Армяне-католики Турции. Между Западом и Востоком
Не сегодняшний день нет достоверных данных о численности армян-католиков в мире. Однако известно, что они проживают во многих странах, в том числе в Армении, особенно на севере и северо-востоке страны.
Первые контакты армян с католическими миссионерами происходили именно в Западной Армении и Киликии (ныне восток и юго-запад Турции). Киликийские армянские цари охотно контактировали с западным миром, откуда и проникал католицизм. Боле того, у многих киликийских армянских царей жены и матери были католичками. Этот фактор играл определенную роль в восприятии католицизма среди некоторой части армянского населения Киликии.
Учитывая трудное положение армянского населения, в особенности в эпоху тюркских вторжений, западные миссионеры начали активно действовать по всей территории исторической Армении. Они, поощряя материально, обращали в католицизм сельское население, и, в частности, в тех регионах, где в результате опустошительных набегов тюркских племен условия жизни были невыносимыми. В эпицентре католических миссионеров оказались в первую очередь армяне Карина (ныне Эрзерум), Харберда, Мардина, Тигранакерта (Диарбекир), а также Битлиса, долины Муша и других регионов. Под влияние католических миссионеров попали также армяне Восточной Армении, в частности целые села в Нахиджеване и Ардвине, а также в городах Шуши и Шемахе.
Вплоть до начала прошлого столетия одним из самых католических районов считался Хоторджур, ныне северо-восток Турции. В ущелье Хоторджура имелись целые села армян-католиков. Они жили довольно изолированно и считались яростными католиками, точно так же как и армяне Ардвина.
Как замечает исследователь А. Чолакян, «принявшие иное вероисповедание армянские общины стремительно ощущали духовные, образовательные, экономические и бытовые изменения: у них появлялись образцовые гимназии, школы для совершеннолетних, красивые здания церковных школ, врачи и аптеки, возможности трудоустройства; в быту и отношениях возникали новые явления.
Традиционная же армянская община оставалась нищей, безграмотной, вызывающей насмешки, и в этой ситуации многие видели спасение именно в верообращении. Практически повсеместно обострялись отношения между новообращенными и теми, кто остался верен ААЦ. Меньшинства оказывались под запретом, армянские имения разрушались или присваивались, даже кладбища становились яблоком раздора. Сменившие вероисповедание всегда чувствовали себя защищенными перед высшими инстанциями Османской империи, а значит, и перед местными правителями и чиновниками.
Помимо защиты, предоставляемой иностранными миссионерами своей пастве, последняя пользовалась также защитой итальянских, английских, немецких, американских и французских консульств, которые делали то, что велели им миссионеры. В обмен на смену вероисповедания иностранные миссионеры защищали народ от зверств османских властей и даже своеволия армянских феодалов».
Примечательно, что, например, в Антиохии армянские католики и протестанты издевались над прихожанами ААЦ, обзывая их «эрмани, кармэр имана» («армянин – красный платок»). Вышитый красный платок, которым покрывали голову, воспринимался как символ ретроградства. А в Ардвине среди армян-католиков считалось постыдным общаться с последователями Армянской Апостольской Церкви. Жители Ангоры – армяне-католики (ныне столицы Турции Анкары) отделяли себя от других армян, именуясь франгами. Этот термин впоследствии был распространен среди других армян-католиков и ныне используется в быту у армян-католиков Грузии и Армении.
В 1830 г. турецкий султан признал армян-католиков как отдельную «армянскую католическую нацию» (миллиет), разрешив им иметь духовного предводителя. До геноцида армян в Османской Турции проживало свыше 200.000 армян-католиков. Эти данные узнаем из засекреченного архива Ватикана. Основными регионами армян-католиков считались Зейтун, Мараш, Александрет, Харберд, Адана, Мерсин, Мардин, Тигранакерт, Карин, Муш, Тортум и Хоторджур, Сгерд и Ардвин. А также многочисленные общины в Стамбуле, Анкаре и Бурсе. Часть армян-католиков эмигрировала из Муша, Карина и Ардвина на юг Грузии и север Армении. После геноцида 1915-1921 гг. число армян-католиков в нынешней Турции не превышало 30.000. Все армяне-католики, проживающие в ущелье Хоторджура, были уничтожены. Хоторджур считался одним из самых развитых регионов. Уровень жизни в этой изолированной армянской католической общине был настолько высоким, что возбуждал недовольство среди соседних турок и лазов, которые во время геноцида армян убили хоторджурцев, разграбив их имущество. Были стерты с лица земли армянские католические села Ардвина. Тотальному истреблению подверглись все католики в городе Евдокия (ныне Токат). Из 400 католических армянских семей Мидьята после геноцида уцелели лишь 24. Такая же учесть постигла армян Мардина и Тигранакерта. Одним из первых турками был убит влиятельный лидер армянской духовной общины Мардина Игнатиус Малоян. Часть киликийских армян-католиков вместе с французами и немцами смогла выбраться из региона, оказавшись впоследствии на Западе. Другая часть переселилась в Сирию и Ливан, где уже существовали армянские католические общины.
Известно, что в середине 30-х годов оставшиеся армяне-католики Мардина и Мидьята вместе с местными ассирийскими католиками (халдеи) эмигрировали в Бельгию, Францию, США и Латинскую Америку.
Что касается общины армян-католиков Анкары, то она существует и ныне. Община в языковом плане отуречена. Сохраняя историческую память о своем армянском происхождении, армяне-католики Анкары в то же время ведут типично западный образ жизни. Имена у них западноевропейские: Альфонс, Мадлен, Элизабет, Жерар, Натали, а фамилии отуреченные: Дарчиоглу, Сапунджи, Якубоглу, Чимишкоглу и т.д. Они посещают католическую церковь в Анкаре, участвуют в латинских литургиях. Поддерживают связь с европейскими фондами и благотворительными организациями, не контактируя с представителями Армяно-Григорианской общины города. Число армян-католиков в Анкаре, по различным данным, составляет от 900 до 1500 человек. Отдельные семьи проживают в соседних с Анкарой маленьких городах.
Другой относительно большой общиной являются армяне-католики Стамбула. Они подчиняются армянскому католическому архиепископу Стамбула. В отличие от армян-католиков Анкары, община Стамбула довольно организованна. Последние имеют свои благотворительные учреждения, больницы, лицеи и гимназии. Действует 12 армянских католических церквей в знаменитых районах Стамбула: Бейоглу, Таксим, Кадикей, Ортакей, Каракей, Бююкада, Еникей и др.
В отличие от армянской католической общины Анкары, армяне-католики Стамбула поддерживают связь с остальными соотечественниками и играют весьма важную роль в общинной жизни. За последние годы власти Турции встречаются также с лидерами армян-католиков страны, отмечая особую роль этой религиозной группы армян.
Резиденция Патриарха армян-католиков из Турции с Киликии была перенесена в Ливан, где находится и поныне. Первым Патриархом армян-католиков был Абраам – Петрос Ардзивян (1737-1749), а ныне Патриархом является Нерсеc Петрос XIX Тармуни, его резиденция в Бейруте.
Что касается оставшихся армян-католиков Турции, то кроме Стамбула и Анкары имеются малочисленные семьи в Мерсине, Искендеруне, Диарбекире и Мардине, где имеются армяно-католические церкви.
В целом история распространения католицизма среди турецких армян не особо изучена и требует внимательного подхода, так как, несмотря на свою малочисленность, армяне-католики Турции играют значимую роль в жизни страны.
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии