И будут помнить горы, камни, люди...
Сурена Амбарцумовича Мовсесяна нет с нами вот уже 29 лет, но в его доме на Туманяна все осталось таким же, каким было при нем: стенд на всю стену с оригинальными минералами из разных уголков мира, сувениры, представляющие десятки стран, и... большой дубовый стол, вокруг которого собирались и продолжают собираться те, кому было интересно общаться с этим неординарным и очень талантливым человеком. В сентябре за этим столом соберутся представители трех поколений Мовсесянов, придут друзья и знакомые семьи юбиляра отметить 100-летие со дня рождения Сурена Амбарцумовича.
Армянский агат и «роза» Сахары, кораллы из Красного моря и малахит из уральских рудников, дымчатый кварц из Техаса и кобальтовая руда из Конго. Стенд с несколькими десятками экспонатов завораживает не меньше иного ларца с драгоценностями. Некоторые экземпляры из коллекции Сурена Амбарцумовича по-настоящему уникальны, другие берут оригинальным рисунком и радужными цветами, третьи удивляют причудливой формой. Но самое ценное в этом собрании – любовь, с которой каждый экспонат был отобран и помещен на «свое» особое место в коллекции. Мовсесян любил свое дело как-то по-особенному, отдаваясь ему всей душой и сердцем. Про таких людей говорят – они от Бога. Так он и был Геологом от Бога.
Первые шаги в освоении будущей профессии Сурен Мовсесян сделал сразу же по окончании школы в г. Баку, проработав некоторое время на нефтяных промыслах. А в 1936-м он уже с отличием окончил тбилисский Закавказский индустриальный институт и получил квалификацию инженера-геолога. Его научная карьера началась в Институте геологических наук Армянского филиала Академии наук СССР. Начинал он в качестве младшего научного сотрудника, но уже через три года, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук, возглавил институт в возрасте всего лишь 27 лет. Его называли «юндиром». По прошествии еще трех лет – в 1941-м Мовсесян ступил на стезю госслужбы, взяв на себя ответственность за организацию бесперебойного функционирования горнорудной промышленности и цветной металлургии Армении в тяжелейших условиях военного времени. С пути государственного деятеля он не сошел вплоть до 1973 года – был министром промстройматериалов, председателем Госплана, заместителем председателя Совета министров, председателем Совнархоза и с 1952 года первым заместителем председателя правительства Армении.
С именем Сурена Амбарцумовича Мовсесяна связан бурный рост целого ряда отраслей промышленности республики и каждое крупное горнорудное предприятие. Так, именно он сыграл огромную роль в судьбе одного из самых крупных месторождений медно-молибденовой руды в мире – Каджаранского. За открытие и исследование этой уникальной залежи, представляющей собой огромный штокверк с прожилково-вкрапленными медно-молибденовыми рудами, содержащими попутно значительное количество золота, серебра, платиноидов, рения, селена, теллура, висмута, Сурен Амбарцумович в составе группы ученых в 1950 г. был удостоен Сталинской премии СССР. Детищем Мовсесяна считается также Парагачайское месторождение андалузита в Нахичевани. Он курировал строительство и работу Каджаранского и Агаракского горно-обогатительных комбинатов и других горнорудных предприятий, предлагал построить второй горнорудный центр на юге Армении и завод по получению металлического молибдена в Капане…
До сих пор многие употребляют «термин» «мовсесяновский стиль работы», который означает исключительное знание своего дела, невероятную работоспособность и категорическую неподкупность.
В 1969 г. С.А. Мовсесян обобщил свой богатейший и разносторонний опыт в капитальном труде «Геология рудных месторождений, минерально-сырьевая база, пути ее расширения и перспективы развития горнорудной и металлургической промышленности Армянской ССР». За эту работу ему была присуждена ученая степень доктора геолого-минералогических наук.
Незаурядные способности и поразительное трудолюбие позволили Сурену Амбарцумовичу в течение трех десятилетий сочетать ответственную государственную деятельность с научной и педагогической работой. Параллельно он вел большую общественную работу – в 1947–1963 гг. являлся депутатом Верховного Совета Армянской ССР, а с 1960 г. по 1974 г. – депутатом Верховного Совета СССР, возглавлял комиссию по капитальному строительству, являлся членом бюджетной комиссии, неоднократно участвовал в работах парламентских делегаций СССР.
С 1973 г. С.А. Мовсесян безраздельно посвятил себя научной работе. Основал и возглавил Кавказскую лабораторию региональных геолого-экономических исследований Всесоюзного института экономики минерального сырья и геолого-разведочных работ (ВИЭМС), создав новое научное направление и коллектив, способный выполнять актуальные для того времени исследования. Мовсесян был не только блестящим организатором, но и прозорливым стратегом, умеющим заглядывать на много лет вперед, определять важнейшие направления социально-экономического развития, обеспечивающие рост благосостояния страны в будущем. Поэтому многочисленные монографии и статьи, вышедшие из-под его пера, затрагивали не только чисто геологические задачи, но и проблемы, связанные с общим развитием промышленности Армении, указывали оптимальные пути развития страны... За монографии «Комплексные медно-молибденовые месторождения», «Закономерности размещения рудных месторождений Армении», «Роль минерально-сырьевой базы в развитии производительных сил Армянской ССР» С.А.Мовсесян был удостоен высоких правительственных наград: ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, многих медалей.
Такая насыщенная и достойная восхищения биография. Впрочем, сам Сурен Амбарцумович говорить о себе никогда не любил. На все восторги, проявляемые людьми по поводу его дел и достижений, скромно отвечал: «Это моя работа». Точно так же научил реагировать родных и близких. «Работу отца, его достижения в профессии, равно как на госслужбе и депутатской деятельности, мы всегда воспринимали как должное», – говорит сын Сурена Амбарцумовича Рубен Мовсесян – единственный из четырех детей, кто пошел по стопам отца и стал геологом. Сегодня он, кандидат геолого-минералогических наук, заведует кафедрой поисков и разведки месторождений полезных ископаемых ЕрГУ. Впрочем, из второго поколения Мовсесянов науке не изменил никто. Старшая дочь Элеонора Пирузян – доктор наук, профессор, известный в мире специалист по молекулярной генетике; средняя дочь Алла – врач; младшая Каринэ – кандидат биологических наук, иммунолог... Не подкачали и внуки, каждый из которых стал специалистом в своей области.
Что ж, гены – великая сила. Потомки Ширванзаде и Бархударовых (а генеалогическое древо Сурена Амбарцумовича действительно славится этими двумя именитыми ветвями) могли быть только такими. Со стороны отца, Амбарцума Арменаковича, представителем рода был знаменитый писатель и драматург Александр Ширванзаде (Мовсесян), а с материнской стороны, Вардануш Артемовны Бархударовой, – Степан Григорьевич Бархударов, автор известного «Учебника русского языка».
Сам Сурен Амбарцумович унаследовал от своих знаменитых предков острый ум и чувство прекрасного. Любил оперу, театр, балет; будучи безумно занятым человеком, не пропускал ни одной премьеры или гастрольного спектакля.
Было это в 60-х годах – Сурен Амбарцумович, будучи первым заместителем председателя Совета министров Армении, курировал реконструкцию Государственного национального академического театра им. Сундукяна. Актерская труппа попросила у Мовсесяна особую сцену – было желательно, чтобы она вращалась неким мудреным способом. Приглашенный специалист из Москвы заявил, что такую сцену сконструировать просто невозможно. Мовсесян его поблагодарил и сказал: «Мы вас пригласим на открытие». Так вот, сцену, именно такую, какую пожелали актеры, удалось отстроить своими силами – для этой цели Сурен Амбарцумович созвал лучших инженеров и конструкторов. А московский спец действительно приехал на премьерный спектакль и, говорят, был потрясен. Причем не столько новаторскими инженерными идеями, сколько целеустремленностью Сурена Амбарцумовича, его верностью своему слову...
Со своей женой – Салвиназ Амаяковной Тигранян Сурен Амбарцумович познакомился в доме первой в Армении женщины-геолога Сиран Тиграновны Тигранян. Встреча оказалась судьбоносной: они поняли, что созданы друг для друга. Принципиальностью и острым чувством справедливости Салвиназ Амаяковна пошла в мать – латышку Аннету Карловну Замел (Замеловскую), которая прошла через многие испытания, но не сломалась.
Салвиназ Амаяковна, заслуженный врач Армении, всю жизнь спасала людей. Помогала она им и другими методами, например, будучи народной избранницей, депутатскую зарплату отдавала нуждающимся семьям...
В доме этой уникальной пары любили принимать гостей, людей разных национальностей и интересов. Сурен Амбарцумович – сдержанный, строгий и немногословный на работе, был очень гостеприимным хозяином, за столом которого всегда было весело, вкусно и очень интересно.
В семье об одном таком случае в доме Мовсесяна до сих пор вспоминают. Дело было в 1971 году. В Ереване проходил международный конгресс «Человек в космосе», посвященный 10-летию полета Ю.А.Гагарина. Руководителем конгресса был академик О.Г.Газенко. В числе приглашенных были космонавты А.Н.Николаев и В.А.Шаталов, а также выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. В составе оргкомитета был зять Сурена Амбарцумовича академик Лев Арамович Пирузян, действительный член Международной Академии астронавтики и авиакосмической медицины США. Оргкомитет обратился к Льву Арамовичу с просьбой некоторых высоких гостей пригласить на обед в какую-либо семью. Решили пригласить к Мовсесянам. В числе гостей были адмирал США Грэйбл из НАСА, крупнейший специалист в области подводной физиологии, президент Международной Академии астронавтики Бюрстед из Швеции и др. Гости остались довольны щедрым угощением и домом хозяев и поинтересовались, у кого в гостях они побывали. Пирузян, человек с большим чувством юмора, сказал, что это дом советского рабочего. Все удивились, как хорошо живут советские люди. Гости поняли розыгрыш на следующий день, когда на прощальном банкете в Доме приемов президиума Верховного Совета Армении Сурен Амбарцумович от имени правительства Армении приветствовал участников конгресса.
Люди, близко знакомые с Суреном Амбарцумовичем, отмечали, что он обладал удивительно тонким, «английским» юмором. Одно из его проявлений – история с Левоном Седраковичем Хачатряном (известным энергетиком, занимавшим тогда должность председателя Госплана), с которым Сурен Амбарцумович был очень дружен. Соседи по дому, они часто выходили на вечернюю прогулку и подолгу разговаривали.
Вернее, говорил Левон Седракович, а Мовсесян, человек немногословный, в основном был в роли слушателя. Так вот однажды в конце очередной прогулки, когда, после своего чуть ли не двухчасового «монолога», Хачатрян начал прощаться, Мовсесян нарушил молчание и изрек: «Куда спешишь, Левон Седракович, ведь мы так хорошо беседуем!»...
Сурен Амбарцумович умел жить полной жизнью. Любил охотиться и рыбачить. Причем, как первое, так и второе делал обстоятельно, красиво, по всем законам «жанра». Например, на охоту ходил исключительно в спецодежде для «сафари», которую лично укомплектовал, покупая отдельные части костюма в разных странах мира. А как он разбирался в винах! Не хуже иного сомелье, что, конечно же, немудрено, ведь в роду у него, как с отцовской, так и с материнской стороны, были виноделы...
Но главное, во все, что бы он ни делал и к чему бы ни прикасался, Сурен Амбарцумович вкладывал сердце и душу. И что удивительно, этой души хватило на всех и вся...
А.А. Манташян, академик Национальной академии наук РА
Оставьте свои комментарии