Ереван: между Москвой и Вашингтоном
Подведение итогов парламентских выборов в Армении совпало с важными событиями в России и США, способными непосредственно затронуть интересы южно-кавказского государства. В Москве прошла неформальная встреча лидеров стран СНГ – первая после вступления в должность избранного президента России Владимира Путина. В США, в Чикаго 20-21 мая состоялся саммит глав государств НАТО, обсудивших вопросы дальнейшего функционирования альянса, явно обозначающего свои претензии на роль глобальной доминирующей силы.
Политики и эксперты в Ереване достаточно долго рассуждали о том, кто из прибывшей в Москву армянской делегации с кем встречался, пытаясь делать на этом основании далеко идущие выводы. Определенная интрига была связана также с вероятным визитом президента Армении в бывшую «столицу» американской мафии, в самом факте которого усматривался некий символический подтекст.
Впрочем, интрига разрешилась достаточно быстро – уже в первый день саммита в Чикаго. Президент Армении, несмотря на имевшееся приглашение, туда не приехал, как, напомним, и на предыдущую встречу лидеров альянса в Лиссабоне. Аналогичным образом поступили приглашенные на саммит главы государств Центральной Азии, направившие вместо себя министров иностранных дел.
В связи с отсутствием Сержа Саргсяна в Чикаго известными информационными ресурсами в Армении выражалась откровенная досада, которую понять в общем-то можно. Несомненно, у США, составляющих политико-идеологическое и военно-техническое «ядро» Североатлантического альянса, имеется своя «повестка дня» в диалоге с каждой из стран постсоветского пространства, не исключая Армению.
Вовсе не случайно середина мая была полна «подмигиваний» из-за океана в адрес как армянских государственных структур, так и общества, которому предложили эмоционально прореагировать на мало к чему обязывающую резолюцию палаты представителей штата Род-Айленд от 17 мая, появившуюся весьма «ко времени». В документе содержался адресованный президенту и конгрессу призыв к признанию независимости НКР. Одновременно подкомитет по зарубежным операциям комитета по ассигнованиям палаты представителей США предложил увеличить гуманитарную помощь Карабаху с 2 до 5 млн долларов в 2013 финансовом году. Одновременно было отклонено предложение администрации Обамы по уменьшению помощи Армении на 7,5 млн долл. Решение комитета конгресса оказать прямую помощь Нагорному Карабаху вызвало вполне прогнозируемое недовольство официального Баку. Впрочем, глава парламента НКР обратил внимание на неконкретный характер инициативы американских законодателей, не получившей пока поддержки в конгрессе.
Совпадение принятия «род-айлендовской» резолюции с подведением итогов выборов в Армении может свидетельствовать о растущей заинтересованности и вовлеченности США, применяющих для тонкой настройки и поэтапной корректировки внешнеполитического курса Армении целый набор инструментов в формате так называемой «мягкой силы».
В этом смысле можно понять одобрительное отношение к возможному (но так и не состоявшемуся) визиту президента Армении в Чикаго, трактовавшееся ангажированными СМИ вполне определенным образом. Предметом оживленных комментариев стал также факт неприезда в США Владимира Путина, интерпретировавшийся весьма своеобразно. Так, по мнению одного популярного в Армении интернет-издания, «сейчас Армения больше, чем когда-либо, нуждается в засвидетельствовании своей самостоятельности, особенно по горячим следам выборов парламента».
Примечательно, что самостоятельность трактуется исключительно в контексте дистанцирования от России и большего вовлечения, пусть и на парадно-дипломатическом уровне, в деятельность евро-атлантических структур.
Между тем, подобное умозаключение в лучшем случае требует серьезных доказательств. Обоснованность решения Владимира Путина не ехать в США получает все новые подтверждения. Согласно комментариям некоторых экспертов, предполагалось, что на предстоящей в Кэмп-Дэвиде встрече «Большой восьмерки» от России стали бы требовать (пусть в завуалированной форме) «сдачи» Сирии и Ирана, а также отказа от политики евразийской интеграции и сокращения ее тактического ядерного оружия. В принципе, поведение Обамы в ходе переговоров с отправившимся в Кэмп-Дэвид премьер-министром Дмитрием Медведевым подобное предположение подтверждает – по крайней мере, в том, что касается сирийского сюжета…
Что же касается Армении, то здесь у Вашингтона и Брюсселя также наличествуют неоднократно декларировавшиеся интересы, и предполагать, что они каким-то образом сочетаются с укреплением региональных позиций Еревана, могут разве что самые отчаянные оптимисты. Скажем, усилит ли степень самостоятельности Армении возобновление так называемого «армяно-турецкого диалога», к продолжению которого в начале мая еще раз призвал влиятельный американский совет по международным отношениям (другой известный англо-сакский проектировщик – «Чатам Хаус» – посвятил поиску путей налаживания армяно-турецкого диалога специальное заседание). Или к каким последствиям приведет утрата доверия в диалоге с Тегераном, являющимся важным «окном в мир» как для Армении, так и – опосредованно – для Нагорно-Карабахской Республики? Да и сам карабахский вопрос, ставший официально объявленной причиной отказа армянского лидера ехать в Чикаго.
