Ему подвластны все материалы
Скульптор Георгий Франгулян широко известен как обладатель яркого, уникального творческого дарования. Им созданы великолепные монументальные произведения и замечательные образцы камерной скульптуры.
Георгий Вартанович родился в 1945 году в Тбилиси. В 1969 году окончил отделение скульптуры Высшего художественно-промышленного училища в Москве и еще во время учебы стал участником многих художественных выставок в Советском Союзе и за рубежом.
Его монументальные работы установлены в Москве – среди них можно назвать всемирно известные памятники Булату Окуджаве, Араму Хачатуряну, Иосифу Бродскому. В Калининградской области он воздвиг памятник императрице Елизавете Петровне. Его произведениями украшены улицы и площади Новокузнецка, Новосибирска, Красноярска, Сочи. Творения мастера обрели свою жизнь и за рубежами России – на Украине, в Молдавии, Узбекистане, Венгрии, Болгарии, Италии, Бельгии. Недавно в Одессе был открыт созданный Франгуляном памятник Исааку Бабелю.
Хочется отметить, что с работами этого замечательного скульптора можно ознакомиться в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, многочисленных музеях и частных коллекциях в различных странах мира.
Воплощая гениев
Как скульптор находит зримое воплощение образа великих литераторов и прославленных государственных деятелей? Обычное перечитывание каждой написанной ими строки или посвященного им исследования – путь, по мнению мастера, заведомо тупиковый. Знать жизнь и свершения тех, кого увековечиваешь, необходимо, но творческая идея приходит к создателю памятника на основании обширного опыта и развитой интуиции, глубокого понимания личности, которую предстоит воплотить в камне или металле.
В чем же уникальность работ Георгия Франгуляна? Их можно узнать по фирменному стилю автора, сочетанию отточенного умения и неуловимого вдохновения, порождающему образы редкой выразительности. В памятнике великому композитору Араму Хачатуряну будто сконцентрирована неистовая мощь его музыки. Бурное движение бронзовых форм, которые кажутся застывшими лишь на короткое мгновение, заставляет вспомнить о стихии грозы, бушующего океана, ревущего камнепада. Средневековый гротеск и дерзающий авангардизм перетекают друг в друга, сливаясь воедино и пробуждая у зрителей мысль, что скульптура еще в большей степени, чем архитектура, достойна названия застывшей музыки.
Памятник Пушкину, установленный в самом конце прошлого века в далеком Брюсселе, многим представляется похожим на птицу, подхваченную стремительным порывом ветра. А сам скульптор не раз признавался, что хотел в первую очередь запечатлеть в бронзе ритмику стихов великого поэта, неукротимость его нрава и изломанность судьбы. И образы, которые представлялись ему при работе над этим монументом – легкие и стремительные росчерки пушкинского пера, шелест рукописей, трепет огоньков свечей… вот-вот ворвется сквозняк и развеет листы бумаги по комнате.
Сотворенный Франгуляном арбатский Окуджава идет среди таинственных теней и арок, напоминающих о знаменитых проходных московских дворах. И у него, и у Пушкина под ногами кусок дороги, то ли путь их личной, особой судьбы, то ли тот самый знаменитый и всеми тщетно разыскиваемый особый путь нашей страны. По воле скульптора персональный кусок тернистого пути запечатлен и под ногами Иосифа Бродского, выразительный и печальный памятник которому был открыт в Москве минувшим летом. А вот родившегося в Одессе Исаака Бабеля Франгулян запечатлел сидящим на ступеньках, которые могут символизировать и порог родного дома, и знаменитую Потемкинскую лестницу.
Памятник императрице Елизавете в Балтийске олицетворяет державную мощь династии. Императрица изображена верхом на коне, в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Она словно встречает все корабли, заходящие в Калининградский залив. Этот замечательный монумент является частью историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт». А Петр Великий, чье изображение благодаря Франгуляну украсило голландский Антверпен, будто видит грядущие свершения России и говорит: мы все осилим! Мы научимся! Мы выдюжим…
«Все материалы хороши»
Для памятника первому президенту России Борису Ельцину в его родном Екатеринбурге Георгий Франгулян выбрал белый мрамор. Каждый человек, по мнению скульптора, имеет свой цвет, и в соответствии с этим «Борис Николаевич должен быть белым». Мрамор – не самый распространенный материал для памятников в нашей стране. Считается, что суровый климат с постоянными перепадами погоды для мрамора не очень подходит. Франгулян уверен, что это предрассудки – климат мрамору не страшен. Да, говорит скульптор, погодные явления оставляют свой след на мраморе, но при современных средствах защиты это вовсе не фатально. И в естественном старении камня нет ничего страшного. Мрамор темнеет, бронза со временем зеленеет, но это совсем не те преграды, которые могут остановить настоящего художника в его творчестве.
