По пути независимости
9 мая в Нагорном Карабахе отмечали тройной праздник: День Победы в Великой Отечественной войне, освобождение Шуши и День Армии обороны Нагорного Карабаха. В этот день тысячи карабахцев и их гости участвовали в праздничных торжествах. И среди них – представители Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.
На вопросы нашего корреспондента отвечают:
Габрибова Мира Валентиновна, вице-спикер парламента Южной Осетии
– Мира Валентиновна! Какие у Вас впечатления от праздничных торжеств НКР?
– Впечатления великолепные, радостные. Я поздравляю всех с этим днем, желаю жителям Нагорно-Карабахской Республики одних только побед. Потому что достаточно было поражений и в вашей, и в нашей истории. Пора уже закрыть эту грустную страницу и двигаться вперед.
– Нагорно-Карабахская Республика и Южная Осетия в несколько разных ситуациях. Карабах до сих пор не признан, а Южная Осетия признана Россией. Что общего между Южной Осетией и Карабахом?
– В том, что мы признаны Россией, а вы еще не признаны, большой разницы нет. Если вы имеете в виду политическую ситуацию, наш статус фактический, а не формальный. Я желаю, чтобы Карабах был признан со стороны Армении.
– Как Вы думаете, что это даст?
– Формально это даст многое. Нас признал ряд стран благодаря России. И это уже движение в сторону Организации Объединенных Наций, в сторону членства в этой организации. В политическом плане это немало.
– Последние выборы в Южной Осетии показали, что проблемы в государственном устройстве все-таки у вас имеются… В чем, на Ваш взгляд, они?
– Я не думаю, что это были проблемы государственного устройства. Это, скорее всего, были проблемы личностного характера. У нас очень давние и древние традиции государственности. На протяжении долгих лет, пока мы приобрели признание, у нас безупречно работали все государственные институты. Государство существовало во всей полноте своей системы. У нас в этом смысле не было проблем. И особых сложностей не было. Трудности у нас были с безопасностью и официальным политическим признанием. А то, что произошло в декабре минувшего года, случилось потому, что в какой-то момент мы утратили бдительность и отдали свое государство под контроль отдельных лиц. А это всегда чревато диктатурой, тиранией.
– У Карабаха также на первом месте стоит проблема безопасности. Азербайджан постоянно угрожает войной, то же самое в Южной Осетии – Грузия жаждет вернуть Южную Осетию под свое начало…
– Грузия не признает. И это очень жаль. Признание было бы потрясающим шагом во благо самой Грузии. Если бы сейчас Грузия отказалась от своих необоснованных притязаний к нам, Азербайджан признал бы Карабах, это было бы очень красиво и правомерно. Но это уже скорее из сферы политических утопий. А что касается реальной угрозы войны… Я вам так скажу: у нас есть гарант нашей безопасности, самый надежный в мире – это Россия. А у вас гарант безопасности – это Армения. А вообще-то самый надежный гарант безопасности сам народ.
– Что скажете об Армии обороны НКР?
– Гарантом безопасности Нагорного Карабаха является Армения. Какой бы воинственной, хорошо подготовленной и вооруженной ни была Армия обороны Карабаха, все равно важно, чтобы у тебя за спиной был надежный тыл, партнер, который бросится в случае чего к тебе на помощь.
– Какие поучительные уроки для Южной Осетии Вы увидели в Нагорном Карабахе?
– Великое множество. Во-первых, то, какими темпами восстанавливается республика. Она восстанавливается так, как если бы вы очень любили свой город и свою страну. Я видела карабахскую армию. Я просто под большим впечатлением. Видела личный состав, видела технику, танковое отделение… Это просто достойно всяческой похвалы. Без всякого преувеличения. На каждом шагу чувствуется развитие и прогресс.
– Может ли Армия обороны Карабаха служить для Вас образцом для подражания?
– Конечно. Если бы готовились к войне. Но у нас иная ситуация, другие приоритеты. Я желаю жителям Нагорно-Карабахской Республики, чтобы они были признаны для начала хотя бы Арменией. От всей души вам этого желаю.