Несмотря на «подмигивания» из Род-Айленда, коллективная позиция альянса остается прежней, на что обратил внимание глава МИД Армении Эдвард Налбандян на встрече с главами армянских общественно-политических и религиозных организаций Чикаго: «В текст включены поверхностные формулировки по вопросам решения конфликтов на Южном Кавказе и в Молдавии, что, несмотря на определенные изменения в сравнении с Лиссабонской резолюцией, противоречит подходам сопредседателей Минской группы ОБСЕ...»
Кроме того, практически во всех публикациях американских и британских авторов, более тонко или более определенно, присутствует тезис о связи армяно-турецкого процесса с нагорно-карабахским урегулированием. Например, авторы доклада, подготовленного авторитетным американским советом по международным отношениям, отмечают: официальный Вашингтон в очередной раз должен попытаться помочь туркам и армянам продвинуться вперед на пути реализации известных протоколов 2009 года.
Улучшение отношения Анкары с Ереваном способно снизить напряженность, периодически возникающую в отношениях между Турцией и США в связи с армянским вопросом, что поможет укрепить турецкое лидерство в регионе. В свою очередь, это также улучшит атмосферу для урегулирования нагорно-карабахской проблемы, и Соединенные Штаты должны активно поощрять такого рода урегулирование. Представляется, что, несмотря на отдельные отрицающие эту неразрывную связь мнения, в Ереване также вряд ли испытывают какие-либо иллюзии на этот счет.
Разумеется, неприезд в США не отменяет необходимости вести непростой диалог с Западом – что для Москвы, что для Еревана. И по возможности избегать ситуаций, когда пришлось бы сталкиваться с предложениями, от которых трудно отказаться. 22 мая заместителем министра иностранных дел Ашотом Овакимяном и послом США Джоном Хефферном было подписано американо-армянское соглашение о безопасности в сфере охраны границ. Документ направлен на выявление и предупреждение случаев передачи оружия массового уничтожения, несанкционированных материалов и технологий через территорию Армении.
В соответствии с соглашением, США предоставляют соответствующее оборудование и технологии. Однако уровень сотрудничества в сфере безопасности Армении с западными странами и с Россией качественно различается, на что недавно обратил внимание премьер-министр Тигран Саркисян. Упомянув несколько составляющих взаимодействия с НАТО (двусторонние консультации, обмен опытом, программы обучения военнослужащих, участие в современных проектах и миротворческих операциях), он охарактеризовал их как незначительные по сравнению с программами, действующими в рамках ОДКБ.
Приоритетный характер для Еревана России и ОДКБ в сфере военно-политического и военно-технического сотрудничества был недавно еще раз подтвержден также генеральным секретарем организации Николаем Бордюжей. Российская военная база в Армении является структурообразующим компонентом обеспечения национальной безопасности страны, позволяя национальной армии уделять основное внимание восточной линии границ Армении и Нагорного Карабаха с Азербайджаном.
Действующая с 2010 года новая редакция соответствующего договора предполагает расширение сферы ответственности 102-й базы, включая обязательства Москвы, связанные с обеспечением безопасности Армении в случае угрозы нападения отнюдь не только со стороны Турции. При этом НАТО не дает никаких гарантий безопасности Армении в случае агрессии против нее. На параде 9 мая 2012 года в Степанакерте натовских образцов вооружений тоже замечено не было…
Вне всякого сомнения, российско-армянский диалог на всех уровнях необходимо продолжать, придавая ему системный характер, мало подверженный соображениям текущей политической или иной конъюнктуры.
Андрей Арешев
Оставьте свои комментарии