№ 19 (178) Октябрь (1–15) 2011 года.

Ему подвластны все материалы

Просмотров: 5467

Скульптор Георгий Франгулян широко известен как обладатель яркого, уникального творческого дарования. Им созданы великолепные монументальные произведения и замечательные образцы камерной скульптуры.

Георгий Вартанович родился в 1945 году в Тбилиси. В 1969 году окончил отделение скульптуры Высшего художественно-промышленного училища в Москве и еще во время учебы стал участником многих художественных выставок в Советском Союзе и за рубежом.

Его монументальные работы установлены в Москве – среди них можно назвать всемирно известные памятники Булату Окуджаве, Араму Хачатуряну, Иосифу Бродскому. В Калининградской области он воздвиг памятник императрице Елизавете Петровне. Его произведениями украшены улицы и площади Новокузнецка, Новосибирска, Красноярска, Сочи. Творения мастера обрели свою жизнь и за рубежами России – на Украине, в Молдавии, Узбекистане, Венгрии, Болгарии, Италии, Бельгии. Недавно в Одессе был открыт созданный Франгуляном памятник Исааку Бабелю.

Хочется отметить, что с работами этого замечательного скульптора можно ознакомиться в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, многочисленных музеях и частных коллекциях в различных странах мира.

Воплощая гениев

Как скульптор находит зримое воплощение образа великих литераторов и прославленных государственных деятелей? Обычное перечитывание каждой написанной ими строки или посвященного им исследования – путь, по мнению мастера, заведомо тупиковый. Знать жизнь и свершения тех, кого увековечиваешь, необходимо, но творческая идея приходит к создателю памятника на основании обширного опыта и развитой интуиции, глубокого понимания личности, которую предстоит воплотить в камне или металле.

В чем же уникальность работ Георгия Франгуляна? Их можно узнать по фирменному стилю автора, сочетанию отточенного умения и неуловимого вдохновения, порождающему образы редкой выразительности. В памятнике великому композитору Араму Хачатуряну будто сконцентрирована неистовая мощь его музыки. Бурное движение бронзовых форм, которые кажутся застывшими лишь на короткое мгновение, заставляет вспомнить о стихии грозы, бушующего океана, ревущего камнепада. Средневековый гротеск и дерзающий авангардизм перетекают друг в друга, сливаясь воедино и пробуждая у зрителей мысль, что скульптура еще в большей степени, чем архитектура, достойна названия застывшей музыки.

Памятник Пушкину, установленный в самом конце прошлого века в далеком Брюсселе, многим представляется похожим на птицу, подхваченную стремительным порывом ветра. А сам скульптор не раз признавался, что хотел в первую очередь запечатлеть в бронзе ритмику стихов великого поэта, неукротимость его нрава и изломанность судьбы. И образы, которые представлялись ему при работе над этим монументом – легкие и стремительные росчерки пушкинского пера, шелест рукописей, трепет огоньков свечей… вот-вот ворвется сквозняк и развеет листы бумаги по комнате.

Сотворенный Франгуляном арбатский Окуджава идет среди таинственных теней и арок, напоминающих о знаменитых проходных московских дворах. И у него, и у Пушкина под ногами кусок дороги, то ли путь их личной, особой судьбы, то ли тот самый знаменитый и всеми тщетно разыскиваемый особый путь нашей страны. По воле скульптора персональный кусок тернистого пути запечатлен и под ногами Иосифа Бродского, выразительный и печальный памятник которому был открыт в Москве минувшим летом. А вот родившегося в Одессе Исаака Бабеля Франгулян запечатлел сидящим на ступеньках, которые могут символизировать и порог родного дома, и знаменитую Потемкинскую лестницу.

