждому по заказу для строившегося тогда ДК «Каучук». Фрид изваял из бронзы девушку с кувшинами, скульптуру для зимнего сада.
Поколению скульпторов – ровесников Фрида, по его мнению, очень повезло: в конце 50-х – начале 60-х годов народ уже пришел в себя после войны, но повсюду ставились памятники погибшим. В Армении, как и в России, в каждой деревне стоит такой памятник. Заказов было много. Любой памятник при этом утверждался худсоветом, что позволяло отсеять явную халтуру. И при строительстве любого объекта, в смете было заложено 3 процента на художественные работы.
Взгляд мастера
В те далекие годы мощно развивалось реалистическое искусство, в зеркале которого отражалась настоящая жизнь. Причем это искусство было подлинно народным. Постоянно проходили выставки – городские, областные, республиканские. Потом с таких выставок московская комиссия отбирала работы на всесоюзную выставку, и выбранное оставалось в Москве. В запасниках лучших музеев и сейчас можно найти много прекрасных работ того времени – и живопись, и скульптуру, и графику.
Молодой скульптор Фрид Согоян много и вдохновенно работал, стремясь достигнуть совершенства в каждом произведении. И вот в 1965 году на республиканскую выставку из Москвы приехал знаменитый автор военного мемориала на Мамаевом кургане скульптор Евгений Вучетич, чтобы отобрать лучшие работы. То, что случилось дальше, уже превратилось в легенду о творческом чуде и озарении – и справедливой оценке того, сколько сил и души Фрид Согоян вкладывал в свои композиции.
Скульптуры на выставке не были подписаны, столичный мэтр ходил по залам, отмечая особо приглянувшиеся. Наконец, выбрал три самые, по его мнению, лучшие и указал на них. Все три скульптуры оказались работами одного и того же автора – Фрида Согояна…
Потрясенный Вучетич подарил ему свою книгу «Художник и жизнь» с надписью: «Молодому и талантливому человеку, скульптору с гигантскими творческими перспективами...».
Маршалы и Нестор-летописец
Спустя несколько лет Евгений Вучетич вспомнил о нем, когда началась работа над мемориальным комплексом Музея истории Великой Отечественной войны в Киеве. Для этого ансамбля Фрид Согоян создал сложную и динамичную композицию «Форсирование Днепра», за которую он был удостоен Ленинской премии. Впоследствии музей украсился целой серией его работ – а именно: скульптурными портретами видных военачальников Советской Армии.
Памятник Нестору-летописцу был преподнесен автором в дар Киеву в честь тысячелетия принятия христианства на Руси и установлен в 1988 году на почетном месте рядом с Киево-Печерской лаврой. Высеченная из серого гранита фигура Нестора с раскрытой книгой в руках стоит на низком постаменте. Использовав классическую форму храмовой скульптуры, автор придал статуе особую динамику, что позволило избежать визуального впечатления тяжеловесности.
Монумент лаконичен и одновременно так выразителен, что увидевшие его туристы потом вспоминают: «Увидели памятник и сразу, не читая надписи, поняли – это Нестор, мы именно таким его и представляли».
Сыновья
Увлеченно наблюдавшие за работой отца дети Фрида пошли по его стопам. Когда в творческой жизни скульптора произошло описанное выше важное событие – его пригласили участвовать в работе над созданием киевского мемориала Победы, – трудиться пришлось очень много. Подрастающие мальчики все время видели, что отец сидит, лепит… Старший сын Ваге начал сам лепить, поступил в художественную школу.
А потом случилась беда – безвременно скончалась супруга Фрида. В то время младшему сыну Микаэлу было всего 9 лет. «Надо было его чем-то занять, – говорит отец. – Лепить ему понравилось, и он, как и старший брат, поступил в художественную школу».
Далее оба сына успешно окончили Суриковский институт. Микаэл Согоян долго жил в Америке, выставлялся там в галереях разных стилей. Ваге работал вместе с отцом, сейчас большие работы отец с сыновьями делают вместе и подписывают втроем. При этом и Микаэл, и Ваге обладают собственным неповторимым творческим почерком, их достижения в изобразительном искусстве отмечены званиями заслуженных художников. Их произведения украшают разные города России, наполняя пространство красотой и гармонией.
«Я очень этому рад, уже ухожу постепенно в сторону, оставляя сыновей не только как самостоятельных творцов, но и как признанных художников», – поясняет Фрид.
Говоря о совместной работе, Ваге Согоян однажды признался: «Присматриваемся друг к другу, но больше всего к отцу. Его авторитет для нас – авторитет первого учителя и подлинного мастера – непререкаем».
Дань доблести юных
Незаурядный талант художника и его глубокая связь с жизнью чувствуются во всем, что делает Фрид. Он приступает к работе только тогда, когда глубоко проанализирует и прочувствует сложный строй художественного решения образа всей экспозиции и увидит пути включения своего творчества в общий замысел.
Памятник соловецким юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, сооруженный в 1993 году, в Архангельске стал одним из символов города – здесь принимают присягу наследники славных традиций героического прошлого. Этому памятнику, как и всем работам Согояна, присуща скрупулезная точность и выверенность линий. Монумент, изображающий подростка, почти ребенка и одновременно уже воина, противостоящего напору северного ветра, показывает неудержимый натиск стихии и величие человеческого духа, сплетя воедино наследие античности и традиции современной классики. В лаконичном и на первый взгляд статичном образе воплощен момент внутреннего сосредоточия, предшествующего неистовству действия, а не само действие как таковое.
Впоследствии ветераны войны, которые были когда-то теми самыми мальчишками-воинами, организовали сбор пожертвований, чтобы и в Москве увековечить память своих погибших товарищей. Памятник работы Согояна на площади Соловецких Юнг в Восточном округе российской столицы – юнга с сигнальными флажками – производит ничуть не меньшее, хотя иное впечатление. Автор добавил к чистой красоте скульптуры экспрессию, выплеск фантастической внутренней силы.
Лица и лики
Круг тем, которые интересуют мастера, необычайно широк и многообразен. Это может оценить всякий, кому довелось побывать в московской мастерской скульптора или видеть его работы. Помимо знаковых монументальных произведений, Фрид Согоян создал множество скульптурных портретов – исследователя Антарктиды Артура Чилингарова, актрисы Элины Быстрицкой, знаменитого футболиста Никиты Симоняна, академика Арнольда Адамяна, председателя правительства СССР Николая Рыжкова, национального Героя Армении. Работы Фрида отличает стремление к совершенству. В подражание античной классике он стремился воплотить одновременно мягкость и силу.
Любой скульптор по определению всегда работает с неподатливым материалом, но Фриду Согояну удается оживить его настолько, что кажется: не мы любуемся его творениями – это они смотрят на нас, и мы попадаем к ним в плен.
Вспоминается рассказ Глеба Успенского «Выпрямила», повествующий о том, как усталый, разочаровавшийся в жизни человек увидел статую Венеры Милосской и словно заново родился.
«Что двигало рукой создавшего этот шедевр скульптора? Ему нужно было... вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека... с ощущением счастья быть человеком, показать всем и обрадовать всех нас видимой для всех возможностью — быть прекрасными».
Признание настоящего
«Сейчас часто складывается такое впечатление, – сетует Фрид, – что хотят угодить только людям, у которых одна абстракция в голове. Пропадает фигуративная живопись, искусство композиции. Для молодых живописцев, дизайнеров, скульпторов нет работы, которая бы позволила им в полной мере развить свой талант, опираясь на традиции высокого искусства. Госзаказов давно уже нет, и поэтому они ищут заказчиков среди тех, кто строит дачи и виллы. Но такой заказчик диктует свой вкус, а многие ли нувориши могут похвастаться хорошим вкусом? Люди стали богатыми неожиданно, у них нет школы восприятия красоты, чувства культурной традиции. Есть деньги, и за ними стоят люди, которым все хочется сию минуту, а в итоге страдает общее искусство, культура и народ… Хотя, конечно, существуют мудрые и терпеливые заказчики с хорошим вкусом, и тогда совместная работа с архитектором или дизайнером получается удачной».
«Человек моего возраста с крепкой школой не может так меняться, чем больше людей, которые хотят, чтобы сохранилась культура, тем лучше, – говорит Фрид Согоян. – Настоящее искусство, оно всегда находит свое признание. Бывают трудные времена, когда его забывают, но потом приходит светлое время, и тогда у этого искусства начинается новая, вторая, третья жизнь».
Но в нашем вечно меняющемся мире есть выдающиеся произведения искусства, которые делают его лучше, – это работы Фрида Согояна. Люди восхищаются ими и несут по жизни радость от соприкосновения с подлинными шедеврами.
Ольга Шатохина
Оставьте свои комментарии