Никифорова Наталья Григорьевна, заместитель председателя правительства по социальной политике Приднестровской Молдавской Республики
– Что общего между Нагорно-Карабахской Республикой и Приднестровской Молдавской Республикой в политическом решении проблемы независимости?
– И у Приднестровской Молдавской Республики, и у Нагорно-Карабахской Республики стоит одна задача – признание собственной независимости, признание наших государств международным содружеством. Есть, конечно, свои особенности и у Нагорного Карабаха, и у Приднестровья. За Карабахом стоит сильная страна – Армения, с которой она граничит. Нам сложнее в этом плане, но мы уверены, что за нами стоит и симпатизирует нам Россия.
– Недавно вице-премьер России Дмитрий Рогозин сказал, что Молдова должна определиться – если она с Румынией, тогда Приднестровье должно быть с Россией. Как Вы прокомментировали бы это заявление?
– Позиция Дмитрия Олеговича Рогозина действительно абсолютно адекватна ситуации сегодняшнего дня. Вновь избранный президент Молдовы во всех своих последних заявлениях ориентирован на сближение с Румынией. Естественным процессом для Приднестровья является дальнейшее стремление к независимости.
– В Карабахе вся атрибутика независимости налицо. Какая картина в Приднестровье?
– Приднестровье также может гордиться своей государственной атрибутикой. Все, что присуще самостоятельному государству, в Приднестровье есть, и даже в большей степени, чем в некоторых других государствах. У нас есть своя валюта, своя банковская система, Конституция, законодательная, исполнительная, судебная власти. На самом деле существуют законы, по которым государство живет вот уже более 20 лет.
По уровню жизни сегодня Приднестровская Молдавская Республика находится на таком же уровне, что и Нагорно-Карабахская. Мы встречались с премьер-министром и министром по социальному обеспечению НКР, имели возможность сравнить параметры жизни здесь и у нас. Они в принципе совпадают. У нас задачи стоят одинаковые. Это расширение количества рабочих мест, повышение уровня социальной обеспеченности граждан, социальные гарантии.
– В свое время и в Карабахе, и в Приднестровье, да и в других непризнанных государствах, родилась идея объединить усилия. Создать коалицию, чтобы совместно решать общие вопросы политического признания их статус-кво…
– Эта идея не просто была. Она была реализована созданием так называемого СНГ-2. И с удовольствием отмечаем, что сегодня непризнанные государства Абхазия и Южная Осетия не отказываются от этой идеи и предлагают возобновить встречи и сотрудничать в рамках СНГ-2.
– Какую роль может сыграть в организации такого альянса Нагорно-Карабахская Республика?
– Нагорно-Карабахская Республика полноправный член СНГ-2, как и все остальные. Поэтому задачи по скорейшему признанию и НКР, и Приднестровья – это задачи, которые могут быть реализованы при посредничестве двух государств, которые уже признаны. Это Южная Осетия и Абхазия, которые прекрасно понимают, что стоит за стремлением наших стран к независимости.
– Какую бы оценку Вы дали сегодняшнему уровню социально-экономического и военного развития Нагорно-Карабахской Республики?
– Военное развитие по тем элементам, которые мы видели на репетиции парада, конечно, впечатляет. Достаточно серьезная и мощная армия. Что касается социально-экономического развития, то оно также на достаточном уровне. Но есть значительные перспективы для дальнейшего развития, освоения современных технологий, для развития сельскохозяйственного направления.
– Что знают в Приднестровье о жизни Нагорно-Карабахской Республики?
– В Приднестровье знают о Карабахе достаточно много. Мы очень близки, общаемся вот уже на протяжении 20 лет. И визит нашей делегации тому подтверждение.
Между нами достаточно свободный обмен информацией. Интернет позволяет узнавать обо всех событиях, наши средства массовой информации уделяют большое внимание тому, чтобы освещать все события в странах СНГ-2. На сегодняшний день в Приднестровской Молдавской Республике функционируют представительства Южной Осетии и Абхазии. Мы думаем, что было бы целесообразно открытие представительства НКР в Приднестровье. Это поможет интенсифицировать информационный и культурный обмен между нашими странами. Мы готовы помочь, и предоставим все возможности для открытия представительства НКР в Приднестровской Молдавской Республике.
