№ 20 (179) Октябрь (16–31) 2011 года.

Армянский образовательный стандарт принят на Украине

Просмотров: 5814

Где будет сделан следующий шаг?

Отношения постсоветских Украины и Армении долгое время оставляли желать лучшего – в частности, из-за позиции официального Киева относительно нагорно-карабахского конфликта, включая продажу оружия Азербайджану. Однако после недавнего визита президента Армении Сержа Саргсяна на Украину многие наблюдатели сделали вывод о позитивной повестке дня формирующегося украино-армянского диалога.

И вот отношения двух стран получили серьезный импульс к развитию, причем в гуманитарной сфере. Министерство образования и науки Украины утвердило программу нового школьного предмета – армянский язык для начальных классов общеобразовательных учебных заведений Украины. Согласно приказу министерства от 12 сентября 2011 года № 1050 «Об учебных программах для 1–4 классов общеобразовательных учебных заведений» в соответствующий перечень программ вошел, в частности, курс армянского языка для 1–4 классов общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском (русском) языке.

Армянский язык рекомендуется в качестве предмета, рассчитанного на школы (классы, группы) с украинским языком обучения и изучением языков национальных меньшинств, а также для преподавания армянского языка в культурно-образовательных центрах и воскресных школах армянских культурно-национальных меньшинств. Авторы программы особо оговаривают: «Учитывая, что значительная часть учеников-армян учатся в школах с русским языком обучения (прежде всего в Автономной Республике Крым), данная программа армянского языка может быть рекомендована также и для учебных заведений с русским языком обучения, как предмет вариативной части». Видимо, вовсе не случайно, что авторами-составителями программы выступили заместитель председателя Крымского армянского общества по образованию, директор армянской школы Тамара Салиста-Григорян, редактор журнала «Голубь Масиса», филолог-арменист Ваган Вермишян, а также редактор армянского отдела Гостелерадио «Крым», глава «Ассоциации армянских литераторов Крыма», филолог Рушан Пилосян.

Утверждение образовательного стандарта по изучению армянского языка было позитивно воспринято в армянских общинах не только Украины, но и по всему миру. В ряде комментариев отмечалась важность этого шага для целей восстановления исторической преемственности многовекового армянского присутствия на территории Украины, неизменно вносившего позитивный вклад в развитие экономики, а также общественно-политическую жизнь различных ее регионов.

Действительно, армянские общины на территории земель, вошедших в состав современного украинского государства, появляются в период упадка Византийской империи, то есть без малого десять веков назад. В XI веке вследствие падения армянского государства Багратидов, недружественной политики Византии значительная часть армян переселилась на земли Северного Причерноморья; оттуда переселенческие потоки направлялись, в частности, в Подолию, включавшую в себя значительную часть Правобережной и Западной Украины. Наиболее известными являются армянские поселения в Каменец-Подольском и Язловце, однако в XVI – XVII веках образуются и другие общины, отличительной чертой которых является высокий уровень социально-экономического развития и организации общественной жизни: в Золочеве, Кубачивцах, Дубровице, Студенице, Умани, Баре, Жванеце, Бучаче, Подгайцах, Бережанах. После принятия в 1630 году частью армян унии с Католической Церковью часть их в Речи Посполитой постепенно ассимилировалась среди местного польского населения, а часть – эмигрировала в Крым. Тем не менее, еще в первой половине XX века в Галиции насчитывалось 5500 армян-католиков, в ведении которых находились 9 приходских церквей, 16 часовен, монастырь бенедиктинок во Львове.

Из книг польских авторов мы узнаем, что еще в начале XVIII века армяне во многих местах Центральной и Западной Украины говорили между собой по-армянски. Несмотря на сужение социальной функции армянского языка, он преподавался в церковно-приходских школах, а затем, уже в XX веке, – в государственных общеобразовательных школах, открытых в первые послереволюционные годы. Опыт Советской Украины в деле организации образования на армянском языке весьма интересен. Так, еще в 1919 году при Наркомате просвещения республики основываются национальные секции в целях «удовлетворения культурных потребностей широких масс населения Украины»; властями организуется обучение на языках различных национальностей. Наибольшее количество армянского населения Украины на тот момент было сосредоточено в Харькове, и именно там открывается первая армянская секция при областном органе управления народным образованием. Интересно, что в то время армянская школа в Харькове первоначально существовала как церковная и находилась в одном помещении с церковью. С 1921 года создается государственная сеть национальных школ. В середине 1920-х годов на территории Украинской ССР функционировало 4 армянские школы с 475 учащимися, а уже к 1929/30 учебному году их число увеличилось до 10. Школы, как, например, в Одессе, работали по 7-летней программе, причем все предметы, кроме русского языка, преподавались на армянском. Среди учителей было много высококвалифицированных специалистов. В херсонском селе Станислав существовал единый армянский сельскохозяйственный коллектив, в котором в 1926 г. открылась армянская школа. В Николаеве была создана армянская школа, в которой по состоянию на 1928 год учились 91 человек и работали 8 учителей. Армянские школы также открылись в городах Сталино, Макеевке, Мариуполе, Днепропетровске, Артемовске. За исключением Киева, в остальных украинских городах наблюдалось стремление к созданию армянских школ – даже в тех местах, где армянское население было незначительным.

