Как Аматуни встретился с Араратом
У каждого из нас есть мечта, к которой стремишься всем сердцем. Для меня такой мечтой было желание осуществить восхождение на обе вершины Арарата, теперь уже со своим сыном и развернуть вместе с ним флаги Армении, Арцаха, Джавахка и Святого Эчмиадзина. Так и случилось, все эти флаги подняты: Армении и Арцаха – к 20-летию независимости обеих республик, флаг Джавахка – к 90-летию присоединения к Грузии и флаг Католикоса всех армян Гарегина II – в связи с празднованием его 60-летия.
Мое четвертое свидание с родным и уже знакомым практически со всех сторон Араратом, но уже вместе с сыном Аматуни состоялось. О сыне я хотел бы сказать отдельно. В этом году ему исполнилось шесть лет, и это восхождение было не только физическим рекордом для самого молодого горовосходителя, но и патриотическим воспитанием чувств. С трех лет он преклоняет свои колени совместно со мной в молитвах нашему Господу Иисусу Христу и с этого же возраста занимается спортом. Но все эти тренировки невозможно даже сравнить с восхождениями в горы, ведь здесь требовалось от него терпение на протяжении всего пути и борьба с усталостью, холодом, обезвоживанием организма, сердцебиением – со всем этим маленькому Аматуни предстояло познакомиться впервые. И к чести сына могу сказать, что он меня, повидавшего и преодолевшего не одну вершину мира, удивил своим духом и способностью терпеть боль, усталость и просто выносить недетские нагрузки. Теперь я с уверенностью могу сказать: «За мной идет сильнее меня», и это радует меня, как отца особенно. Ведь вершиной моей радости и безграничного счастья был тот миг, когда я стоял на вершине Арарата с сыном, видя, как через боль и усталость, со слезами на глазах пройдя все же весь путь, своими маленькими ручонками, забыв обо всем, он с радостью держал вместе со мной флаг Армении!
С самого начала мы с Аматуни отправились в непростое путешествие в Стамбул, где встречались с братом Гранта Динка и журналистами армяно-турецкой газеты «Агос», затем наш путь лежал в Малатию – на родину Динка (я снимаю фильм о нем), правда, выйти со мной на улицы города и взять интервью у обычных прохожих местные армяне напрочь отказались. Затем мы отправились в Ван, где обследовали крепость Урарту и молились в церкви
Сурб Хач на острове Ахтамар. И конечно же самым сложным для нас оказалось расставание с райской водой самого озера Ван. Отсюда мы и направились к священному Арарату. Перед восхождением мы успели посетить дворец Исаак-паши и крепость Баязет.
А затем началось наше восхождение. Высадили нас на высоте 2200 метров Большого Арарата, откуда мы начали свой путь к первому лагерю, расположенному на высоте 3200 метров. Преодолев его за пять с половиной часов и установив палатку, Аматуни вовсе не улегся в нее отдыхать, а продолжал активно двигаться, даже бегать и прыгать, что свидетельствовало о его хорошем состоянии. Все это обещало на следующий день благополучное продолжение нашего пути наверх во второй лагерь, на высоту 4200 метров. Встав в 8 утра и позавтракав, мы двинулись в дорогу и 14 августа в 15 часов 45 минут достигли второго лагеря. Путь на высоту 4200 метров несколько круче по сравнению с подъемом в первый лагерь. Дорога на Большой Арарат уже настолько утрамбована и протоптана бесчисленными экспедициями, что не представляет особой технической и физической сложности. Кстати, курды там наладили хороший бизнес, оказывая всевозможные услуги альпинистам – подъем груза на лошадях, приготовление пищи и т.п.
И конечно же в 2000 году, когда только был открыт Арарат для международной экспедиции, все было совсем не так. Тогда мы несли все на себе сами, и готовили еду себе сами, и дороги никакой не было. Везде было чисто и девственно. Сейчас же множество оставленных туристами куч мусора никак не может радовать глаз. Достигли второго лагеря мы уже не так легко, ощущалось, что это уже немаленькая нагрузка для
6-летнего мальчика. По ходу курды предлагали без оплаты посадить Аматуни на лошадь и поднять наверх, но мы так же вежливо отказывались от подобной услуги. При виде самого молодого альпиниста многие взрослые горовосходители, проходившие мимо, приходили в изумление.
Следующий наш путь лежал к Малому Арарату. Отдохнув несколько дней, мы с Аматуни и с моим помощником-курдом по имеи Нури (с ним я знаком еще по совместному участию в экспедиции американского исследователя в 2008 году в поисках Ноева ковчега) 20 августа в 5 часов утра выехали на автомобиле к подножию Малого Арарата, достигнув места высадки на высоте 2000 метров через 2 часа. В 7 часов 15 минут началось долгое восхождение на вершину Малого Арарата. И тут Нури оказался прав, говоря, что восхождение на Малый Арарат гораздо труднее и изнурительнее, нежели на Большой Арарат.
Чем ближе мы подходили к вершине, тем сложнее становился подъем, переходя с сыпухи на скальные участки с узкими проходами перед самой вершиной. В какой-то момент я как отец даже пожалел, что повел сына на Малый Арарат, но позже осознал, что эта победа над самим собой сыграет немаловажную роль в формировании характера моего сына. Поэтому не зря от очевидцев-альпинистов он получил прозвище «Биг Мен». Мы продолжили путь наверх, но за 50-70 метров до вершины сын вдруг сел на склоне горы и сквозь слезы промолвил, что идти дальше не может, и даже на мое предложение посидеть и подождать меня, пока я схожу на вершину и вернусь, кажется, готов был согласиться, но я-то знал, что этого не будет. В этой непростой ситуации пришлось проявить волю и заставить Аматуни идти дальше. Если поставил перед собой цель, то надо идти до конца, если устал, терпи, сказал я ему. Наконец, когда, казалось, мы уже достигли вершины, преодолев скальные участки, выяснилось, что это всего лишь ложная вершина. Если подниматься со стороны Турции, то эта вершина кажется самой высокой точкой Малого Арарата. Но дойдя до этого места, следует спуститься вниз, где находится песчаное дно высохшего озера, затем вновь подняться наверх, и только после этого уже будет видна настоящая вершина Малого Арарата, высота которой 3927 метров. В 16 часов 35 минут мы, наконец, достигли настоящей вершины. Отсюда человеческому глазу открывается прекрасная панорама на реку Аракс, на армяно-турецкую границу, на Нахичевань и на иранскую границу.
Запечатлев все флаги, которые с нами были и на Большом Арарате, мы с сыном провели на вершине Малого Арарата целый час. Честно признаться, я немного нервничал, думая о предстоящем спуске, ведь после 10-часового подъема нам предстоял не менее сложный спуск, на который должно было уйти как минимум около 5 часов. Вскоре мы приступили к сложному и местами опасному спуску. Большую часть пути вниз я держал сына за руку, временами поддерживая и подстраховывая его. Но самое главное для меня было то, что в глазах сына я ни разу не увидел ни страха, ни робости. Достигли мы подножия горы уже затемно. Аматуни отлично справился и с этим испытанием, я расцеловал своего сына, полный уверенности: именно за такими, как он, и есть будущее нашей Армении и армянского народа! В награду наутро ему были вручены два сертификата за восхождение на Большой Арарат на высоту 4200 метров и на вершину Малого Арарата. Так сбылась моя мечта с сыном совершить восхождение на обе вершины – Большой и Малый Арарат.
Сергей Кайфаджян
Оставьте свои комментарии