Генерал-майор Свижба Александр Андреевич, первый заместитель министра обороны Республики Абхазия
– Александр Андреевич, поделитесь впечатлениями об Армии обороны НКР.
– Впечатления отличные. Чувствуется, что военнослужащие тщательно готовились к параду. Мне лично парад очень понравился.
– Как оцениваете уровень организации самой армии, ее боеспособность? Аналогичные проблемы решаются и у вас.
– После признания в 2008 году нашей государственной независимости со стороны России у нас тесное сотрудничество с Министерством обороны РФ. Сегодня мы потихоньку идем к становлению наших вооруженных сил. То, что мы видели, показывает, что Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики постоянно повышает свой уровень.
– Что собой представляет абхазская армия?
– У нас расположена седьмая российская военная база. По тем соглашениям, которые были подписаны в Москве между президентами РФ и Республики Абхазия, на территории Абхазии российская военная база обеспечивает безопасность страны. У нас также расположены пограничные войска ФСБ России, которые обеспечивают охрану наших рубежей совместно с нашим пограничным управлением.
– Часто можно услышать высказывания о том, что, несмотря на признание независимости со стороны России, внутриполитическая ситуация в Абхазии остается неадекватной…
– Это несколько некорректные высказывания. У нас развивается гражданское общество в соответствии со всеми теми атрибутами и требованиями, которые предъявляются к любому государству. Мы работаем, стараемся нормализовать обстановку.
– Какие сегодня отношения между признанной Абхазией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой?
– То, что здесь присутствуют делегации Южной Осетии, Приднестровья и Абхазии, говорит об уровне отношений между нашими странами. Я думаю, рано или поздно для НКР признание наступит. Потому что все атрибуты и требования, которые предъявляются к любому государству, есть, сегодня мы их видели. Взаимоотношения между Республикой Абхазия и Нагорно-Карабахской Республикой теплые, дружественные, братские. Тем более что на территории Абхазии проживает большая армянская диаспора. Поэтому наше нахождение здесь, наше участие в праздничных мероприятиях еще раз подтверждает высокий уровень наших взаимоотношений.
– Очень остро стоит вопрос установления железнодорожного сообщения между Арменией и Россией через Абхазию. Какова ситуация сегодня?
– Мы то всегда готовы сделать все, что от нас зависит. Но тут возникает неразрешенный вопрос конфликта с Грузией, которая и блокирует свой участок этой важной транспортной артерии. Пока Абхазия не будет признана со стороны Грузии или пока не будет подписан мирный договор, никакие вопросы, связанные с возобновлением железнодорожного сообщения, решены не будут. Хотя я не уполномочен об этом говорить, но работа в этом направлении ведется.
– Утверждается, что Грузия, стремящаяся попасть в НАТО, не станет ее членом, пока не решит вопрос с Абхазией и Южной Осетией. Что на это скажете?
– В 20-е годы прошлого века волей Сталина Абхазия была включена в состав Грузинской ССР. Плоды этого волюнтаризма мы до сих пор пожинаем. Абхазия была самостоятельной. Мы просто вернулись к своей Конституции, своему естественному состоянию. И никакого возврата в состав Грузии не будет, это невозможно. А восстановление добрых отношений с Грузией зависит от воли руководства Грузии. Одно-единственное условие – признание Абхазии со стороны Грузии как самостоятельной и независимой страны.
– Вы уже упомянули, что в Абхазии проживает большая армянская диаспора. Как она представлена в экономике, политике, руководстве страны?
– Она представлена на всех уровнях. После признания Абхазии в 2008 году этот процесс усилился. У нас многонациональная страна, и трудно выделить представителей какого-то одного народа. Но армяне вместе с нами, мы как одно целое строим свое государство.
Я хочу пожелать народу Нагорно-Карабахской Республики мира, счастья, добра, а также скорейшего признания международным сообществом государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики.
Материал подготовил Эдуард Сахинов
Оставьте свои комментарии