Памятник императрице Елизавете в Балтийске олицетворяет державную мощь династии. Императрица изображена верхом на коне, в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Она словно встречает все корабли, заходящие в Калининградский залив. Этот замечательный монумент является частью историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт». А Петр Великий, чье изображение благодаря Франгуляну украсило голландский Антверпен, будто видит грядущие свершения России и говорит: мы все осилим! Мы научимся! Мы выдюжим…

«Все материалы хороши»

Для памятника первому президенту России Борису Ельцину в его родном Екатеринбурге Георгий Франгулян выбрал белый мрамор. Каждый человек, по мнению скульптора, имеет свой цвет, и в соответствии с этим «Борис Николаевич должен быть белым». Мрамор – не самый распространенный материал для памятников в нашей стране. Считается, что суровый климат с постоянными перепадами погоды для мрамора не очень подходит. Франгулян уверен, что это предрассудки – климат мрамору не страшен. Да, говорит скульптор, погодные явления оставляют свой след на мраморе, но при современных средствах защиты это вовсе не фатально. И в естественном старении камня нет ничего страшного. Мрамор темнеет, бронза со временем зеленеет, но это совсем не те преграды, которые могут остановить настоящего художника в его творчестве.

Говоря о материалах, Георгий Вартанович вспоминает, что во времена Советского Союза в бронзе ничего, кроме государственных памятников, не делалось – только на предприятиях, только по разрешению особой комиссии. Скульпторам для воплощения своих творческих замыслов приходилось довольствоваться материалами попроще. А сам Франгулян на свой страх и риск начал отливать бронзовые работы в начале 1980-х. Впрочем, он уверен, что истинным шедевром может быть скульптура из любого материала, будь то камень, дерево, медь или гипс. При этом мастер работал не только с несокрушимой бронзой, но и с хрупким стеклом – два стеклянных произведения были показаны несколько лет назад в Русском музее на выставке «Власть воды».

Картон и бумага – тоже достойные материалы, объясняет скульптор, просто они, увы, менее долговечны. Но если произведение предназначено для конкретной выставки, то и бумажная композиция вполне способна быть не менее выразительной, чем каменная. А вот степень настоящей выразительности – это уже вопрос таланта. «Все материалы хороши, – говорит Георгий Вартанович, – важен замысел и соответствие материала этому замыслу».

Воля и удача

Впрочем, талант сам по себе тоже ничего не дает, кроме возможности проявить его, уверен мастер. А чтобы это свершилось, нужны воля, честолюбие, любовь к выбранному жанру. Конечно, нужен и счастливый случай, но фортуна может помочь только тому, кто к этому готов. Художники, которые сидят на кухне и ожидают вдохновения, как правило, никогда ничего не получают. Дождаться чуда нельзя – следует каждодневно трудиться.

В недавние времена, когда основное внимание уделялось академической школе, иные творческие натуры сетовали, что именно она сдерживает их природное дарование. Но позже оказалось, что свобода отнюдь не решает все проблемы. Сейчас, по наблюдениям Георгия Франгуляна, высокопрофессионального ремесла не существует, школа рушится, кругом разброд и шатание, а к сияющим берегам творческого успеха по этому бурному морю выплывает далеко не всякий. Творческой свободой нужно уметь воспользоваться. Художник, как правило, страстно мечтает о ней, но получив вожделенную свободу, многие впадают в растерянность и суету поисков себя.

Конкретный заказ всегда упрощает задачу, определяя рамки, в которых необходимо действовать. А для того, чтобы проявить себя вообще, нужна сила воли и внутренняя позитивная программа, без чего, уверен Франгулян, современный художник жить не может: «Надо внутренне быть свободным, а не уповать исключительно на свободу внешнюю», и если свободы внутри не хватает, именно ее следует искать и развивать. Проявление внутренней свободы запросто может потребовать огромных усилий, но творческий успех стоит того. Стопроцентно благоприятных условий для работы не бывает никогда и ни у кого. Художник должен творить, несмотря ни на что, потому что в будущем никого не будет интересовать, почему именно он осуществил или не осуществил тот или иной замысел – важен только результат, только качество произведения, которое по достоинству могут оценить потомки.

Масштаб для человека

По словам Георгия Вартановича, он увидел немало примеров, подтверждающих истинность этого убеждения, став главным художником Олимпийского парка в Сочи. У многих претендентов на участие в проекте оказалась заметна растерянность, хотя творческая свобода в рамках объявленного конкурса почти не стеснена. Парк скульптур – непременная принадлежность всех Олимпийских игр последних лет. По мнению Франгуляна, появление такой формы организации внешнего пространства объясняется тем, что человеку бывает не слишком комфортно находиться среди объектов несопоставимого с ним самим масштаба. Даже один стадион подавляет личность своей огромностью, а в олимпийском Сочи их будет семь на относительно небольшой территории. Человеку нужны какие-то символы, чтобы найти свое место в этом грандиозном спортивном мире и не потеряться. И чтобы помочь ему «сориентироваться», появились парки скульптур, призванные организовать пространство вокруг циклопических объектов и соотнести его с каждым приходящим на стадион зрителем.

В свое время в олимпийском Сиэтле было продемонстрировано, сколь широкое толкование допускает в современном понимании термин «скульптура» - тамошний парк объединяет металлические деревья и олимпийские символы, фонтаны и даже подобие теплицы, куда было помещено привезенное из леса дерево со всеми мхами, лишайниками и папоротниками.

Для будущего парка в Сочи Георгий Франгулян придумал девиз «Пространство, движение, цель» и призвал художников к полной свободе самореализации. По словам мастера, неуместен разве что колобок на носу у лисы, а так возможна и традиционная скульптура, и абстрактные символы, и всевозможные нестандартные арт-объекты, как статичные, так и меняющие свою форму и фактуру при помощи ветра, воды или современных компьютерных технологий и светотехники. Архитектурно-художественная концепция Олимпийского парка предусматривает размещение на всей его территории почти ста пластических образов. Ограничений немного – поскольку скульптуры и объекты будут находиться под открытым небом, они не должны портиться от ветра, дождя или снега. В остальном – простор для творческих поисков в любых стилистических направлениях от традиционной классики и фигуративного искусства до композиций, использующих иные средства выразительности. Франгулян уверен, что будет создано много интересных произведений, которые порадую зрителя.

Мода и основа

Современное отечественное искусство, по мнению Франгуляна, сейчас во многом руководствуется достижениями западной культуры. Но не стоит этого бояться: яркая творческая личность всегда идет своим путем. Сам Георгий Вартанович убежден, что главное – качество работ, а в каком жанре или в каком стиле они выполнены, не так важно: «Научиться лепить фигурки - это еще не искусство. Реализм может быть высоким искусством, а может – никаким».

Мастер считает, что многое из того, что сейчас выдается за последнее слово арт-моды, уже существовало в далекие эпохи. Всё было, но со временем скульптура приобретает иную выразительную силу. Мода влияет на выбор творческого пути очень заметно, но следует учитывать немаловажное обстоятельство: у всякого выдающегося художника не может не быть последователей, но при этом они никогда не достигнут той высоты, планку которой задал сам основатель направления. В современную эпоху, когда информация о достижениях художников всего мира открыта и легко доступна миллионам, заимствований повсюду очень много. Но, как и в случае с проблемой выбора материала, главным критерием истины оказывается талант и профессиональное мастерство. По мнению Франгуляна, многим современным художникам не хватает хорошей академической школы, опираясь на которую можно создать все что угодно.

Искусство и жизнь

При всей нынешней свободе самовыражения, богатстве стилей и направлений законы арт-бизнеса ничуть не менее суровы, нежели идеологические предписания былых времен. Система творческих союзов во многом была весьма комфортной, а потому, считает Франгулян, она изнежила художников, оказавшихся теперь беззащитными перед стремительно изменившимися условиями существования. И вполне вероятно, что в будущем количество творческих людей, которые способны создать что-то значимое и неординарное, будет уменьшаться.

Сейчас многие скульпторы, как и представители других видов изобразительного искусства, живут благодаря частным заказам, при этом сами заказчики часто демонстрируют несформировавшийся вкус. Конечно, появляются и продвинутые ценители искусства, те, кто консультируется со специалистами и прислушивается к их мнению. Но и арт-специалисты порой попадаются весьма странные. «Рынок искусства только формируется, его нельзя назвать цивилизованным, высоким», – констатирует Георгий Вартанович. Совместить реализацию таланта и умение зарабатывать дано не каждому. А в таких не определенных пока условиях вольготно чувствуют себя люди, не обремененные ни строгими принципами, ни хорошим вкусом, зато умеющие ловко протискиваться туда, где пахнет финансовым благополучием. Некоторые арт-дилеры пытаются внедрить в сознание людей убежденность, что если художник востребован на рынке и хорошо продается, это и есть настоящее искусство. Но это отнюдь не идентичные понятия, напоминает Георгий Франгулян. Однако бросать все ради борьбы с этим явлением он вовсе не призывает – что поделаешь, время сейчас такое, оно пройдет… Гораздо важнее быть верным себе и не бросаться в крайности, пытаясь любой ценой добиться этой самой рыночной востребованности.

«Я уже знаю, что мое, что не мое, – говорит мастер. – Я открыт моде и ориентируюсь на конкретные творческие задачи, но прежде всего я стараюсь быть неповторимым для самого себя. Иначе неинтересно». Творческий азарт, по его мнению, необходим всегда, иначе искусство исчезает, остается лишь механическое делание. Слова мастера подтверждаются его делами. Недаром работами Франгуляна восхищаются миллионы людей в разных частях света.

Ольга Шатохина

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 54 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Хорошая статья, спасибо. О Сагояне недавно писали, теперь Франгулян. Впрочем, это известные в Армении и России скульпторы. Хочется верить, что смена им растет.
  2. Георгий Франгулян мало, преступно мало делает для Армении. Если он настоящий патриот, в первую очередь должен думать об Армении и украшать своими прекрасными творениями улицы и площади ее городов. Нет этого - значит, и Франгуляна в моем сердце нет. Мы дарим красоту другим народам, другим странам... Так нельзя!!!
  3. Насколько я знаю, для Армении уважаемый скульптор не сделал ничего. Это очень печально.
  4. Если Франгулян не думает об Армении, если он такой человек без границ, космополит, то зачем его прославлять в армянской газете???
  5. В январе 2010 года в НК напечатали аналогичную статью Валерии Олюниной. Теперь Ольга Шатохина. Тексты почти одинаковы. Повтор фото - та же Венеция, тот же Хачатурян, тот же Окуджава... Была серьезная дискуссия о Франгуляне. Говорили о скульптуре НОева ковчега в Ереване на фоне Арарата... Валерия переслала ему наши высказывания и пожелания: СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ДЛЯ АРМЕНИИ. Результут - ноль! Франгуляну, видимо, наши мнения безразличны. Ничего для Армении за эти полтора года он НЕ СДЕЛАЛ. Зачем его расхваливать??? Автор, наверное, не знает, что у армян много талантливых художников, скульпторов. Для нее успех Франгуляна, видимо, откровение... Франгуляну плевать на Армению и на всех нас. Он должен быть объявлен ПЕРСОНА НОН ГРАТА. Пусть себе ставит памятники по всему миру. Хоть в Баку. Деньги не пахнут, а он деньги любит. Азеры хорошо платят...
  6. У него только фамилия армянская. Жаль...
  7. Франгулов хороший художник, но какое отношение имеет он к армянам?
  8. Он же Франгулян, в армянской газете дважды о нем пишут. А для Армении он НИЧЕГО не делает и не будет делать. Позор таким!
  9. В нем армянское только фамилия,а жаль очень талантливый скульптор... Вот так, строим по всему миру, возьмем тот же Тбилиси где армян выживают из города или Баку где нас резали "благодарные и благородные" бакинцы...
  10. Позор Франгуляну! А НК напрасно его пиарит. Пусть про него в Калининградской области и Москве гимны поют. Окончательный ассимилянт и космополит ваш Франгулян.
  11. Уважаемая Ольга, а вы знали, что недавно о Франгуляне писала Валерия Олюнина? Нет, не обвиняю вас в плагиате, хотя тексты близки и фото почти те же. Если хотите принести пользу своим читателям, то поступите, как ваша предшественница. Передайте, пожалуйста, скульптору Франгуляну распечатку с высказываниями форумчан. В прошлый раз Валерия так поступила, сдержала слово, спасибо ей. Почему же Франгулян не ответил нам через уважаемую газету? Армяне всего мира так устроены, что всегда что-то несут в наш общий дом, в Армению. Талантливый скульптор Франгулян НИЧЕГО не принес, ни одной скульптуры на родине!!! Разве не стыдно?! И бойкот ему совершенно справедливо объявляют. Интересно, что он нам ответит и ответит ли вообще? Откликнитесь, Ольга, пожалуйста!
  12. Уважаемые господа, не хотел вмешиваться в этот спор, но волею судеб тоже являюсь скульптором, но в отличие от уважаемого варпета Франгуляна у меня нет специального образования, но в 2006 году всеж был принят в Союз художников России. Мной созданы скульптуры башкирских национальных героев, исторических личностей Украины, Северной Америки и других народов, в том числе армянского царя Тирана Аршакуни, первого царя Армении Паруйра Скайорди, героя Зейтунского восстания 1862 года Маркоса Тасчяна. Но считаю, что осуждать уважаемого мэтра я не вправе. Во- первых я не армянин, во-вторых мне никогда не достичь такого уровня, нет даже своей мастерской... Но Друзья, он прежде вссего армянин и славит вас на весь мир. То что он ничего не делает для Армении, может быть укор властям республики? Ведь есть даже Министерство диаспоры, их задача прежде всего работать и с такими прославленными представителями диаспоры. К слову сказать, я был свидетелем, как госпожа Грануш Акопян путала Республику Башкортостан с Республикой Татарстан, прекрасная женщина, но невольно возникает вопрос о ее кругозоре. А впочем друзья, возможно вы и правы... Чувство родины... Но не может быть чтоб у него его не было.
  13. Дорогой парон Уфаеци! О чем Вы говорите! Было бы у маэстро Франгуляна такое желание... А его, этого желания, у скульптора нет. Он сам обязан был выступить с инициативой. Это честдля скульптора-армянина - его работа стоит в в Ереване! Там бы и деньги нашлись, это не проблема... Но Франгулян молчит. На наше обращение через уважаемую Валерию не ответил... Это красиво???? А ведь какая прекрасная идея - НОЕВ КОВЧЕГ НА ФОНЕ АРАРАТА... Потрясающая идея! Уж лучше тогда к Церетели обратиться, он любит монументальные творения. И охотно Армении бы ПОДАРИЛ такой памятник. А Франгулян молчит. И зачем, парон Уфаеци, такого расхваливать?! Не он прославляет нашу нацию, наш народ... Тут не могу с Вами согласиться. Просто у Франгуляна на низком уровне национальное самосознание, если оно есть вообще. Вот Сагоян с сыновьями, о котором уже говорили, тот совсем другой. Душа у него за Армению болит, хочет, чтобы наш общий дом был красив и прекрасен. А у Франгуляна не болит, получается... Бог ему судья.
  14. В самом деле, а зачем два раза подряд о нем писать, если Армения ему чужда? Это наша армянская беда - раздаем свой талант кому угодно, разбрасываем его по всему миру.
  15. Знаю Франгуляна.Ему не безразлична Армения,он ее любит и уважает,но есть веские причины его отношения к некоторым конкретным людям из-за чего он не может ехать в Ереван.
  16. Роман, это банальная отговорка... Кто хочет тот всегда найдет возможностьчто бы как-то помочь(не обязательно финансово, но на пример, ввиде тех же скульптур) Родине. Шарль Азнавур, также мог не посещать Армению , но это сделал и причем, не раз.
  17. Правильно, это банальная и дешевая ОТГОВОРКА. Он делает не какому-то высокопоставленному негодяю, которого СПРАВЕДЛИВО не любит ( я там половину правительства и депутатов ненавижу!), но для нации, для города, для гостей Армении... Франгулов похож на одного нашего монреальского миллионера. Скупердяй еще тот! Никогда не участвует в благотворительных акциях. только потому, что перед эмиграцией его обидел начальник милиции. И сосед долг не отдал... За это наказывает всю Родину. Франгулов примерно такой же. Если РОман близок к нему, то пусть объяснит позицию скульптора подробней.
  18. Конечно, это отговорка! Это не Франгулян может сделать дар Армении. Это Армения ОКАЗЫВАЕТ ЧЕСТЬ своему талантливому сыну, чтобы он установил в Армении свой памятник. НОЕВ КОВЧЕГ - прекрасная идея!!! Если у Франгуляна есть чувство долга и патриота, он это осуществит.
  19. Да, глупо получилось. Вам нужно было ознакомиться со всеми публикациями в НК. А то повтор получился. Согласен, вы сможете "искупить вину", если передадите наши пожелания Георгию Вартановичу. Это очень-очень серьезно для армян. Спасибо!
  20. Все правильно, господа, "искусство ради искусства" нас не интересует. Если скульптор Франгулян не блудный сын нации, то должен оставить свой след в Армении, на родине предков. Не хочет, тогда надо про него забыть навсегда, наложить табу на это имя. Скульптуру Родена вчера в Ереване установили!!! А Франгулян из себя капризного и обиженного изображает. Смешно...
  21. Есть еще версия. Не исключено, что у маэстро большой аппетит, а со своих не хочет много брать. Вот и отнекивается, причины какие-то находит. Хотя обязан сам просить, чтобы разрешили что-то в Ереване поставить.
  22. ещё немного и , уважаемые армяне примутся указывать деятелям искусства, что нужно и что не нужно творить и почему. утилитаризм по-армянски!
  23. Некоторые форумчане думают,что все армяне одинаковы.Это не так.Нужно каждого воспринимать как отдельную личность,а не человека из толпы.А Франгулян вернется к своим корням,уверен.
  24. Не понимаю, зачем второй раз подряд о нем писать????Чем Франгулян лучше Киркорова??? Да ничем! Такой же эгоист, и так же безразличен к родине предков. И ему, 66-летнему, уже просто поздно возвращаться к корням, Паргев. Но Франгулян еще числится у нас в знаменитых армянах (а какой он там армянин!!!), а Филю мы терпеть не можем. Хотя Филя ничего плохого об армянах ни разу не сказал (журналистка Ароян для него не армянка была, а "черная", нерусская). Да, пунктик у него такой - болгарином себя считает. А у Франгуляна пунктик, как Роман говорит, - его кто-то в Армении обидел, вот он и не ездит туда, памятников там не ставит... Детский лепет!
  25. Все верно, когда у мастера нет патриотизма, то его даровании и говорить не хочется, каким бы талантливым он ни был. Тут не до художества. Гражданская и патриотическая позиция куда важнее.
  26. Ну вы и сравнили Киркорова с Франгуляном! Киркоров конченный человек,а Франгуляна еще не поздно привлечь к Армении и к армянству.Он ничего плохого не сказал и не сделал.Просто пока не созрел.И не нужно за это оскорблять и пренебрегать.Таких армян как Франгулян очень много,но им нужно показать правильный путь,а не отталкивать.
  27. Да, прекрасная идея - НОЕВ КОВЧЕГ на холме (пусть искусственном!) в ЕРЕВАНЕ, на фоне АРАРАТА. Георгий Вартанович обессмертил бы свое имя. А так... Да, деньги, да, мировая известность... Но родина предков - это совсем иное, Георгий Вартанович...
  28. Ему 66 лет, а еще не созрел??? Смех да горе, просто нет совести у человека, и точка.
  29. У каждого художника в диаспоре, а особенно у крупной личности, должен быть ДОЛГ перед нацией. Тогда его будут любить и уважать армяне во всех уголках планеты.
  30. СОГЛАСЕН С РОМАНОМ,НЕ НАДО УНИЖАТЬ И ОСКОРБЛЯТЬ,ЛУЧШЕ ОБЪЯСНИТЬ И ПРИВЛЕЧЬ.ВЕДЬ КАКИМ БЫ НЕ БЫЛ ФРАНГУЛЯН - ОН НАШ-АРМЯНИН.
  31. Никто его не ругает. Критикуют, и по делу. Что значит - научить, привлечь? Маленький ребенок, не понимает Франгулян? Просто в других местах больше платят - вот и весь сказ... Пусть сам докажет обратное, сделает предложение.
  32. Уважаемая Ольга, если бы эта статья была опубликована в журнале по искусству, то оценил бы ее высоко - браво! А в армянской газете писать о скульпторе, которому плевать на Армению, - это нонсен! Единица! Все предшественники абсолютно правы. Франгуляну есть над чем задуматься. Передайте, пожалуйста, ему эти отклики читателей. Пожалуйста!