Однако в 1930-х начинается кампания по реорганизации и ликвидации национальных учебных заведений. Сократилась и сеть армянских школ: к 1935 году их остается уже только 6. Кроме того, многие учителя были подвергнуты репрессиям, что создало предпосылки для окончательной ликвидации национального образования на Украине. В Харькове армянские школы закрываются к 1941 году, в Крыму – в 1944 г., а армянские духовные школы с изучением армянского языка в Западной Украине – годом позже.

Возможности по изучению родного языка, но уже в форме воскресных школ вновь появляются у армян Киева и Крыма в конце 1980-х годов. По информации портала армян России «Еркрамас», за двадцать лет независимости Украины на базе средних учебных заведений и культурных центров было открыто более 30 армянских воскресных школ, где преподают более сорока педагогов и обучаются около пятисот учеников. Некоторые из них добились серьезных успехов. Так, симферопольская армянская школа по итогам конкурса учебных заведений армянской диаспоры была признана в 2011 году одной из лучших в мире.

…В постсоветский период численность армян Украины заметно возросла, причем структура миграционных потоков и особенности трансформаций общественной жизни обновляющихся общин во многом идентичны происходящему в России. Армяне и в России, и на Украине являются сравнительно «молодой» группой населения, если взять период обретения ими «новой» родины. Согласно данным некоторых исследователей, у армян (как, например, и у немцев) число тех, кто хотел бы, чтобы его дети знали национальный язык, превышает число тех, кто сам знает язык. Безусловно, это свидетельствует о сознательном выборе и об эмоциональной привязанности к национальному языку, который остается безусловной ценностью, основополагающим критерием национальной идентичности для людей, волею разных обстоятельств покинувших за последние 20 лет Республику Армения.

Так что внимание со стороны государственных структур к культурно-языковым и образовательным запросам армянской общины, становящейся заметным фактором внутренней политики на Украине, вполне понятно. Тем более что ксенофобские, националистические настроения, становящиеся по мере углубления экономического кризиса постоянным негативным фоном общественных настроений, способны ощутимо сказаться на росте межнациональных конфликтов уже в среднесрочной перспективе почти во всех постсоветских государствах.

Украинский опыт, без сомнения, может пригодиться и для России с ее крупнейшей в мире армянской диаспорой – около миллиона ее представителей, по оценочным данным, проживают в Москве и Московском регионе (другие крупные общины находятся на территориях Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области). Сказать, что в части развития образования на армянском языке в России не делается ничего, было бы неверным, однако данный вопрос, видимо, нуждается в дополнительном правовом регулировании на уровне профильного министерства.

Всего в России действует менее 20 государственных общеобразовательных школ с армянским этнокультурным компонентом. Наибольшее количество таких школ находится в Краснодарском крае и Ростовской области; в Москве же функционируют 4 подобные школы, чего, по всей видимости, недостаточно. Помимо общеобразовательных учебных заведений на территории РФ действуют также воскресные школы (по данным на 2008 год – примерно 100), а также курсы по изучению армянского языка при школах и различных общественных организациях.

В государственных школах Российской Федерации при изучении армянского языка, армянской литературы и истории Армении используются в основном учебники для русских школ советских времен, а также изданные в Армении за последние годы учебники армянского языка и литературы. В этом отношении утверждение начального курса по изучению армянского языка Министерством образования и науки Украины является хорошим примером, который достоин изучения и в России. Представляется, что различные организации армянской диаспоры в России не должны снижать своей активности в привлечении внимания местных и федеральных властей к данному вопросу – очевидно, что полагаться на инициативный подход «профильных» чиновников в нынешней ситуации не всегда уместно. Между тем, все нужные заявления о пользе содействия изучению и распространению армянского языка в качестве этнонационального компонента в российской общеобразовательной системе давно сделаны – пора воплощать их в конкретные действия. Имеется и положительный опыт. Так, наиболее известная армянская школа Москвы №1110 (с 2009 года – № 2042) – одно из ведущих билингвальных общеобразовательных учреждений страны – несколько лет назад стала победителем конкурса средних образовательных учреждений в рамках президентского национального проекта «Образование».

Хотелось бы заметить, что, в отличие от России (и теперь – Украины), в других странах СНГ и в прибалтийских государствах действуют исключительно армянские воскресные школы и курсы по изучению армянского языка. В той же Америке с ее сетью государственных школ (страдающих, впрочем, теми же «болезнями», что и перманентно реформируемое российское образование) армянские школы носят исключительно частный характер…

Актуализация языкового компонента в этническом самосознании не только армян, но и представителей других народов России свидетельствует о высоком уровне их интеллектуальных запросов и культурной ориентации в сфере национальной духовной культуры, языковых форм профессионального искусства. И неотъемлемая функция государства – создавать необходимые условия в языковой сфере, понимая, что максимальная самореализация возможностей всех его граждан является необходимым залогом общественного здоровья и развития.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

  1. В диаспоре армянский язык изучать просто необходимо!
  2. Полностью с вами согласен, уважаемый князь Аматуни!
  3. и Тарасу Бульбе!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты