Армянофобия – государственная доктрина Азербайджана
Обозначая врагов азербайджанского народа, президент Азербайджана Ильхам Алиев «основным и главным» назвал «мировое армянство и находящихся под его влиянием лицемерных, погрязших в коррупции и взяточничестве политиков». Врагами азербайджанцев стали в одночасье все 10 млн армян, живущих в разных странах мира!
Что касается «подкупа коррумпированных политиков», то администрация азербайджанского президента и «Фонд Гейдара Алиева» не имеют себе равных. Они могли бы поделиться богатым опытом на поприще покупки услуг «друзей», издав, к примеру, «пособие» на этот счет, и даже провести нечто вроде «мастер-класса», пригласив для наглядности ряд парламентариев из Британии и ПАСЕ, а также российских журналистов, политологов, бывших партийных функционеров, ставших сейчас «писателями», и других.
Такую демонстрацию ненависти к армянам нельзя объяснить исключительно карабахским синдромом. По-моему, все эти годы правящий класс Азербайджана «посыпает голову пеплом» не столько от ухода Нагорного Карабаха из-под власти Баку, а скорее от невыносимой мысли, что азербайджанская армия, имевшая преимущество и в вооружении, и в живой силе, потерпела поражение от необученных военному искусству армянских ополченцев. Азербайджанцам даже не помогла поддержка 23-й российской дивизии.
Ненависть к армянам (разумеется, с оглядкой на Москву) была присуща и советскому партийно-государственному руководству Азербайджана. В многонациональной республике действовала негласная, но продуманная в деталях практика апартеида в отношении армян и других национальных общин.
Мой школьный приятель, имевший высшее профильное образование, прекрасный организатор, владевший азербайджанским лучше, чем многие азербайджанцы, и, конечно же, член партии в течение 40 лет работал только заместителем начальника отдела учебных заведений Управления железной дороги Азербайджана. За все эти годы в отделе сменилось семь начальников, но ни разу ему не предложили возглавить отдел. В кадровой политике действовало обязательное правило: директором должен был быть азербайджанец, даже если он дуб дубом, а его заместителем, т.е. рабочей лошадкой, могли быть русский, армянин, еврей и др.
Не из любви же к армянам НКАО Гейдар Алиев целеустремленно изменял национальный состав населения этой автономной области во вред коренному армянскому большинству. Именно его усилиями численность азеров в области увеличилась с 3 процентов в 1923 г. до 21,5 процента в 1989 г.: он настойчиво переселял в область азербайджанцев из других районов республики. Еще бы немного – и коренное армянское население Карабаха оказалось бы в меньшинстве на земле своих предков.
И еще об одном расисте, первом президенте современной Азербайджанской Республики Абульфасе Эльчибее. О его патологической ненависти к армянам мне поведала в Москве Сона, бывшая студентка Азербайджанского государственного университета, где в 60-70-х гг. преподавал этот фашист. По ее словам, последний предмет государственного экзамена она должна была сдавать Эльчибею. Но тот категорически отказался принять экзамен, мотивировав это тем, что армянка не может учиться в азербайджанском университете! К счастью, в университете преподавали и порядочные люди.
В завершение этой темы приведу несколько «перлов» из сегодняшней азербайджанской действительности. Руководитель администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев, которого считают «великим визирем» установленного в стране «султанского» режима, в интервью газете «Бакинский рабочий» (17 ноября 2011 г.) утверждал, будто «оппортунизм занимает приоритетное место на этнопсихологической карте армянского народа», который он обвинил в попрании «всех человеческих принципов».
Директор Института истории АН Азербайджана Играр Алиев считает армянство «зловещим, человеконенавистным явлением».
Один из руководителей президентской партии «Ени Азербайджан» Сиявуш Новрузов объясняет жесткую критику международными правозащитными организациями режима авторитарной власти, которая подавляет в стране свободу слова, собраний и другие права граждан, тем, что «у этих правозащитников имеется примесь армянской крови».
А член парламента Низами Сафаров, который возглавляет комитет по культуре, с трибуны Милли меджлиса призвал министерство национальной безопасности страны выявлять и привлекать к ответственности тех азербайджанцев, которые на международных конкурсах голосуют за армян. По мнению этого «гиганта мысли», они не могут «есть азербайджанский хлеб, носить азербайджанские имена» и в то же время голосовать за исполнителя с армянской фамилией.
