Выдержат ли очередное испытание армяне Сирии?
Ситуация в Сирии остается крайне сложной. Оппозиция продолжает нагнетать обстановку, а власти ведут жесткие репрессии против оппозиционных сил. На этом фоне армянская община придерживается нейтралитета, хотя и осознает, что в случае свержения власти Башара аль-Асада она окажется в сложной ситуации. Однако все это в том случае, считают лидеры армянской общины Сирии, если к власти придут радикальные исламисты или протурецки настроенные силы.
Так или иначе, экспертное сообщество полагает, что если в случае с Египтом, где благодаря военному руководству армянской общине удалось сохранить нормальную жизнедеятельность, сирийским армянам будет значительно труднее устоять перед вызовами. Следует учесть, что как этническая, так и религиозная картина Сирии весьма разнообразна. До сих пор малочисленным алавитам, которых представляет президент страны Башар аль-Асад, удавалось удержать власть в стране.
Численно доминирующие сунниты всегда ревностно воспринимали власть алавитов. А вот христиане, наоборот, поддерживают Асада или хотя бы открыто не вмешиваются в алавито-суннитское противостояние. Во всяком случае, при Асаде христиане Сирии чувствуют себя вполне комфортно. В Сирии христианское меньшинство, в том числе армяне, строит церкви, соблюдает духовные и религиозные традиции, участвует в общественно-политической жизни страны наравне с представителями других конфессий. По последним данным, число христиан достигает 2,5 млн. Они проживают почти во всех крупных городах Сирии, особенно в столице – Дамаске и во втором крупном городе страны – Алеппо, где имеются десятки католических и православных кварталов. Кроме того, христиане компактно проживают в так называемой «христианской долине» Сирии, на юго-западе страны. Анклавы католиков и православных имеются также в районе границы с Ираком и в Дейр-эль-Дзоре.
События в Сирии изменили миграционные настроения армян. Многие семьи пытаются купить жилье в Армении, но покидать Сирию пока не собираются. Ведь эта страна вместе с Ливаном по-прежнему считается оплотом армянской общины на Ближнем Востоке. В случае оттока армян из Сирии положение армян в соседнем Ливане во всех аспектах ухудшится. Однако в Ливане армяне представлены в законодательном собрании, и вопросы, связанные с проблемами общины, решаются на государственном уровне, чего не скажешь о Сирии.
Еще до начала противостояний между властью и оппозицией в Сирии число армянской общины заметно сокращалось. Многие семьи переселялись в Канаду, США или в Скандинавию. Лидеры армянских общин Ближнего Востока еще в начале 90-х били тревогу относительно роста миграции среди армян Сирии. В какой-то мере миграционные процессы с середины 90-х до конца 2000 года остановились. В этот период лишь был зафиксирован незначительный отток сирийских армян в Ереван. Причем переезжали не только из Дамаска и Алеппо, где находятся основные центры общины, но и из других городов и сел. В Армении появилась значительная община сирийских армян из портового города Латакия, и сейчас незначительные группы армян продолжают переселяться в Армению, даже находя места для проживания в НКР. В целом сирийские армяне считаются примером патриотического духа и воспитания среди многих армянских общин мира. Как отмечают многие исследователи, сирийским армянам не свойственна быстрая ассимиляция и они стойко сохраняют историческую память, соблюдая все нормы жизни еще со времен Армянской Киликии, которая считается родиной большинства сирийских армян.
Так или иначе, по объективным причинам наши соотечественники в Сирии также подверглись ассимиляция. Это особенно касается армян Дамаска, часть которых, соседствуя с христианами-арабами, перешла на арабский язык. В середине 80-х были зафиксированы первые арабизированные армяне Дамаска. Эти люди владели исключительно арабским языком, почти не сохранили историческую память о своем этническом происхождении. В брак вступали исключительно с христианами-арабами, в частности с мелькитами (греко-католики) и греко-православными. Кроме таких семей, на северо-востоке Сирии в провинциях Эль-Ракка, Дейр-эль-Дзор, Эль-Хасака проживают скрытые и исламизированные армяне, живущие среди бедуинских и арабских племен. Это в основном потомки людей, которых арабы отбирали у турецких жандармов во время геноцида армян.
И, наконец, третья группа ассимилированных армян Сирии – это так называемые «армяне-латиняне», проживающие в Дамаске, Алеппо и в приграничных с Турцией районах. Они разговаривают исключительно на арабском языке, строго придерживаются догм римско-католической церкви, сознательно меняя свою идентичность, в то же время отчетливо помнят свое армянское происхождение.
Число арабизированных и почти ассимилировавшихся армян, по разным данным, составляет до 100 тысяч. Армянские организации и традиционные партии приводят данные о 130.000 человек армянской общины Сирии (без учета арабизированных армян). Кроме городов Дамаск и Алеппо, где сконцентрирована большая часть общины, армяне проживают также в городах Эль-Ракка, Тал-Абиад, Эль-Хасака, Эль-Камышли,
Эль-Маликия и других. Организованные общины имеются в Латакии и Дейр-эль-Дзоре. Значительная часть армянского населения северо-запада страны традиционно проживает в районе города Кесаб, где армяне в религиозном отношении принадлежат к последователям Армянской Апостольской Церкви, а также римские католики и евангелисты. Кроме Кесаба, армяне проживают в селах Арамо и Якубия. В этих населенных пунктах армяне в основном евангелисты.
Рядом с городом Кесаб расположены армянские села, население которых в результате миграций значительно сократилось. Спустя столетия, пройдя геноцид и многочисленные испытания, большинство армянских населенных пунктов Сирии ныне оказалось на грани опустошения. Политическая нестабильность в Сирии – еще одно испытание для местных армян, но выдержат ли они очередное испытание?
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии