Сирия: чем закончится геополитическое противоборство в «солнечном сплетении» мира?
Сирийский узел вот уже на протяжении многих месяцев остается основным «нервом» мировой политики. Вопреки нетерпеливым прогнозам западных и некоторых арабских СМИ, правительство Башара Асада, опираясь на поддержку большинства населения страны, продолжает отражать атаки террористического интернационала, собранного буквально со всего мира.
По сведениям некоторых местных СМИ, на территории Сирии действуют группы спецназа Великобритании, Франции, Турции. Президент США Барак Обама подписал «разведывательную ориентировку», разрешающую ЦРУ и другим американским ведомствам оказывать помощь сирийским повстанцам. Западные спецслужбы предпринимают максимум усилий по консолидации отрядов мятежников с последующим превращением их в полноценную армию, обладающую в том числе и тяжелым вооружением. Решение Кофи Аннана отказаться по истечении срока полномочий от поста спецпредставителя ООН и ЛАГ и его прощальный призыв к Башару Асаду уйти со своего поста (надо полагать, по желанию орудующих в Сирии сил международного терроризма) свидетельствуют об окончательном провале его изначально двусмысленного и ущербного плана, де-факто уравнивавшего законные власти страны и шайки разбойников.
Думается, вовсе не случайно изменение тактики и стратегии действий вооруженной оппозиции связывают с недавним заседанием такой влиятельной международной структуры, как Бильдербергский клуб. Если раньше мятежники стремились установить контроль над отдельными районами страны, параллельно блокируя и терроризируя алавитские, друзские, христианские анклавы, то затем усилия были сконцентрированы на дестабилизации Дамаска.
После неудачи в сирийской столице и ее пригородах основной вектор усилий был направлен на торгово-экономическую столицу страны – Алеппо. Столкновения в этом городе носят особо ожесточенный характер. В своих действиях вооруженные бандиты используют классическую тактику «эскадронов смерти»; другим их преимуществом является практически полное доминирование выгодной им точки зрения в информационном пространстве.
Политическим прикрытием стала прошедшая в Каире (при поддержке вашингтонского Института Брукингса) учредительная конференция новой оппозиционной группировки – «Совета стражей сирийской революции», по итогам которой было объявлено о формировании так называемого «переходного правительства Сирии». Неформальная коалиция так называемых «друзей Сирии» (страны НАТО, монархии Персидского залива, Турция, салафиты, боевики «Аль-Каиды» и «Братьев мусульман») пытается играть «первую скрипку» в ООН и других международных организациях, и это ей во многом удается. Не удается, впрочем, главное – получить санкцию Совета Безопасности на вооруженную интервенцию.
Политико-дипломатические шаги коалиции стран Запада и «демократических» монархий Персидского залива неизменно наталкиваются на четкую и последовательную позицию России и Китая, к которым присоединяется все больше суверенных государств – членов ООН. Многочисленные «утечки» в прессе, долженствующие указать вектор «правильного» поведения Москвы (например, странные намеки о необходимости приютить у себя сирийского лидера), не срабатывают. Одним из заезженных мотивов ожесточенной информационной войны являются обвинения России и Китая в отказе «шагать в ногу» с «цивилизованным мировым сообществом». Эта мантра звучала и в период бомбежек Югославии, и, с «поправкой» на ситуацию, в дни августовского нападения Грузии на Южную Осетию, и в других случаях. Однако вряд ли стоит отождествлять тех, кто накачивает ресурсами орудующий в Сирии террористический интернационал, лукавую международную бюрократию или же транслирующие постановочные фильмы глобальные медиа с подлинным гласом этого самого сообщества.
Представляется, что осознание очевидных истин (и просто достоверная информация) постепенно приходит и к другим державам, имеющим реальное влияние на ход мировой политики. Согласно статье 12 Устава ООН, Генеральная Ассамблея не вправе давать какие-либо рекомендации, которые касаются вопроса, находящегося на рассмотрении Совета Безопасности, если сам Совет не запросит об этом. И тем не менее, «сирийский вопрос» был-таки вынесен именно на Генеральную Ассамблею – очевидно, только по причине отсутствия там вето у России и Китая. В ходе состоявшегося 3 августа заседания против очередной предвзятой антисирийской резолюции проголосовали Россия, Индия, Китай, ЮАР, а также целый ряд других стран (еще 31 государство, включая Армению, воздержались). Резолюция Генеральной Ассамблеи, в отличие от аналогичных документов Совета Безопасности, носит исключительно рекомендательный и декларативный характер. Таким образом, против очередных санкций в отношении Сирии выступили страны БРИКС – и это несмотря то, что значительные сегменты значительных элитных групп некоторых из них плотно опутаны западными сетями и ангажированы западными, а не национальными интересами.
А тем временем Турция развертывает вдоль сирийской границы боевые подразделения из состава дислоцированной в бывшем армянском Айнтапе 5-й бронетанковой бригады. По информации агентства Рейтер, командный центр сирийской вооруженной оппозиции находится в Адане на юге Турции, в 100 километрах от границы с Сирией. По соседству расположена военная база Инджирлик, на которой размещены американские военнослужащие и сотрудники разведслужб. На юг от сирийских границ, в Иорданию выдвинута мощная саудовская группировка. В свою очередь, 12 июля специальными войсками Сирии был осуществлен запуск баллистической ракеты Scud D, способной нести химическое оружие. Скорее всего, в ходе данных учений отрабатывался вариант, включающий нанесение ударов возмездия по территориям соседних государств, активно способствующих деятельности антиправительственных формирований.
Как пишет юрист-международник Александр Мезяев, нельзя исключать того, что в настоящее время западные спецслужбы готовят крупномасштабное международное преступление с применением химического оружия, в котором обвинят сирийское руководство, а затем – российские власти как пособников «режима Асада». Однако чем же можно объяснить столь ожесточенный характер не только уличных боев в Дамаске и Алеппо, но и политико-дипломатического противоборства, как будто стороны сошлись, в буквальном смысле слова, «у последнего рубежа»? В известной мере так оно и есть, и трагическая судьба раскрывшего (очевидно, под западные «гарантии») свое убежище и затем растерзанного без суда и следствия Муаммара Каддафи, а ранее и других лидеров – пусть и важный, личностный, но только один из «срезов» проблемы.
Непримиримый характер борьбы обусловлен, прежде всего, «прикладной геополитикой». В Сирии сходятся и вступают в конфликтное взаимодействие разнонаправленные интересы сразу в нескольких плоскостях. Прежде всего, эта ближневосточная страна является звеном в отношениях между Ираном и шиитскими организациями региона, что исключительно важно в свете попыток Запада и дальше играть на суннитско-шиитских противоречиях, формируя необходимые предпосылки для предстоящей военной акции против Ирана. Уже в августе НАТО будет располагать в западной части Индийского океана и в Аравийском море пятью стратегическими авианосными группами. «Сирия является лишь прологом к «горячему» конфликту с Ираном, и западные страны сделают сейчас все возможное, с тем чтобы подойти к «иранской развязке» в условиях, когда Тегеран будет ослаблен за счет столь желаемого выхода из игры его регионального союзника – Сирии», – откровенничает анонимный сотрудник лондонского Международного института стратегических исследований. Второй линией противоречий является сырьевая, включая как добычу, так и транспортировку нефти и газа. Недавно стало известно о наличии в Сирии значительных запасов газа; существуют также планы использования территории страны для прокладки «альтернативных» нефте- и газопроводов из Саудовской Аравии и Катара к берегам Средиземного моря. Наконец, Сирия остается единственным светским арабским режимом, который, несмотря на колоссальные усилия и немыслимые зверства наемников и террористов, не погрузился в пучину «управляемого хаоса», продвигаемого некоторыми стратегами в качестве «светлого будущего» не только для Ближнего Востока, но и, вполне возможно, для всего человечества за пределами так называемого «золотого миллиарда».
Даже в европейских столицах обеспокоены растущим влиянием в рядах антиправительственных сил в Сирии «последователей Усамы бен Ладена». Влиятельное французское издание Le Canard enchaine («Канар аншене») отмечает, что в Сирии сейчас сражается до 10 тысяч боевиков-исламистов, и приводит заявление Аймана аль-Завахири, назвавшего участников этих террористических отрядов «львами Леванта». Но эта обеспокоенность ряда европейских кругов вряд ли разделяется теми, кто сознательно сделал соответствующие ставки. «Согласно сообщениям французских и других европейских дипломатов из американской столицы, в Белом доме и Пентагоне ожидают, что эпоха после ухода президента САР Башара Асада будет «насильственной, кровавой и неконтролируемой», – указывает парижское издание. По словам сотрудника одной из французских спецслужб, готовиться следует к «ужасающим религиозным войнам» и «ничто не указывает на возможность прекращения потока последователей джихада в Алеппо, город с преимущественно суннитским населением, или другие районы Сирии».
Прогрессирующая внешняя поддержка экстремистских организаций началась не вчера, и объясняется она весьма просто. В условиях перенапряжения имперских сил Америки, которая переходит от стратегического наступления к стратегической обороне, постепенно отказываясь от непосредственного присутствия в стратегически важных регионах мира, чрезвычайно важно сделать «правильную» ставку на деструктивный потенциал местных сил, призванных не допустить образования альтернативных экономических моделей, центров политического влияния и полюсов цивилизационного притяжения. Проще говоря, уйти надо таким образом, чтобы никто не посягнул на твое место и не воспользовался образующимся «геополитическим вакуумом» так, как это сделала сама Америка на рубеже 1980-х – 1990-х годов в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Одним из главных бенефициаров «арабской весны» и связанного с ней «политического пробуждения» на Ближнем Востоке объективно является Иран. Напомним, политический генезис Исламской Республики прочно связан с доктриной «исламской революции». С этой точки зрения колоссальные усилия США и его суннитских сателлитов из числа монархий Персидского залива, направленные на то, чтобы выставить шиитский Иран основной угрозой арабскому миру, вполне объяснимы и предсказуемы. Кстати, все это имеет непосредственное отношение и к Южному Кавказу. На примере визита министра обороны США Леона Панетты в Тунис и Египет мы наглядно наблюдаем, как ведомый американскими элитами деструктивный потенциал расползается по обширным пространствам мусульманского мира. Согласно некоторым источникам, поездка главы Пентагона по Северной Африке могла быть связана с необходимостью определения дальнейших, «после Сирии», планов по использованию вооруженных формирований «исламских фундаменталистов» (включая «Аль-Каиду») с перенесением активности на территорию Ирана и центральноазиатских стран. Одновременно конгрессмен-республиканец Дан Рорабахер в адресованном госсекретарю США послании воззвал о необходимости поддержки «борьбы народа Южного Азербайджана за его независимость». Не приходится сомневаться, что на Западе предпринимаются энергичные шаги по плотному вовлечению Баку в англосаксонскую стратегию, нацеленную на превращение Кавказско-Каспийского региона в органичную часть так называемого «Большого Ближнего Востока».
Происходящее на Ближнем Востоке и вокруг Сирии, в частности, весьма важно также и для России, и для Китая, и возобновившееся, в определенной мере, российско-иранское военно-техническое сотрудничество, как и комплексные интересы Поднебесной в Иране, – лишь одна из граней вопроса. Смыкание части радикальной политической оппозиции с религиозно мотивированными радикалами – вовсе не только сирийский сюжет: с недавними террористическими актами против знаковых фигур в общественной и религиозной жизни Татарстана оно все явственнее обозначается и в России, включая элемент внешней синхронизации.
Drang nach Osten атлантических (прежде всего, англосаксонских) элитных групп с использованием южного, ближневосточного направления встретил сопротивление также и со стороны Китая – по вполне понятным причинам. «Бикфордов шнур» от Мали и Мавритании до восточных краев Центральной Азии грозит зажечься в Синьцзян-Уйгурском автономном округе и в «Большом Тибете». Как представляется, у южных соседей России также развеиваются последние иллюзии относительно того, кто будет следующим в случае «успеха» Запада в Сирии, а затем и в Иране. Афганистан, на территории которого точно так же, как и до недавнего времени в Сирии, относительно мирно уживались представители различных этноконфессиональных групп, а ныне превращенный в рассадник терроризма и наркоторговли – уже дает конкретные примеры дестабилизации Киргизии, Таджикистана, других ближних и дальних соседей.
Весь этот комплекс факторов представляется исключительно важным, в том числе для небольших государств, не обладающих значительными материальными ресурсами, включая такие страны, как Армения. События в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии являются не более чем «расчисткой поля» перед генеральным наступлением на Россию и Китай. Одним из подготовительных этапов при реализации соответствующих планов является лишение Москвы и Пекина реальных и потенциальных союзников. И мы видим, как в целях деструкции российско-армянских отношений используется любой повод, сколь бы абсурдным он ни казался с точки зрения здравого смысла.
Если ранее навязчиво муссировалась, например, тема открытия иноязычных школ, то теперь подоспел новый сюжет, связанный именно с сирийскими событиями. Тема положения местных армян, затронутая нами в одном из предыдущих номеров газеты, получает дальнейшее развитие – полностью в соответствии с обозначенным негативным сценарием. Армянская община, как и большинство других этноконфессиональных групп (изначально – включая подавляющее большинство суннитов), поддерживает правительство Башара Асада (напомним, либерала-офтальмолога из Лондона). Впервые за всю историю страны армяне получили пост в правительстве Сирии – портфель государственного министра по вопросам охраны окружающей среды достался «технократу» Назире Фарах Саркис, доктору химии из Алеппо, отличающейся политической неангажированностью властями. Неудивительно, что информация об этом назначении в Ереване всячески замалчивается с подачи ангажированных СМИ. Зато они вполне преуспели в другом. Например, довольно умилительными (если попытаться абстрагироваться от трагизма происходящего) смотрятся «аналитические» выкладки некоторых базирующихся в Ереване и поддерживаемых Фондом Сороса сайтов. Незатейливая мысль их авторов вкратце сводится к тому, что, мол, это «коварные русские» стремятся решить свои «геополитические проблемы» при помощи сирийских армян. «Зловредная» Россия подталкивает Армению к более четкой артикуляции позиции по сирийскому вопросу, а «добрый» Запад, разрушая руками суннитских радикалов процветающую и влиятельную общину, если и не делает благое дело для южнокавказской страны, то, во всяком случае, точно ни при чем. Более того, посыпались «открытые письма» с абсурдными утверждениями о том, что «жертвы среди христиан, к коим относятся и армяне, нужны Москве не только для предотвращения вмешательства Запада в сирийские события». Один только вопрос: нужны ли были Москве жертвы христиан в Ираке, Ливане и других странах, куда вторгался Запад с неизменным во всех этих случаях оттоком христианского населения? Но адептам информационной войны, использующим любой повод для прославления «доброго» Запада и разоблачения мифических «происков русских», честные ответы на этот и другие вопросы, видимо, неинтересны. Не исключено, что в ближайшее время обозначатся и другие сюжеты, способные, например, связать драматические события на Ближнем Востоке с продвижением заинтересованными силами процесса так называемого «армяно-турецкого примирения». Не вдаваясь, однако, в дальнейшие умозаключения, констатируем ущербный и бесперспективный характер подобных подходов, равно как и слепой веры в «добрый» Запад, чему в армянской (да и не только армянской) истории мы находим неоднократные подтверждения.
Помимо того, что Москва и Пекин (к слову, обе страны – важные партнеры Армении, включая сферу военно-технического сотрудничества) действуют в собственных национальных интересах, они пытаются не допустить сползания Ближнего Востока, а вслед за ним и всего мира в цивилизационную катастрофу, что не может не соответствовать в том числе и национальным интересам Армении, как и всех тех, кто уже находится или может оказаться под ударом. А таких немало – без малого подавляющая часть человечества, которая ни при каких обстоятельствах не может быть интегрирована в стандарты потребления эпохи «развитого либерализма». Превращение ООН из беспристрастного и стремящегося к объективности мирового арбитра в средство удовлетворения алчных интересов «сильных мира сего» будет способствовать дальнейшему размыванию и деструкции международного права. А отсюда прямой путь – к новым войнам за передел мира и установлению под флагом «защиты прав человека» самых отвратительных тоталитарных диктатур.
Следует согласиться с известным историком и социологом Андреем Фурсовым – в условиях, когда не надо противостоять Советскому Союзу, когда не нужно надевать «овечью шкуру» мнимого гуманизма и заботы о человеке, западные верхушки ведут себя как организованная преступная группировка. Однако от попытки спасения существовавшей прежде системы международных отношений (и всего того, что там имелось положительного) необходимо переходить к обсуждению принципиально новой модели мироустройства, способной напрочь исключить повторение ливийской, сирийской и подобных им трагедий где бы то ни было еще.
А пока необходимо обеспечить победу сирийского народа в навязанной ему гражданской войне, включая политико-дипломатические и иные действия.
Андрей Арешев
Оставьте свои комментарии