  33. Лучше не скажешь, ехпайр! Слово за нашим уважаемым Мастером.
  34. Да уж, бойкот объявили нашей знаменитости. Сам виноват!
  35. Кос-мо-по-лит. Без роду и племени.
  36. Эх, Георгий Вартановия, жаль про вас такое читать. Вы от армянских корней, от почвы совсем отстали.
  37. Художник Франгулян - мировая фигура и его надо воспринимать с этой позиции.Он принадлежит всему миру и необязательно ему устанавливать памятники в Армении.
  38. Это ваше мнение. Мне, например, на это наплевать. Пусть тогда о нем пишут и расхваливают его другие "мировые" издания. Он никакой армянин!
  39. Безусловно, Франгулян - главный АНТИГЕРОЙ номера, как в пердыдущем был Шармазанов. Я тоже ставлю ему 2 балла за его безграничный космополитизм и отсутствие любви к Родине. ПУсть живет как хочет. А печатать в НК каждый год про этого скульптора - это неуважение к нам, читателям.
  40. Антигерои в "НК" только на пятой странице,а Шармазанов и Франгулян-наши.Читайте историю Армении.Именно из-за подобных настроений нас в мире осталось 10 всего миллионов,а могло быть 70.
  41. Франгулян,известный скульптор в России.Мы почему-то гордимся многими известными певцами и актерами,например Шер,ищем в них армянские корни,а здесь хотим затоптать.Хорошо,что не все так думают как Завен и Вартан.Франгулян ничего плохого не сделал,он наш армянин и не нужно на него наезжать.Лучше посмотрите в зеркало и задайтесь вопросом-"Что вы сделали полезного для Армении?"
  42. Согласен с вашим мнением.Никто не может заставить Франгуляна быть настоящим армянином.Зто его право.Таких космополитов среди армян много.Но уверен,он прочитает наше мнение и пусть делает выводы.А "Ноев Ковчег" свое дело знает хорошо,и не нужно газете указывать о ком писать.
  43. О чем вы говорите, уважаемые!!! Вартан и Завен, как и многоие другие на этой странице, абсолютно правы! Чихать Франгулян хотел на свой народ, а НК о нем каждый год пишет! Пусть поучится патриотизму у Церетели. Какую великолепную колонну его работы установили на площади Свободы в Тбилиси!!! Это новый символ города, красота неимоверная. А на днях там открыли еще один памятник Церетели - Мимино. И это все дар великого мастера своему народу, своему городу! А Франгулян ваш - жлоб! Для него, видимо, Ереван не то место, где должны стоять его шедевры. Да, прекрасный мастер, но жлоб.
  44. Дорогой Георгий Вартанович!! Вы, шикарный мастер,Вы Варпет!! Вы из города Тбилиси и Гаянэ Хачатурян из города Тбилиси. Вы сын Армении , а Гаянэ Хачатурян дочь Армении. Если возможно, буду рад просить, Вас маэстро Георгий Вартанович ,сотворить волшебный памятник Гаянэ Хачатурян. С огромным уважением к Вам, Валерий Ханукаев. "Международный Фонд Гаянэ Хачатурян" Москва-Ереван.Спасибо журналу “НОЕВ КОВЧЕГ”
  45. если не ошибаюсь, НК - газета, а не журнал.
  46. Я тоже удивляюсь. Франгулян - великий скульптор, сделать памятник для Еревана - большая честь, а он все отнекивается, не замечает родину предков. Странная у него позиция. А предложение Ханукаева поддерживаю: Гаянэ Хачатурян была прекрасной художницей, памятник ей был бы кстати. Но только в Ереване!!! И еще мне понравилась идея с Ноевым ковчегом на фоне Арарата. Прекрасно! Надеюсь, уважаемый Мастер обратит внимание на наши предложения и вообще на Армению. Всех благ ему...
  47. Вон прочитал, Церетели привез в подарок Тбилиси еще один памятник - 3-метровую скульптуру патриарха Илии. Молодец! Настоящий патриот Грузии! Мои соотечественники справедливо критикуют Франгуляна.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты