В Азербайджане с Симом обошлись по-хамски
Шотландский научный работник Стивен Сим описал свои впечатления от визита в Нахиджеван - историческую армянскую территорию, оккупированную Азербайджаном. Поскольку обличительный доклад Сима 2006 года не освещался в международной прессе в достаточной степени, мне хотелось бы в этой статье представить некоторые важные моменты из этого доклада.
Сим сообщил, что он приехал в Нахиджеван на автомобиле через турецкую границу и двинулся к селу Абракунис, расположенному в долине Ернджак. Когда он спросил мальчика лет 12, где находится сельская церковь, то мальчик показал на пустующий участок земли.
Затем Сим посетил село Бананияр, которое армянам известно под названием Апаранк, где, по его словам, «в центре села, по крайней мере, до 1970-х годов находились развалины большой средневековой церкви. Теперь на месте бывшей церкви построена мечеть». В Норашене, у северо-западного края деревни, были когда-то две армянские церкви и кладбище. Никаких следов церкви или кладбища он там не обнаружил.
На третий день, когда Сим ехал в Джульфу, то заметил руины кладбища Джуги. Он сообщил, что видел «покрытые каменными плитами три горных хребта и холм. Все без исключения надгробные плиты были перевернуты».
В Ордубаде Сим подвергся приводу в полицию, где его допросили относительно цели визита и обыскали сумку. Затем на следующем автобусе его отправили в город Нахиджеван. Оттуда он поехал в Шурут, который «в конце Средневековья был маленьким армянским городом со своими церквями, школами, монастырями, библиотеками и населением в несколько десятков тысяч человек».
Следов местной армянской церкви, расположенной по соседству с деревней Крна, уже не было. Та же ситуация была и в селе Гах. Когда у нескольких прохожих Сим спросил о церкви в селе Шурут, то один из них ответил, что церковь была уничтожена.
В селе Шурут Сим столкнулся с группой сельчан. Когда он сказал, что приехал посмотреть на старинную церковь, те ему ответили, что в деревне никогда церкви не было. Как только он выехал из Шурута, водитель такси сказал Симу, что жители деревни позвонили в полицию Джульфы и что сотрудники правоохранительных органов, вероятно, ждут его на дороге.
Полицейские действительно уже ждали Сима. «Полицейский сел в такси на заднее сиденье и спросил, есть ли у меня топографическая карта и этнографическая книга», - рассказывает шотландский исследователь. Когда Сим ответил отрицательно, полицейский быстро обыскал его сумку. В Джульфе Сима остановили возле отделения полиции, где его сумку вновь досмотрели. Некоторое время путешественник простоял в коридоре, после чего его отвезли в гостиницу города Араз. Продержав Сима три часа, его освободили. Из его сумки «вытащили все вещи и тщательно осмотрели, чтобы выяснить, нет ли в сумке потайных карманов».
Сима спросили о его работе: сколько он зарабатывает, кто спонсирует его визит в Нахиджеван и почему он потратил собственные средства на приезд сюда. Полицейские скрупулезно проверили записи Сима, а также все фотографии на его цифровом фотоаппарате. Их внимание особенно привлекла фотография, сделанная в городе Нахиджеван. «Это была каменная плита, которую я видел в саду напротив усыпальницы Момина Хатун, окруженной каменными надгробиями в форме капители. На этом камне был высечен крест, который устремлялся ввысь из прямоугольной основы».
Азербайджанские должностные лица сказали ему, что это не крест. Сим ответил, что прочитал о церкви в одной армянской книге. Они рассерженно ответили: «Это неправда. Там написана ложь. Понимаете, армяне всегда обманывают, всех обманывают».
Они также отметили, что «в Нахиджеване никогда не существовало ни одной армянской церкви. Ни один армянин здесь никогда не жил, следовательно, откуда здесь могли взяться церкви?» Азербайджанцы сказали Симу: «Думаем, что вы приехали в Азербайджан с недобрыми для нас намерениями».
Сим отметил, что неприятные впечатления от визита в Нахиджеван «в некотором плане приоткрыли отношение азербайджанцев к армянам и ко всему армянскому».
В докладе видно, почему для армян Арцаха вновь жить под игом азербайджанцев невозможно.
Если азербайджанцы проявили подобное отношение к шотландскому путешественнику, то представьте, насколько хуже азербайджанцы обращались с армянами до освобождения Арцаха.
Арут Сасунян, редактор газеты «Калифорнийский курьер», специально для «НК»
Оставьте свои комментарии