№ 15 (198) Август (16–31) 2012 года.

Раскопки в Эребуни. Армяно-французский альянс

Просмотров: 4407

Эребуни известен как древний город-крепость государства Урарту, руины которого расположены на холме Арин-Берд на окраине современного Еревана. Город этот был возведен царем Урарту Аргишти I в 782 году до н.э. как военно-стратегический опорный пункт для закрепления урартов в Араратской долине.

В июне нынешнего года армяно-французская совместная экспедиция начала второй этап раскопок. Благодаря финансированию МИД Франции ученые Стефан Дешамп и Франсуа Фише-ле-Клерфонтен начали раскопки во внутренней башне крепости. Но с чего все начиналось? С этим вопросом я обратилась к Гагику Гюрджяну – директору историко-археологического музея-заповедника «Эребуни»:

– Крепость Эребуни – это особый архитектурный комплекс, включающий дворцовые, религиозные и хозяйственные постройки, которые размещены по трем сторонам центральной площади. Изначально основанием для раскопок в крепости Эребуни стали обнаруженные здесь клинописи. Но знания об урартской культуре были весьма ограничены, и, что бы ни находили в Эребуни, все приписывалось урартской культуре... Еще в советское время было решено организовать экспедиции на холм Арин-Берд. Работы начались с 1950 года и велись до 1975-го. Первым возглавил экспедицию Константин Оганесян. Вскоре стало ясно, что на этой местности есть еще и более поздние постройки, требующие исследования – появилась необходимость все досконально исследовать и восстановить. Но работы в те годы проводились поспешно и не доводились до конца. И вот в настоящее время появилась необходимость детального изучения комплекса «Эребуни», где важным стало возобновить раскопки, используя новые методы для того, чтобы получить подлинные данные. Начиная с 2008 года на территории древнего города-крепости армяно-французская совместная экспедиция начинает проводить раскопки. Кстати, в археологических экспедициях, помимо армянских и французских специалистов, принимали участие студенты из Франции, ЕГУ и других вузов Армении, а также консультант из американского университета Беркли, археолог с мировым именем, профессор Дэвид Стронах. Причем французская сторона поначалу сконцентрировала свое внимание на территории храма бога Халди и прилегающей территории, а армянские археологи, параллельно с этим, исследовали территорию вокруг цитадели и городские кварталы. Цель экспедиции – обобщить результаты раскопок на территории Эребуни, которые проводились до 60-х годов прошлого века, и внести возможные современные коррективы. В прошлом году завершилась четырехлетняя армяно-французская программа раскопок. После ее обобщения посол Франции в Армении предложил продолжить работу, и благодаря его инициативе с июня нынешнего года начался второй четырехлетний этап. Так что армяно-французское сотрудничество по изучению крепости Эребуни с передышкой в один год продолжится до 2015 года.

– Французский археолог Стефан Дешамп сказал однажды, что Эребуни заключает в себе множество тайн, о которых мы, может быть, и не предполагаем. Он говорил это, должно быть, ориентируясь на необычные находки на территории древнего города-крепости?

– Во время раскопок были обнаружены фрагменты фресок, черепки расписных глиняных кувшинов и карасов с клинописью о вместимости сосудов (на одном из осколков была надпись на урартском – «5 терусий», а это примерно 27 литров), а также фрагменты так называемой краснолощеной керамики. На некоторых из них – клейма мастеров. Были еще монгольская серебряная монета, отчеканенная в Нахиджеване, и одна урартская печать. Кроме этого, были найдены также улицы, дорожки, коридорчики и даже участок водоотвода, четко намечены следы канализационных труб. Хорошо сохранились двухметровые стены жилищ, одна закрытая дверь, а рядом алтарь для приношения жертв. Зал с 30 столбами, который датируется периодом Ахеменидов, милетские монеты 5 в. до н.э. и другие элементы, которые указывают на то, что жизнь в этом замке продолжалась после 8 в. до н.э. Эту версию подтверждают исследовательские работы археолога Феликса Мартиросяна в 1998 году.

– Известно, что по послойным замерам удалось определить время проживания наших предков на этой территории...

– Сначала для выявления залежей камней культурных слоев на глубине 5-6 метров были проведены электромагнитные исследования, и лишь после можно было приступать к раскопкам. Так были обнаружены три археологических слоя: 9-10 вв. – эпоха Багратидов, 12-14 вв. – эпоха Орбелянов и верхний слой, относящийся к периоду персидско-турецкого владычества... Во время раскопок к нам подсоединился всемирно известный американский археолог Дэвид Стронах (университет Беркли). До того, как приехать в Армению, Стронах вместе со своими студентами вел раскопки в Иране. Все вместе они и поднялись к крепости Эребуни. Кстати, у Дэвида Стронаха была потрясающая интуиция. Он неожиданно для всех через толстую стену обнаружил нишу, прилегающую прямо к стене храма Халди – на ней были фрагменты фрески красного цвета. После он признался, что почувствовал что там что-то есть. Проведенные уже исследования позволяют сегодня сделать первоначальное предположение о том, что храм Халди относится к периоду правления Ервандидов (6-3 вв. до н.э.), который был уже построен и после падения Ванского царства, и до царства Ахеменидов. А это почти целый век!

– Известно, что уже сегодня в Турции довольно серьезно занимаются урартоведением. Не грозит ли нам это очередной провокацией с ложными подтасовками?

– Мы достаточно подготовлены и поднаторели в научных изысканиях, чтобы опасаться чего бы то ни было. Так, по инициативе бывшего директора музея «Эребуни» Ашота Пилипосяна с 2008 года студенты Ереванского госуниверситета и Армянского педагогического университета в течение года проходили курсы по урартскому языку, клинописям. На сегодняшний момент также действует антропологическая лаборатория, где ведутся исследования по антропологии Урарту. В лаборатории этой работает Франсуа Фише-ле-Клерфонтен, который досконально изучает позднюю урартскую керамику. В ходе работы все найденные артефакты без исключения должны быть пронумерованы и подробно изучены. К тому же французская сторона заказала экспертизу по системе GPS с целью размещения базы данных об Эребуни во Всемирную географическую информационную систему. Таким образом, результаты раскопок всех этих лет будут оцифрованы и переданы в архив музея-заповедника «Эребуни».

– Я знаю, что Вы намерены создать в музее-заповеднике урартскую кухню, чтобы посещающие музей туристы могли ознакомиться не только с «материальным, но также и с кулинарным наследием армянского народа».

– Сегодня проект этот уже готов и задействован. Выбрано и место – кухня будет расположена на свободной от достопримечательностей территории. Ну, а специалисты всерьез занимаются вопросом «меню», выясняя, какие блюда готовили армяне в период Урарту. А еще мы знаем, какие напитки употребляли в то время армяне. Это было не только хранимое в карасах вино, но и пиво. В Эребуни пиво производили еще в 9-7 вв. до н.э. В глиняных сосудах сохранились следы пива из ячменя и проса. По этому поводу француз Стефан Дешамп сказал, что, судя по виду найденных здесь керамических сосудов, урартцы любили хорошо пожить, имели хороший вкус, любили вино и пиво. И это очень похоже на правду.

– В ходе раскопок что для Вас было самым неожиданным открытием?

– Меня, как архитектора, очень заинтересовало то, как сооружали урартцы стены. Так вот, представьте – двухметровая каменная стена – она и есть цоколь сооружения – а сверху глиняно-кирпичное покрытие. Вся стена выровнена и сглажена. Именно по ней после будут написаны фрески. Но что меня особенно восхитило – это настоящий деревянный паркет, которым, оказывается, уже тогда выстилали помещения. Под паркет стелили глиняные плиты, наперед зная, что глина не впитывает влагу. Нынче специалисты намерены изготовить подобные «сырые» кирпичи и, как в урартские времена, достроить ими стены и полуразрушенные ограды.

– Насколько модернизирована аппаратура для работы под землей?

– В основном это георадары, используемые и в советское время. Однако французы уже перешли к новым программным съемкам в формате 3D, что очень облегчает работу. А также используется метод датирования органических материалов путем измерения содержания радиоактивного изотопа углерода 14. Это очень надежная техника, и, надеюсь, наши специалисты очень скоро поднатореют в этой работе. К тому же есть договоренность, что те химические исследования, которые невозможно осуществить у нас, будут проведены во Франции и США.

И еще: на сегодняшний день из 30 гектаров раскопано только – 3. И это нормально, поскольку под землей все лучше сохраняется. При раскопках, какими бы они первоклассными ни были, все равно что-нибудь, да повреждается. И поэтому надо крайне внимательно и осторожно работать в этом направлении. Не следует здесь торопиться – может, со временем будут созданы суперчувствительные приборы, безболезненно изымающие из-под земли древние объекты. Тем не менее, работа не стоит – как на территории самой крепости, так и вокруг нее есть еще очень много работы.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я посетил эти величественные развалины в 2007 году. Но жаль, что экскурсовод там путала даты...
  2. Непременно сделаю все, чтоб в этом году побывать в Эребуни. Спасибо за все
  3. Удивлен,вдохновлен,восхищен
  4. Приятная информация. Значит, закрывать страницу еще рано. Раскопки в Эребуни надо продолжить.
  5. Конечно, надо продолжить! И всю территорию вокруг этого легендарного холма обустроить. Я там как-то был. В ржавой будочке один старик-охранник. Больше никого. Нужно и охрану Эребуни усилить.
  6. Спасибо за интересную информацию и отличный материал. Что касается обустроенности Эребуни, то он на сегодняшний день освещается со всех сторон. На самом холме чисто, через каждые 5 метров стоит охрана. Холм этот просматривается с любой точки Еревана.Молодцы французы. Я представляю, что будет, когда вмешаются японцы со своей новейшей техникой:))
  7. Спасибо, Кари!
  8. Эребуни как-то быстро законсервировали. И это хорошо, что археологические раскопки там возобновились. Но все надо делать аккуратно. Это наше национальное достояние.
  9. Последний раз я там весной, в мае была. Вековые хармы так и стоят величественно, освежая мою детскую память. Приятно, что научная работа ведётся, что археологи работают. Но вот варварство и вандализм людей просто убивает. На стенах храма Бога Халди надписи типа - "Здесь был Васёк", "Арамчик, верни долг.." и т.д. Там фрески и так на ладан дышат, куда дальше их поганить??? Если так будет продолжаться, то вандалы окончательно уничтожат Эребуни - и это будет похуже монгольского или турецко-персидского нашествия...
  10. Вы правы, Лара, надо жестче там осуществлять охрану нашего национального достояния. А французам респект.
  11. Ребята, простите, но нет никаких надписей ни на стенах: ни на камнях...Видимо все успели почистить. Так что добро пожаловать!
  12. Материалы раскопок переделывают под "великую" РМН...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты