Нужна государственная программа отношений между Россией и союзниками
Армения отметила 20-ю годовщину своей независимости. Осуществилась многовековая мечта армянского народа о независимом государстве. Все эти годы Армения продолжала тесно сотрудничать с Россией. И сегодня отношения между двумя странами по всем параметрам выходят за рамки партнерских и уже давно носят характер союзнических.
Наработанный опыт сотрудничества между Арменией и Россией может служить примером для многих стран СНГ. Однако для широкой российской общественности армяне продолжают оставаться «лицами кавказской национальности», они порой даже не знают, что армяне древнейший христианский народ. В отличие от военных и экономических ведомств, удивительное безразличие и равнодушие к российско-армянским отношениям проявляют ведущие СМИ, в том числе государственные. Как преодолеть этот явный дисбаланс, как сделать, чтобы опыт российско-армянских отношений стал достоянием российского общества? Именно на эти вопросы наш корреспондент искал ответа у депутата ГД, члена комиссии по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, ректора Академии труда и социальных отношений Евгения Кожокина и директора Центра постсоветских исследований Института международных исследований МГИМО МИД РФ, Чрезвычайного и Полномочного посланника Станислава Чернявского.
Чернявский: Несмотря на остроту вопроса, я разделяю мнение о том, что мы недостаточно внимания обращаем на популяризацию российско-армянских отношений. Действительно, в наших ведущих информационных передачах, в СМИ все реже и реже говорится о бывших советских республиках, о том, что там происходит. Как правило, события освещаются в том случае, если происходит какое-то ЧП. Нам перестали показывать программы об армянской культуре, об армянском искусстве, об армянской истории. Точно так же мы не слышим об украинской, белорусской культуре, о Грузии, ее истории. К сожалению, такой пробел у нас наблюдается. Единственная телевизионная компания «Мир», которая специализируется на этой тематике, не в состоянии восполнить этот пробел. И конечно, нам с обеих сторон надо стремиться к тому, чтобы больше популяризировать среди российского населения, особенно среди молодежи, те достижения, которые есть у наших народов. Потому что действительно о широких связях между нашими народами знают только специалисты, в кулуарах говорим о том, как велика тяга России к армянской культуре, и наоборот. И действительно, если спросить прохожего на улице, то мало кто знает об этом.
Кожокин: Помимо 20 лет сотрудничества России и Армении есть историческое прошлое, связывающее наши страны. Кому-то независимость досталась ценой потерь и страданий, а кому-то как подарок судьбы. Армяне свою независимость выстрадали, заплатили за нее огромную цену, несмотря ни на что, сумели сохранить свой язык, культуру и национальную идентичность. Как историк, я испытываю огромное уважение к армянскому народу, который своей стойкостью, своей способностью выживать сумел выстоять и обрести свою государственность. То, что касается человека с улицы, что он ничего не знает об отношениях России и Армении, я считаю, что это не так. Приведу пример. Я ректор большого вуза. У нас учатся выходцы практически из всех регионов России и ближнего зарубежья. Для меня исключительно важно, чтобы студенты всех национальностей в идеале представляли единый коллектив. Я обычно обедаю вместе со студентами и вижу, что студенты-славяне и студенты с Северного Кавказа между собой отчуждены. Но есть группа моих студентов, которые отлично ладят и с той, и другой группировкой. Это группа студентов-армян. Часть из них живут в России, часть приехали из Армении. И я могу сказать, что значение армян для большого российского политического сообщества исключительно велико. Это я беру срез межэтнических отношений. А если мы возьмем область бизнеса? Трудно даже себе представить, что будет с нашей экономикой, если из нее выпадут армяне. И об этом прекрасно знает человек с улицы. Мы все живем в мире, где информация приходит из Интернета, с экранов телевизоров, из газет. Информационные потоки гораздо сложнее. И в этих реальных информационных потоках Армения и армяне присутствуют постоянно. Без этого российская жизнь просто невозможна.
Затулин: Я думаю, что вопрос закономерен, упреки заслуженны. Можно тысячу разных причин приводить в оправдание того, почему не популяризируются российско-армянские отношения. Вы, безусловно, правы. Современные технологии, современные коммуникации требуют новых усилий для пропаганды наших достижений, в том числе российско-армянских отношений. Не могу сказать, что Армения мало для этого делает. Хоть и есть мнение, что наши отношения безальтернативны, все же Армения больше заинтересована в стратегическом зонтике со стороны России, нежели Россия завязана на Армении в плане своей безопасности. То есть степень взаимозависимости разная. Армения и армяне в России довольно много делают для популяризации наших отношений. Союз армян России с некоторых пор превратился во влиятельную общественную организацию и делает для этого все. Но, видимо, надо войти в положение Армении, которая вынуждена устанавливать отношения со многими странами, со всем миром. И естественно, это сужает объем ресурсов для пропагандистских целей, которые могли бы быть использованы на российском направлении. Со стороны России, как мне кажется, тоже делается недостаточно. Та роль, которую играли армяне на кавказском направлении за столетия российской истории, как мне кажется, недостаточно оценена.
Сегодня среди целого ряда наших политических деятелей, региональных деятелей развиваются идеи решения национального вопроса в крайне примитивных формах, они не понимают необходимость наличия таких проводников российского влияния, каковыми были армяне на Кавказе. Или недопонимают этого, или ревнуют, комплексуют по этому поводу. К этому на региональном уровне часто примешиваются какие-то обстоятельства, которые порождают бытовую ксенофобию. Она касается не только армян, она касается и других народов. Все эти явления, к сожалению, у нас в России присутствуют. Мы сейчас столкнулись с ними и только приступаем к их решению. Это своеобразие сегодняшней ситуации, когда модно говорить о том, что сегодня надо думать прежде всего о русском населении, о русском народе. Да, это надо делать. Но надо при этом не забывать об особенностях отношений с рядом народов, которые исторически были с нами в тесном союзе, с которыми мы добивались больших успехов в своих собственных интересах. Вот на это я всегда обращаю внимание. Потому что тот примитивный национализм, который иногда звучит с политических трибун, дезориентирует людей. Недавно прошел съезд ЛДПР, где выступал Дмитрий Рогозин со своими ура-патриотическими заявлениями по межнациональным отношениям, которые носят довольно вульгарный характер. И если они будут реализованы, то могут нанести серьезный вред. Поэтому своеобразие внутреннего развития России, так или иначе, накладывается на межнациональные отношения, и мы должны это понимать. Необходимо объединять усилия для искоренения этих недостатков. Каким-то образом объяснять, пропагандировать идеи содружества, наши взаимные достижения. Иначе, если мы любим Россию, надеемся на то, что будет интеграция с нашими постоянными друзьями-партнерами, постоянное подчеркивание собственной исключительности может только навредить. Поэтому нужна государственная программа по популяризации отношений с нашими союзниками и партнерами, каковым на протяжении веков является Армения.
Эдуард Сахинов
Оставьте свои комментарии