Памяти святого Григориса
21 августа армянская община Дагестана, по сложившейся традиции, совершила паломничество в селение Нюгди Дербентского района, где на месте гибели отрока Григориса (первого епископа Кавказской Албании) в 337 г. была возведена часовня.
Многие, наверное, в своем сознании никак не связывают Дербент с христианской культурой. А между тем, это уникальный город, где тесно переплелись три религии: иудаизм, христианство и ислам. Что касается христианства, то начало его распространения историки относят к первой половине IV века, ко времени существования государства Кавказская Албания. Кроме того, в V–VIII веках Дербент выступал как один из самых главных христианских центров на Восточном и Северном Кавказе, так как именно здесь находился патриарший престол главы албанской церкви. Вполне закономерно, что это повлекло строительство различных сооружений, олицетворяющих собой религиозные предпочтения проживающих на этой территории народов.
Немым свидетелем событий этого исторического периода является чудом сохранившаяся, затерянная в живописном уголке природы часовня Cвятого Григориса.
Кто же этот отрок, память о котором запечатлена в камне навеки?
По рассказам армянских историков, албанский царь Урнайр, принявший христианство, попросил армянского правителя Трдата прислать епископа из рода Григория Просветителя для проповеди христианского вероучения в северо-восточных странах. На эту просьбу откликнулся пятнадцатилетний внук Григория – сын Вартанеса Григорис, который и был рукоположен первым епископом Кавказской Албании. Он прибыл в город Чора (согласно последним предположениям историков, это древнее название Дербента) и основал там церковь. Потом он отправился для проповеди в лагерь царя массагетов Санесану, который решил, что армянский царь умышленно подослал отрока для прекращения грабежей, учиняемых воинами массагетов, поэтому велел привязать Григориса к хвосту дикой лошади и пустить по берегу моря.
Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России раз в год приезжали сюда на поклонение. Считается, что именно в этой часовне захоронены части останков святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона, привезенные в Кавказскую Албанию cвятым Григорисом. Примечательно, что и мусульмане чтили это место как святыню, иначе вряд ли мы могли любоваться ее величием в наши дни. И это подтверждает тот факт, что один из местных жителей долгое время хранил в своем доме каменную плиту с высеченной на ней надписью на армянском языке. А на смертном одре завещал сыну: «Верни ее хозяевам, когда они придут». Сын исполнил просьбу отца. Сейчас эта плита нашла пристанище внутри церковных стен и может рассказать о многом: когда и кем произведена реконструкция церкви, а также имена тех, кто вносил пожертвования на благое дело. Небезынтересно, что восстановительные работы велись в 1878 году при содействии подполковника Ивана Моисеевича Аствацатурова, служившего начальником Кюринского округа Дагестанской области, на пожертвования его тестя, купца первой гильдии Качкачева.
А последнее восстановление разрушенных стен, как гласит надпись, высеченная над центральными вратами церкви, относится к 1916 году.
В советское время церковь «одичала» без прихожан. В постперестроечный период возник замысел о ее новой реконструкции силами Армянской культурно-религиозной общины Дагестана под руководством председателя регионального отделения Союза армян России В.М.Даниляна. Эту инициативу поддержал комитет по религии и национальной политике Республики Дагестан. Саму кропотливую работу, требующую высокого художественного мастерства, выполняли строители из Еревана, нумеруя каждый камень разрушенной стены и вкладывая в него частицу своей души. Руководил их деятельностью архитектор из Армении Давид Погосян, известный в республике бескорыстным выполнением внутренних работ в Соборной Джума мечети Махачкалы.
В свою очередь, и местные жители, исповедующие ислам, с каким-то необъяснимым благоговением оказывают посильную помощь в восстановительных работах. К примеру, местный художник-мусульманин, консультируясь со священником, написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы.
Внешний облик церкви значительно изменился, при этом не утрачены первозданность и дух старины. В стенах церкви время словно останавливает свой бег, и тебя охватывает необъяснимое чувство сопричастности к чему-то великому и таинственному, уносящему ввысь, в вечность. Возможно, желание ощутить это снова и снова приводит армян сюда в день Успения Богородицы.
С каждым годом ширится география мест, откуда приезжают верующие на поклонение. Не только представители армянской национальности в этот день собираются под сводами церкви. Традиционно люди, исповедующие другие религии, присоединяются к священному празднеству. Жертва, которая была принесена пятнадцатилетним проповедником христианства, как показывает время, не была напрасной.
В этом году знаменательным событием стал приезд главы епархии юга России Армянской Апостольской Церкви его преосвященства епископа Мовсеса Мовсесяна. Его сопровождали настоятель церкви Святых Саака и Месропа (г. Краснодар) священник Даниэль Кукуян и духовный пастырь армян Дагестана священник Тер Саргис Погосян. Владыка совершил молебен по душе убиенного отрока Григориса, а также освятил по традиционным церковным канонам купольный крест и храмовые иконы, произвел чин освящения винограда и той земли, на которой он произрастает. Почетным гостем мероприятия был вице-президент Союза армян России Г.Ананян. Он поздравил всех собравшихся и наградил за особый вклад в общественную деятельность золотой юбилейной медалью отличившихся членов армянской общины Дагестана.
На празднестве присутствовали представители руководства и общественности Дербента: заместители главы администрации С.Ягудаев, Т.Султанов и Д.Дунаев, директор музея-заповедника «Дербент» К.Исаков, представитель синагоги П.Малинский, ученые-историки из Махачкалы.
Был совершен обряд жертвоприношения. Под звуки музыки за празднично накрытыми столами люди вели дружеские беседы, делились впечатлениями и радостью, переполняющей в этот день их души. Так Дом Божий соединил всех верующих под своими сводами.
Карина Мосесова
Оставьте свои комментарии