Трудно сказать, чего в этих сентенциях больше – безрассудства или же безнадежной тупости.
Впрочем, с кого же им брать пример, если сам Ильхам Алиев не чурается одиозных выходок? Стоило ли главе государства унизиться до уровня мелкотравчатых репортеров бульварной печати и вместе с ними зубоскалить, комментируя демонстрацию военной техники на параде в Ереване по случаю Дня независимости Армении в сентябре прошлого года?
Президент не постеснялся повторить дешевую байку насчет «нехватки» топлива в Армении. Неужели президент Азербайджана всерьез считает, что во всей Армении не смогли бы найти несколько сот литров горючего, чтобы залить ими топливные баки танков, которые показали на параде? К лицу ли президенту страны такая выходка? Неужели он не понимал, что выставляет себя на посмешище?
В последнее десятилетие антиармянский шабаш, ритуальные проявления ксенофобии, расистские выпады против армян стали вроде новой национальной идеи, охватившей умы азербайджанского общества, в первую очередь политического класса страны. Морально-нравственное и психическое здоровье той части общества, которая формирует общественное мнение, не может не вызывать тревоги у здравомыслящих граждан Азербайджана.
Международный институт освещения войны и мира (Institute for War and Peace Reporting) опубликовал 27 марта в Лондоне доклад, в котором приводится сравнительный анализ содержаний школьных учебников в Азербайджане и Армении применительно к освещению событий, связанных с карабахским конфликтом.
В докладе указывается, что в учебнике истории для 10-го класса азербайджанских школ армян называют «нашими вечными врагами», а также «фашистами» «террористами», «бандитами». «Так и должно быть, – сказал ученик 11-го класса одной из бакинских школ Гасан Нагизаде. – Нас не хотят готовить к миру. Нам не нужен мир».
Азербайджанский историк и правозащитник Ариф Юнусов считает, что антиармянские тексты школьных учебников и подстрекательская риторика делают возобновление войны более вероятным. В беседе с представителями вышеуказанного института он сказал: «Изображать армян так, как они делают это в (азербайджанских) учебниках, значит проявлять расизм. Эти дети вырастут полные ненависти, а не терпимости. Как же мы собираемся тогда достичь мира?»
Нацистская Германия готовила именно таких юношей, прививая им фанатизм, отравляя их сознание ненавистью к «недочеловекам», живущим в Советском Союзе. Гитлер формировал из них отборные дивизии СС. Движимые ненавистью, эсэсовцы безжалостно убивали советских людей. Тем не менее, фашистская Германия потерпела поражение, ибо у взращенных на ненависти к нам немцев не было той силы духа, той мотивации, того патриотизма, которые воодушевляли советских воинов на подвиги: они осознанно принимали смерть, чтобы отстоять свой дом, свою землю и Отечество! Немецкий же солдат не жертвовал собой даже тогда, когда советские войска вступили на землю самой Германии.
Ненависть, которую прививают сейчас азербайджанской молодежи, лишь калечит их психику. Она только рождает такого «героя», который ночью пробирается к спящему армянскому офицеру и хладнокровно отрубает ему голову. Неужели на этом «подвиге» труса и садиста в азербайджанских школах юношам прививают патриотизм?
Президенту Ильхаму Алиеву нужны, конечно, фанатичные янычары, с которыми он хочет завоевать Карабах и затем двинуться дальше, чтобы водрузить флаг Азербайджана над Арменией и тем самым исполнить завещание «отца нации» Гейдара Алиева . Но он забывает, что эти янычары, эти ненавистники армян придут на землю армян как захватчики и убийцы и встретятся лицом к лицу с воинами, готовыми погибнуть в бою за свой дом, семью и землю предков, поскольку знают, что их неминуемо постигнет геноцид. И надолго ли хватит этим янычарам ненависти?
Рассуждения Ильхама Алиева насчет мирового армянства – это, вместе с тем, и проявление отчаяния. Руководство Азербайджана так и не смогло склонить мировое общественное мнение к поддержке своей позиции в карабахском конфликте. Выходка президента – это и невольное признание бесплодности многолетней информационной войны, на которую уже потрачены сотни и сотни миллионов долларов, признание того, что так и не удалось внедрить в общественное сознание в мире ложь и мифы, касающиеся сути карабахского конфликта!
Суть проблемы – четкое определение политического статуса НКР в обмен на возвращение азербайджанских переселенцев на земли, занятые сейчас армянами, при непременном учете устраивающих армян условий урегулирования конфликта.
Но президент Азербайджана заявляет, что «предложения о статусе Нагорного Карабаха будут внесены в будущем в неопределенное время и в неопределенной форме» и что «азербайджанский народ никогда не согласится с каким-либо статусом Нагорного Карабаха вне Азербайджана».
Таким образом, Баку предлагает армянской стороне капитулировать на переговорах, в противном случае грозит начать войну вопреки тому, что ведущие державы мира, практически все мировое сообщество выступают только за мирное решение конфликта в соответствии с основополагающими нормами международного права – недопущение применения силы или угрозы применения силы, право на самоопределение и территориальная целостность.
Юдофобия в нацистской Германии выглядит просто детскими шалостями по сравнению с тем, каких масштабов и какой интенсивности достигла в Азербайджане разжигаемая высшим руководством государства ненависть к армянам и фашизация страны.
Безответственны, безнравственны и авантюрны отчаянные попытки президента Азербайджана представить карабахский конфликт как «межконфессиональный», втянуть в него «Организацию исламского сотрудничества» или «великий тюркский мир»!
Руководство Азербайджана тем самым признает свое бессилие в противоборстве с принципиальной и твердой позицией армянской стороны. Поэтому и делается ставка на внешние силы, не имеющие отношения к карабахскому конфликту, чтобы через них оказать давление на армян.
Выступая в ноябре 2011 г. в Астане на конференции глав тюркоязычных государств, Ильхам Алиев утверждал, будто «исторически бесспорная азербайджанская земля Зангезур, аннексированная Арменией, расчленяет великий тюркский мир». На другом таком же саммите он призывал тюркоязычные государства к «большому единению», заявляя, что «у нас есть все средства для этого», в том числе «сильная политическая воля».
Таким образом, выдвигая идею пантюркизма применительно к новым политическим условиям, президент Азербайджана выступает на пространстве СНГ как наиболее ярый и последовательный проводник младотурецкой идеи «Великого Турана», надеясь одновременно решить при этом и свои захватнические замыслы на Юге Кавказа.
В интервью турецкой телекомпании ТКТ 3 марта Алиев заявил, что «сейчас они (армяне) живут в страхе. Мы это знаем. Люди не могут постоянно жить в страхе. Они тоже прекрасно знают, что сегодня азербайджанская армия может легко восстановить суверенитет Азербайджана в Нагорном Карабахе».
Спрашивается, если может, то почему не делает? Что попусту надувать щеки, таращить глаза, грозить кулаком да пускаться ежедневно в воинственные ритуальные пляски?
Азербайджанский народ и политическая элита страны стали практически заложниками иллюзий, самообмана и каприза одного человека, ставшего, похоже, жертвой собственной пропагандистской машины, поверившего собственным хвастливым заявлениям насчет «всемогущества», «военного преимущества» и «сказочного богатства» Азербайджана, которые якобы ввергли в «оцепенение» народы Армении и Арцаха. Президент поверил в свое «всемогущество»! Этим и объясняется его агрессивность, его неадекватное поведение на переговорах по карабахскому конфликту и на других международных площадках.
Президент Азербайджана балансирует на грани войны. Блеф является важным составляющим элементом такого балансирования, но важно умение разумно и осторожно пользоваться этим инструментом. Надо полагать, что президент Азербайджана реально представляет себе катастрофические последствия любых авантюрных шагов и по занимаемой должности знаком с оценками авторитетных военных аналитиков как в России, так на Западе относительно катастрофических последствий новой войны против НКР.
Эксперты единодушны в своей оценке: азербайджанская армия не в состоянии ни сейчас, ни и в среднесрочной перспективе осуществить успешную военную операцию и захватить Карабах. Они считают, что даже при меняющемся балансе сил в пользу Баку расчет Азербайджана на блицкриг нереален.
Позицию армянской стороны вновь озвучил президент Армении Серж Саргсян. Он заявил: «Карабах был, есть и будет армянским».
Это и понятно! Иное решение грозило бы гибелью армянам Арцаха, памятуя хотя бы о том уровне слепой ненависти к армянам, ненависти, которую с таким упорством насаждает в азербайджанском обществе президентская власть,
Сдача Карабаха открыла бы «ворота» для дальнейшей вооруженной экспансии Азербайджана – захвата Зангезура, который Ильхам Алиев объявил «азербайджанской землей, аннексированной Арменией», и для продвижения дальше, чтобы «вернуть ислам в Западный Азербайджан», т.е. на территорию Армении, как торжественно завещал будущим поколениям азербайджанцев «общенациональный лидер» Гейдар Алиев.
А это означает уничтожение Армении как государства. Наш народ заплатил слишком большую цену за свободу Арцаха, за нее отдали свою жизнь лучшие сыны и дочери армянской нации. Никто не укрывался «за папиной спиной».
Одному из легендарных героев освободительной войны за Карабах, блестящему математику Леониду Азгалдяну, командиру отряда карабахских ополченцев, было 50 лет, когда в конце войны снайперская пуля оборвала его жизнь. Другому герою войны, Шагену Мегряну, уроженцу села Гюлистан и командиру первой бригады ополченцев в Шаумяновском районе, было 41 год, когда он погиб.
А что делал молодой и пышущий здоровьем Ильхам Алиев в те годы, когда его сверстники погибали в горах Нагорного Карабаха? Сейчас, конечно, куда безопаснее, восседая на «султанском троне» в Загульбах, надувать щеки и метать громы и молнии в адрес мирового армянства, а населению Арцаха грозить разрушениями, человеческими жертвами и этнической чисткой. А учитывает ли «верховный главнокомандующий», что азербайджанский воин столкнется в Арцахе с высокой мотивацией его защитников? Ведь даже бывший сопредседатель МГ ОБСЕ от Франции Бернар Фассье признал, что «победа Азербайджана в случае возобновления войны невозможна, ибо я представляю себе мужество армянских и азербайджанских воинов».
Беда Ильхама Алиева в том, что он без оглядки связал свое политическое будущее с решением карабахского конфликта только на азербайджанских условиях. А это чревато тем, что он не в состоянии будет трезво и разумно определить место блефа в ходе балансирования на грани войны.
Сейчас азербайджанский президент с упоением «играет в войну», позиционируя себя как единственного гаранта «справедливого» решения карабахского конфликта, сознательно умалчивая при этом, чем обернется новая война для всех, но в первую очередь для Азербайджана в силу более развитой инфраструктуры.
Полагаю, что Ильхам Алиев знает фразу «земля завоевывается кровью», которую историки приписывают его этническому предку османскому султану Абдул Гамиду II. Говорят, что именно так турок ответил идеологу сионизма Теодору Герцелю, когда тот предложил султану устроить через банковский дом Ротшильдов заем в размере 150 млн английских фунтов стерлингов при условии, что Абдул Гамид II разрешит балканским евреям поселиться компактно на территории Палестины. Османский султан отказал.
Но готов ли президент Азербайджана к «большой крови», понимая, что армяне заплатили за Карабах очень большую для нашего народа цену и не поддадутся угрозам и шантажу, да к тому же зная, как оценивают военные эксперты шансы Баку на победу? Сможет ли Ильхам Алиев дальше балансировать на грани войны, грозить армянам всеми карами и в то же время бездействовать? Возможно ли это в стране, охваченной истерией реванша, порожденной в первую очередь безответственным хвастовством самого президента?
При этом Ильхам Алиев не может исключить, что «кризисом доверия» воспользуются те силы в стране, которые уже нарастили значительные экономические «мускулы» и недовольны тем, что алиевский клан приватизировал политическую власть в стране уже более 40 лет назад и практически единолично владеет энергоносителями и доходами от их сбыта! Результат очевиден.
Однако и развязывание войны против Карабаха не упрочит положение президента. Против военной авантюры, которая обернется катастрофой для всего Южного Кавказа, выступает мировое сообщество, в том числе Россия, США и Франция как сопредседатели МГ ОБСЕ. К тому же неприемлемыми для правящего класса будут неизбежные последствия агрессии Баку – значительные экономические разрушения и человеческие жертвы вкупе с нулевым итогом в плане возвращения Арцаха в лоно Азербайджана. Общество не простит ему десятков тысяч загубленных жизней! Так что, куда ни кинь, везде клин! Алиевский клан оказывается в полной изоляции, Ильхам Алиев теряет власть!
И придется тогда нынешнему президенту Азербайджана обживать замки, купленные, как писала осведомленная американская газета The Washington Post, в Дубае, в престижном районе «Остров Пальм», где селятся только миллионеры и миллиардеры.
Артем Меликян, политолог
Оставьте свои комментарии