Создавая эфиопский гимн, или Фрагменты из жизни армян Эфиопии
В некоторых странах мира число армян весьма незначительно, однако их присутствие все равно довольно заметно. Одной из таких стран является Эфиопия, с которой у Армении давние исторические и духовные связи.
В разные периоды существования Армянского царства эфиопские монахи играли заметную роль в жизни армянских городов. Общины эфиопских христиан имелись в южноармянских городах Мардин, Диарбекир, Урфа. Следует отметить, что Эфиопская Церковь, как и Армянская Церковь, относится к древневосточным православным Церквям и придерживается миафизитской христологии.
Знаменитый Эвостатевос (Евстафий), основатель крупнейшего социально-религиозного движения в средневековой Эфиопии, совершил в начале XIV в. путешествие в Армянское Киликийское царство. Его контакты с армянским Патриархом были интенсивными. Вскоре он поселился в Армении, где и скончался. Эфиопское «Житие Эвостатевоса» сообщает много интересных и достоверных сведений о киликийской Армении, даже о браках армянок с крестоносцами-франками.
Армяне активно переселяются в Эфиопию в особенности в XV-XVI вв. В Эфиопии жил и творил Геворк, иначе абба Гиоргиос, написавший книгу эфиопских гимнов в честь Богородицы. В 1512 г. эфиопский император Лебна-Денгель направил другого армянина, Матевоса, послом к португальскому королю Мануэлю. Путешествие Матевоса продолжалось девять лет (1511-1520). Он побывал в Индии при дворе португальского вице-короля, в Лиссабоне и Риме. Это был первый эфиопский дипломат в Европе. Его рассказы о далекой африканской стране были записаны историографом короля Мануэля Дамианом ди Гоишем. В XVI-XVIII вв. европейские путешественники и миссионеры встречали в Эфиопии множество армян, принимавших активное участие в политической жизни страны. Через них поддерживалась и связь Эфиопии с Арменией. В Эчмиадзине известный русский ориентолог Б. А. Тураев обнаружил фрагменты эфиопских рукописей XIV-XV вв. Это редкие образцы ранней эфиопской литературы.
В самой Эфиопии в XVI-XVIII вв. делались попытки изучать армянский язык, очевидно, с помощью находившихся там армян. В двух рукописях Британского музея сохранились следы такого изучения – списки армянских слов с переводом на язык геэз. Армяно-эфиопские связи стали более прочными при императоре Иясу (Иисуса) I, который рассматривал армян, как близких и верных союзников христианской Эфиопии. При нем (1682-1704 гг.) важную роль играл армянин Элияс (Илья): он выполнял дипломатические поручения эфиопского императора при дворе султана в Судане. Армяне Эфиопии вели в основном дипломатическую работу, а также были задействованы в экономической сфере. Наиболее известен эфиопский дипломат-армянин – Мурад Чедеби, который более 50 лет своей жизни отдал служению Эфиопии на дипломатическом поприще. В 1700 г. был послан императором Иясу I во Францию ко двору Людовика XIV. Его имя до сих пор значится в числе выдающихся эфиопских деятелей. Он прожил 102 года.
К 1867 г. относится появление в Эфиопии армянской религиозной миссии. В этот период особо активизировались межцерковные связи. Армяне-торговцы стали заметной частью эфиопского общества. Их деятельность всячески поощрялось. В 1927 г. в Аддис-Абебе была построена армянская церковь и открыта армянская школа. Стоит также отметить, что музыка эфиопского национального гимна написана армянином Геворгом Налбандяном, а первое в Эфиопии спортивное общество, созданное в 20-х годах, целиком состояло из армян и называлось «Араке». В период правителя Менелика (1889-1913 гг.) армяне также занимали высокие посты при дворе. Братья Багдасаряны из Вана были дворцовыми ювелирами. Армяне занимали во дворце должности управляющих по финансам, главных архитекторов, советников по здравоохранению, личных лекарей.
Император Хайле Селасие лично усыновил 40 армянских сирот из Иерусалимского монастыря, которые оказались в Иерусалиме в результате армянских погромов в Османской империи. Армянские дети-сироты были членами оркестра, которым руководил Геворг Налбандян. Племянник Геворга Налбандяна Нерсес Налбандян, продолжив дело дяди, впоследствии стал уважаемым и известным в стране музыкантом.
Армяне занимались полиграфией, ювелирным делом, выделкой кожи.
Среди армян было много портных, земледельцев, строителей. Мартирос Таракчян и Геворг Свачян имели крупные обувные фабрики. Элиас и Джордж Черахяны были владельцами самых крупных типографий. Владельцами типографий были также Петрос и Торгом Асланяны, братья Чакрян. Эди и Грайр Бесниляны владели крупными мукомольнями и макаронными фабриками. В руках армянина находилась крупная эфиопская страховая компания.
Маленькая армянская община была хорошо организованной. Имела представителей в выборных органах власти и 2 женские комиссии, школу, церковь и клуб.
После геноцида армян в Османской Турции в Эфиопии появились отдельные армянские семьи, часть которых впоследствии мигрировала на Запад. В целом армянская жизнь в Эфиопии была активной вплоть до 1974 года, когда у власти появился Хайле Мариам, который национализировал собственность армян, в результате чего большинство наших соотечественников покинуло страну, обосновавшись в США, Канаде и Австралии.
Ныне в стране проживает около 100 армян, не считая смешанных семей. Это в основном жители столицы Аддис-Абебы, где и ныне действуют школа, церковь, клуб. Армяне страны сохранили свою самобытность и, как и в прошлом, продолжают играть связывающую роль между христианской Эфиопией и Арменией.
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии