№16 (175) Август(16–31) 2011 года.

Сочный талант жизни

Просмотров: 2446

Старые фотографии Константинополя... Контрасты панорамно взятого пространства и крупной детали: пустующие лодки в порту, снующие то там, то здесь фигурки людей... Текучие, неровные поверхности и формы создают ощущение дробности. Все окрашено в цвета старых фотоснимков. Напластование ярких рисунков собак и людей задает иной регистр восприятия – драматический …

Так начинается фильм «Лающий остров», представленный на нынешнем кинофестивале «Золотой абрикос». Зачем надо было прибегать к столь сложной метафоре в анимационной ленте, если речь шла о реальных исторических событиях? Таков был мой вопрос, направленный нашему соотечественнику, актеру и режиссеру, вот уже 40 лет проживающему в Париже, Сержу Аветикяну.

– Полагаю, что кинокадры массово гибнущих собак были бы для зрителя просто невыносимы. Посему я и прибег к анимации, которая по сути даже не анимация, это другое кинематографическое измерение. Скорее всего, это живопись, которая усиливает эффект фотографий. А история эта действительно имела место. Дело было в 1910 году в Константинополе. В городе было много бродячих собак, и городские власти решили от них как можно быстрее избавиться. Так вот, всех собак изловили и вывезли на четырех кораблях на необитаемый остров, где не было ни воды, ни пищи. Их ждала неминуемая смерть.

– Похоже, эта история послужила метафорой к Вашей трактовке драматических событий геноцида армян 1915 года?

– Кстати, относительно метафоры скажу, что только она может сделать стиль в кино относительно долговечным, т.к. подчиняется зрению, и именно зрение придает ей предметность. Что касается этой истории, то она оказалась лишь предвестницей этих трагических для армян событий. Приход к власти младотурок, получивших европейское образование – Талаат, Энвер, Джемаль... – проповедующих гигиену и здоровый образ жизни, и положил конец Османской империи. Именно они стремились приблизить Турцию к Европе – в стране появилась элита, имевшая европейское образование, европейское мышление. Вот они и решили избавиться от нечисти (в исламе собака считается нечистым существом, которое не пускают в дом). И для меня истребление армян Анатолии – тоже результат «европейского мышления» младотурок. Думаю, что они, вступая в альянс с Германией, и стремились перенять ее столь гнусно-прагматичный подход к решению проблем. Да и геноцид армян 1915 года можно считать первым «западным геноцидом», и не только турецким, даже по тому, как происходили депортация и массовое истребление армян.

Этот исторический эпизод с собаками сегодня остается неизвестным для турок. Хотя не мешало бы об этом рассказать, особенно подрастающему поколению. Может, это поможет им понять, что именно происходило тогда, в начале прошлого века, до прихода к власти Ататюрка, до войны, до геноцида и до того, что впоследствии назовут «этническими чистками». Не так давно фильм этот был показан студентам Стамбульского университета. Очень интересной мне показалась реакция: они действительно не имели никакого представления о происходящих событиях, и еще, что очень важно, они высказали свое возмущение по поводу сознательного сокрытия фактов этой истории. Я думаю, что показ этого фильма пробудит у многих интерес к истории – правдивой истории. И кто знает, быть может, молодежь найдет в себе силы признать то, что было, разобраться в вещах, о которых они получали лишь лживую информацию. Кстати, почти готов второй мой фильм на эту же тему – «Хроники стамбульских уличных собак», который по формату документальный и снят мною на стамбульских улицах. Это современная Турция 100 лет спустя…

– Вы так прониклись «историей стамбульских собак», что для Вас, наверное, неожиданным сюрпризом оказалось предложение Олены Фетисовой сыграть главную роль в фильме о Сергее Параджанове?

– Идея создания фильма возникла еще 2 года назад. Когда Олена Фетисова предложила мне сыграть эту роль, я, изучив сценарий, тут же дал согласие и, поехав в Киев, взял с собой видеозапись, на которой запечатлена наша первая с Параджановым встреча. Это был 1984 год. Людей искусства того времени объединяло то, что им уродовали мозги и они должны были сопротивляться. Для стремительного номенклатурного восхождения надо было быть партийным, способным и трезвым. Параджанов же свои мнения выражал открыто и определенно, без оглядки. Он чувствовал и говорил так, будто ему осталось жить день, а может, и меньше. Он был слишком харизматичным и потому плохо управляемым. Ему был присущ сочный талант жизни.

Фильм о Параджанове не станет пересказом его биографии. Главное – это передать эмоции, показать, каким он был. Мы решили показать его отношения с семьей, родителями – не все близкие принимали и понимали его.   Пока шла подготовка к фильму, нам очень помогли сын и жена Параджанова Светлана, которая до сих пор живет в Киеве. Она сумела передать нам то, каким он был в тюрьме, о чем думал. И это очень важный фактор. В фильме мы думаем использовать коллажную анимацию, разные фотографии. С их помощью без слов и диалогов мы постараемся передать обстановку, ту ауру, в которой жил и творил Параджанов.

– Сначала Роману Балаяну было предложено снимать фильм о Параджанове. Почему он отказался от этого проекта?

– Да, он действительно отказался снимать фильм, считая, что слишком хорошо знал Параджанова, а потому, дескать, боится быть необъективным. Но, в конце концов, он согласился на роль художественного руководителя фильма и  креативного продюсера, доверив руководство съемочным процессом директору киностудии «Интерфильм» и автору сценария будущего фильма Олене Фетисовой и мне. Он даже заявил, что самым опасным человеком на съемочной площадке будет он сам, поскольку за всем будет следить. Ну и прекрасно, я только «за»!

– Вы, похоже, активно входите в роль: не только борода, но, подумать только, и «дикий» разрез внимательных глаз придает вам некий параджановский шарм.

– Признаюсь, мне сложно будет играть Параджанова, потому что он и сам играл в жизни. Нельзя играть человека, который играл. Я только смогу быть им. И тогда роль, надеюсь, получится.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 30 человек