Говоря о материалах, Георгий Вартанович вспоминает, что во времена Советского Союза в бронзе ничего, кроме государственных памятников, не делалось – только на предприятиях, только по разрешению особой комиссии. Скульпторам для воплощения своих творческих замыслов приходилось довольствоваться материалами попроще. А сам Франгулян на свой страх и риск начал отливать бронзовые работы в начале 1980-х. Впрочем, он уверен, что истинным шедевром может быть скульптура из любого материала, будь то камень, дерево, медь или гипс. При этом мастер работал не только с несокрушимой бронзой, но и с хрупким стеклом – два стеклянных произведения были показаны несколько лет назад в Русском музее на выставке «Власть воды».
Картон и бумага – тоже достойные материалы, объясняет скульптор, просто они, увы, менее долговечны. Но если произведение предназначено для конкретной выставки, то и бумажная композиция вполне способна быть не менее выразительной, чем каменная. А вот степень настоящей выразительности – это уже вопрос таланта. «Все материалы хороши, – говорит Георгий Вартанович, – важен замысел и соответствие материала этому замыслу».
Воля и удача
Впрочем, талант сам по себе тоже ничего не дает, кроме возможности проявить его, уверен мастер. А чтобы это свершилось, нужны воля, честолюбие, любовь к выбранному жанру. Конечно, нужен и счастливый случай, но фортуна может помочь только тому, кто к этому готов. Художники, которые сидят на кухне и ожидают вдохновения, как правило, никогда ничего не получают. Дождаться чуда нельзя – следует каждодневно трудиться.
В недавние времена, когда основное внимание уделялось академической школе, иные творческие натуры сетовали, что именно она сдерживает их природное дарование. Но позже оказалось, что свобода отнюдь не решает все проблемы. Сейчас, по наблюдениям Георгия Франгуляна, высокопрофессионального ремесла не существует, школа рушится, кругом разброд и шатание, а к сияющим берегам творческого успеха по этому бурному морю выплывает далеко не всякий. Творческой свободой нужно уметь воспользоваться. Художник, как правило, страстно мечтает о ней, но получив вожделенную свободу, многие впадают в растерянность и суету поисков себя.
Конкретный заказ всегда упрощает задачу, определяя рамки, в которых необходимо действовать. А для того, чтобы проявить себя вообще, нужна сила воли и внутренняя позитивная программа, без чего, уверен Франгулян, современный художник жить не может: «Надо внутренне быть свободным, а не уповать исключительно на свободу внешнюю», и если свободы внутри не хватает, именно ее следует искать и развивать. Проявление внутренней свободы запросто может потребовать огромных усилий, но творческий успех стоит того. Стопроцентно благоприятных условий для работы не бывает никогда и ни у кого. Художник должен творить, несмотря ни на что, потому что в будущем никого не будет интересовать, почему именно он осуществил или не осуществил тот или иной замысел – важен только результат, только качество произведения, которое по достоинству могут оценить потомки.
Масштаб для человека
По словам Георгия Вартановича, он увидел немало примеров, подтверждающих истинность этого убеждения, став главным художником Олимпийского парка в Сочи. У многих претендентов на участие в проекте оказалась заметна растерянность, хотя творческая свобода в рамках объявленного конкурса почти не стеснена. Парк скульптур – непременная принадлежность всех Олимпийских игр последних лет. По мнению Франгуляна, появление такой формы организации внешнего пространства объясняется тем, что человеку бывает не слишком комфортно находиться среди объектов несопоставимого с ним самим масштаба. Даже один стадион подавляет личность своей огромностью, а в олимпийском Сочи их будет семь на относительно небольшой территории. Человеку нужны какие-то символы, чтобы найти свое место в этом грандиозном спортивном мире и не потеряться. И чтобы помочь ему «сориентироваться», появились парки скульптур, призванные организовать пространство вокруг циклопических объектов и соотнести его с каждым приходящим на стадион зрителем.
В свое время в олимпийском Сиэтле было продемонстрировано, сколь широкое толкование допускает в современном понимании термин «скульптура» - тамошний парк объединяет металлические деревья и олимпийские символы, фонтаны и даже подобие теплицы, куда было помещено привезенное из леса дерево со всеми мхами, лишайниками и папоротниками.
