Почему армяне уезжают в Россию
Проблема выезда коренного населения из Армении сегодня одинаково актуальна как в повестке оппозиционных сил, так и у властных структур. Постарался подлить масла в огонь и Wikileaks, опубликовав материалы «армянского досье», где американские дипломаты бьют тревогу по поводу «чудовищного уровня безработицы» в нашей стране. Впрочем, более свежим примером стал Facebook, призвавший армянских интернет-пользователей объявить войну эмиграции граждан Армении в Россию.
В этой известной социальной сети была создана открытая группа под названием «Требуем закрыть российские миграционные офисы в Армении». Ее инициатором стал директор Центра европейских исследований Артур Казинян, отметивший в одном из своих интервью, что акция направлена не против России, а в пользу стабильного развития Армении. Интересно, что инициативная группа не осуждает и не анализирует (а надо бы!) массовую миграцию из страны в 90-х годах прошлого века, но зато много и с особым смаком пишет о межгосударственной программе содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию. При этом наиболее часто приводимым примером является Ширакская область, откуда в рамках российской программы, по разным источникам, уже выехало от 600 до 700 армянских семей. Несколько месяцев назад в приватной беседе один из сотрудников российского посольства отметил, что данная программа рассчитана на «соотечественников с российским гражданством», под статус которых подпадают и некоторые армяне. Но с другой стороны, новая редакция российского Закона о государственной политике в области работы с соотечественниками за рубежом (подписанная российским президентом Дмитрием Медведевым 24 июля 2010 года) исключает армян из числа официально поддерживаемых Россией зарубежных соотечественников, как этнос, имеющий собственную титульную государственность вне РФ. Юридическая недоработка оборачивается откровенной нестыковкой, когда в теории программа легального переселения армян в РФ вроде бы не должна их касаться, но на самом деле с успехом реализуется. Причем под определение «соотечественник» в большинстве подпадают не столько граждане России, сколько резиденты Армении. К сожалению, уточнить этот «маленький нюанс» у руководителя представительства ФМС России в Армении Светланы Степановой мне так и не удалось по причине ее постоянной занятости. А другие телефонные собеседники, видимо, теряя терпение от моих вопросов, просто отсылали меня для удовлетворения любопытства на общий сайт, где ничего познавательного найти не удалось. Но зато удалось поговорить с несколькими потенциальными переселенцами, объясняющими свое вынужденное решение отсутствием работы в Армении. На отъезд все-таки решились, несмотря на то, что всех их пугает чужая страна, новые законы и традиции, к которым еще предстоит адаптироваться.
Тикин Аида по образованию бухгалтер и до развала СССР работала на одном из «почтовых ящиков» оборонки. То время вспоминает с ностальгией: гарантированная работа и стабильная зарплата, которой, к слову сказать, хватало не только на потребительскую корзину, но еще и на личные вклады в сбербанке для ежегодного отпуска на море. Сегодня она содержит небольшую лавочку с турецко-китайским ширпотребом. И в дни, когда торговля идет не очень бойко, в сердцах ругает «государство, президента и правительство», а заодно грозится «завербоваться в Сибирь» в уверенности, что именно там будет обеспечена всем. Однако на следующий день, удачно продав товар, свой отъезд снова откладывает. Но судя по тому, что очередь желающих выехать в Россию перед миграционными офисами не тает, таких, как тикин Аида, единицы.
По словам главы миграционной службы Армении Гагика Еганяна, основной поток желающих поменять постоянное место жительства пришелся на последние 8 месяцев и составил 18 827 человек. В то время как с 2007 года в офис программы обратилось в общей сложности 29 500 человек, из которых статус переселенца получили всего 997 человек. Как рассказывает житель Еревана, программист по образованию, кроме выходных дней в миграционном офисе, расположенном далеко от центральных магистралей города, проходят утренние семинары, где желающие могут ознакомиться с условиями переселения. И хотя современная специальность не заинтересовала россиян, тем не менее, в перечне первоочередных профессий в России востребованы, по его словам, учителя, врачи, рабочие, что, стоит признать, очень неплохо. Да и территории, по словам главы представительства Россотрудничества в Армении Виктора Кривопускова, выбраны совсем не похожие на «сибирскую ссылку»: Калининградский, Рязанский, Тамбовский регионы и области Поволжья. «Во-первых, это российско-армянская межправительственная программа, подписанная на государственном уровне. И если раньше поток мигрантов был хаотичным и безадресным, то теперь он носит цивилизованный характер. Выезд на работу в Россию стал профессионально ориентированным», – подчеркнул он. А остальное, как говорится, личное дело каждого. В конце концов, даже в советское время в Армении существовал особый класс «хопанщиков», сезонно выезжавших на строительно-подрядные работы в Россию.
Между тем, совсем недавно Интернет взбудоражила молодежная инициатива HIMA («Сейчас»), разославшая в СМИ заявление с жестким требованием закрыть миграционные офисы. «Наша задача, прежде всего, состоит в пресечении незаконной деятельности этих офисов и предотвращении негативных последствий от их деятельности. Они не зарегистрированы в министерствах иностранных дел и юстиции. Нужно понять, что уезжающим из страны не обещают сладкой жизни. Наши сограждане едут на окраины России, где условия жизни не идеальны. Но социальные возможности в нашей стране настолько плохи, что люди уезжают в какую-то глухомань России», - считает член инициативной группы Анаит Саргсян.
Согласиться с весьма сомнительным тезисом о незаконной деятельности российских миграционных служб на территории нашей страны довольно сложно из-за отсутствия веских аргументов. Но вот проблема с отсутствием рабочих мест реально существует, причем не столько в столице, сколько в районах, где положение действительно катастрофическое. Именно по этой причине наблюдается столь мощный отток мигрантов из Гюмри. Не лучше обстоят дела и в других районных городах. Например, в Раздане относительно стабильно работают всего лишь два предприятия с общей численностью персонала не более полутора тысяч человек. Необходимые продукты питания в местных магазинах уже давно и на много лет вперед вписаны продавцами в кредитные тетради, называемые в народе «нисся цуцак». Как говорит хозяин мини-маркета Гнел Петросян, торговля хотя и идет на первый взгляд бойко, тем не менее бизнес его нерентабельный из-за долгов клиентов. «Не давать в кредит – не получается. Мы – местные, а значит, «шрджапат» – большой. Родственники могут обидеться. У других дети дома голодные сидят. Когда берут, клянутся скоро вернуть долг. Но я-то знаю, что возвращать им не из чего, ведь работы у нас в Раздане нет никакой. Но людей жалко, – делится своими проблемами он. – Хорошо, если у кого-то кто-то в России работает. Тогда хотя бы надежда есть, что вернут долги сразу одной суммой, когда тот вернется». Житейский расклад районного бизнесмена подспудно наводит на мысль, что эмиграция трудоспособного населения все-таки кому-то выгодна, хотя бы потому, что на родине не нужно обеспечивать людей работой, но зато они регулярно будут высылать трансферты, обеспечивая тем самым рост розничного оборота. Кстати, сколько и кто работает из Раздана в России, можно посчитать даже на глаз по тусклым окнам домов. Обычно в одном подъезде пятиэтажного дома сегодня живет от двух до трех семей. Так что сделать прикидку по миграции не представляет особых сложностей. Люди здесь давно выехали на заработки, кто в Россию, кто в Ереван. И к своим очагам пока так и не вернулись, предпочитая жить и работать в чужой стране по найму, но зато быть элементарно сытым.
Эту же мысль высказал и председатель Союза писателей Армении Левон Ананян: «Потребность в хлебе насущном толкает людей на миграцию в Россию, Европу, Америку и даже в Турцию. Население и раньше уезжало из страны в поисках лучшей участи, но теперь «отбывающих в далекие края» даже не интересует, куда они попадут и какие там условия для жизни. Лишь бы была работа». Сегодня отсутствие достаточного количества рабочих мест признано правительством Армении, как один из основных факторов, способствующих миграционным процессам. «Исследования миграционной службы показывают, что эти динамичные явления не связаны с теми, кто навсегда покидает родину. Это в первую очередь касается отъезжающих на временную работу. Но в любом случае, даже если речь будет идти о покидающих нашу страну 2500-3000 человек в год, это явление все равно будет вызывать нашу озабоченность», - отметил на встрече с интеллигенцией в Арагацотнской области премьер-министр РА Тигран Саркисян.
Вместе с тем, периодически озвучиваемые цифры по миграции полярны: «В Армении миграция перерастает в национальную катастрофу» или «В Армении нет угрожающего роста эмиграции». Так, председатель правления АОД Арам Манукян считает, что за последние 2,5 года Армению покинули 250 тысяч человек. В то время как Гагик Еганян на недавней пресс-конференции подчеркнул: «Несмотря на то, что в последнее время усилились слухи о так называемых нарастающих темпах эмиграции из Армении и некоторые СМИ, не давая ссылок на какие-либо конкретные источники, отмечают отрицательное сальдо, хочу сказать, что никакого угрожающего массового оттока мигрантов из Армении нет». Хотя одновременно заметил, что для более четкой картины нужны не отдельные данные из таможенных пунктов, аэропортов или полиции, а более серьезные исследования».
Как бы там ни было, но в течение июля нынешнего года руководство страны несколько раз озвучивало эту наболевшую тему. Так, на недавнем рабочем совещании президент РА отметил, что внимательно следит за общественными дискуссиями, которые развернулись после публикации миграционных материалов. По его мнению, ни эксперты, ни руководители соответствующих структур не сумели или не попытались объяснить, что перед тем, как основываться на каких-то данных, нужно более полно представить картину в расчете на объективные тенденции. «Миграция в Армении в течение года носит ярко выраженный сезонный характер, который сохраняется последние 10 лет. В январе-мае больше выезжают, в июне увеличивается количество визитеров, в июле-сентябре снова преобладает количество отбывающих, а к концу года резко увеличивается число возвращающихся домой.
Эти тенденции соответствуют нашему представлению о том, что в начале года часть населения Армении выезжает на работу за границу, в основном в страны СНГ, и затем возвращается на родину к концу года», - отметил Серж Саргсян. Говоря об искоренении отрицательного миграционного сальдо, он отметил, что единственным способом, который позволит это сделать, «является борьба с явлениями, которые подталкивают людей покидать страну, и другого пути нет». Что касается точных статистических данных о миграционных потоках и постоянном населении Армении, то, по словам президента, их может дать перепись населения, которая пройдет с 12 по 21 октября нынешнего года. Что ж, по осени и посчитаем.
Наталья Оганова, Ереван
Оставьте свои комментарии