Для будущего парка в Сочи Георгий Франгулян придумал девиз «Пространство, движение, цель» и призвал художников к полной свободе самореализации. По словам мастера, неуместен разве что колобок на носу у лисы, а так возможна и традиционная скульптура, и абстрактные символы, и всевозможные нестандартные арт-объекты, как статичные, так и меняющие свою форму и фактуру при помощи ветра, воды или современных компьютерных технологий и светотехники. Архитектурно-художественная концепция Олимпийского парка предусматривает размещение на всей его территории почти ста пластических образов. Ограничений немного – поскольку скульптуры и объекты будут находиться под открытым небом, они не должны портиться от ветра, дождя или снега. В остальном – простор для творческих поисков в любых стилистических направлениях от традиционной классики и фигуративного искусства до композиций, использующих иные средства выразительности. Франгулян уверен, что будет создано много интересных произведений, которые порадую зрителя.
Мода и основа
Современное отечественное искусство, по мнению Франгуляна, сейчас во многом руководствуется достижениями западной культуры. Но не стоит этого бояться: яркая творческая личность всегда идет своим путем. Сам Георгий Вартанович убежден, что главное – качество работ, а в каком жанре или в каком стиле они выполнены, не так важно: «Научиться лепить фигурки - это еще не искусство. Реализм может быть высоким искусством, а может – никаким».
Мастер считает, что многое из того, что сейчас выдается за последнее слово арт-моды, уже существовало в далекие эпохи. Всё было, но со временем скульптура приобретает иную выразительную силу. Мода влияет на выбор творческого пути очень заметно, но следует учитывать немаловажное обстоятельство: у всякого выдающегося художника не может не быть последователей, но при этом они никогда не достигнут той высоты, планку которой задал сам основатель направления. В современную эпоху, когда информация о достижениях художников всего мира открыта и легко доступна миллионам, заимствований повсюду очень много. Но, как и в случае с проблемой выбора материала, главным критерием истины оказывается талант и профессиональное мастерство. По мнению Франгуляна, многим современным художникам не хватает хорошей академической школы, опираясь на которую можно создать все что угодно.
Искусство и жизнь
При всей нынешней свободе самовыражения, богатстве стилей и направлений законы арт-бизнеса ничуть не менее суровы, нежели идеологические предписания былых времен. Система творческих союзов во многом была весьма комфортной, а потому, считает Франгулян, она изнежила художников, оказавшихся теперь беззащитными перед стремительно изменившимися условиями существования. И вполне вероятно, что в будущем количество творческих людей, которые способны создать что-то значимое и неординарное, будет уменьшаться.
Сейчас многие скульпторы, как и представители других видов изобразительного искусства, живут благодаря частным заказам, при этом сами заказчики часто демонстрируют несформировавшийся вкус. Конечно, появляются и продвинутые ценители искусства, те, кто консультируется со специалистами и прислушивается к их мнению. Но и арт-специалисты порой попадаются весьма странные. «Рынок искусства только формируется, его нельзя назвать цивилизованным, высоким», – констатирует Георгий Вартанович. Совместить реализацию таланта и умение зарабатывать дано не каждому. А в таких не определенных пока условиях вольготно чувствуют себя люди, не обремененные ни строгими принципами, ни хорошим вкусом, зато умеющие ловко протискиваться туда, где пахнет финансовым благополучием. Некоторые арт-дилеры пытаются внедрить в сознание людей убежденность, что если художник востребован на рынке и хорошо продается, это и есть настоящее искусство. Но это отнюдь не идентичные понятия, напоминает Георгий Франгулян. Однако бросать все ради борьбы с этим явлением он вовсе не призывает – что поделаешь, время сейчас такое, оно пройдет… Гораздо важнее быть верным себе и не бросаться в крайности, пытаясь любой ценой добиться этой самой рыночной востребованности.
«Я уже знаю, что мое, что не мое, – говорит мастер. – Я открыт моде и ориентируюсь на конкретные творческие задачи, но прежде всего я стараюсь быть неповторимым для самого себя. Иначе неинтересно». Творческий азарт, по его мнению, необходим всегда, иначе искусство исчезает, остается лишь механическое делание. Слова мастера подтверждаются его делами. Недаром работами Франгуляна восхищаются миллионы людей в разных частях света.
Ольга Шатохина
Оставьте свои комментарии