При наличии политической воли наши страны способны решить многие вопросы
Интервью военного эксперта, психолога Азада Исазаде (Баку) газете «Ноев Ковчег»
– В одном из своих интервью Вы говорили, что Россия не должна уступать США роль посредника в урегулировании конфликтных ситуаций на Южном Кавказе. Почему?
– Россия скорее всего не хочет уступать свои позиции на Южном Кавказе. Я считаю, что геополитические интересы этой страны играют важную роль в разжигании этнических, исторических, религиозных и других конфликтов на Кавказе, как на Северном, так и на Южном. Сегодня Россия, несмотря на свои заявления о заинтересованности в мирном решении конфликтов на Кавказе, продолжает оказывать давление – политическое, экономическое и военное – на южнокавказские государства. Их уход из-под влияния России, на мой взгляд, может привести к усилению центробежных устремлений Северного Кавказа. Это, наверное, больше всего и беспокоит Москву. А также приведет к снижению российского влияния на процессы, идущие на Ближнем Востоке.
– Одной из тем переговоров Хиллари Клинтон в Азербайджане и Армении была карабахская проблема. Госсекретарь США также анонсировала некие сдвиги после встречи глав МИД Азербайджана и Армении в Париже. Однако пока что сдвигов не отмечается. Какую цель сегодня преследует американская дипломатия, делая подобные необоснованные заявления?
– Я также не ожидаю каких-либо серьезных политических сдвигов в решении карабахской проблемы в ближайшее время. Думаю, это прекрасно понимают и заинтересованные в решении этой проблемы ведущие государства. Однако это не значит, что они будут «опускать руки» и ничего не предпринимать.
Хотя бы из опасения, что инициативу может перехватить другая сторона. Анонсирование тех или иных заявлений носит часто имитационный характер, демонстрирующий, что ситуация находится «под контролем». Таких заявлений и анонсов было немало, и они еще будут звучать не раз. Это в определенной степени позволяет конфликту не перерасти в горячую стадию и сохранить статус-кво, который устраивает всех, кроме азербайджанцев и армян (я имею в виду народы, а не государства).
– Учитывая, что военные действия на границе с Арменией никак не служат поводом для ухода армян с территорий, которые Азербайджан считает своими, Баку явно не должен быть заинтересован в эскалации напряжения. Какова причина нагнетания обстановки именно на северном направлении армяно-азербайджанской границы, а не на линии соприкосновения между азербайджанскими и карабахскими силами?
– Вы затронули очень сложную тему, т.к. с каждой стороны границы она видна по-разному. Довольно серьезное обострение ситуации на границе во время посещения региона госсекретарем США показывает, насколько зыбко соглашение о прекращении огня и что оно не всегда находится под контролем руководства двух стран. Это может быть и самостоятельная активность военных командиров, решение отдельных руководителей, а также вмешательство определенных кругов в России. Эскалация напряженности на границе позволила руководству ОДКБ выступить с заявлением. Не будь такой эскалации на линии соприкосновения в Карабахе, я думаю, такого заявления не было бы. Фактически прозвучала угроза в адрес Азербайджана, но также она вывела на первый план и обсуждение о взятии армяно-азербайджанской границы под контроль российскими пограничниками или вводе туда «миротворцев». Однозначно, что любая пролитая кровь не приближает, а наоборот, отдаляет решение вопроса и не способствует возникновению какого-либо доверия между сторонами. В Азербайджане уверены, что обострение ситуации вызвано действиями армянской стороны, и мы вынуждены были принимать адекватные ответные меры. Думаю, что в Армении считают обратное.
– Вы как-то заметили, что азербайджанская армия не будет вести военные действия на территории Армении и тогда у членов ОДКБ не будет повода, чтобы прийти на помощь своему союзнику. Не считаете ли Вы, что эскалация напряжения непосредственно на армяно-азербайджанской границе является именно таким поводом?
– Думаю, что да – ОДКБ при желании может воспользоваться этим поводом, что еще больше усугубит ситуацию. Ни для кого не секрет, что ОДКБ в первую очередь представляет интересы России. Нужно четко представлять, что ни руководство Азербайджана, ни ведущие политические силы Азербайджана не высказывают территориальных претензий к Республике Армения. Да, мы рассматриваем Армению как агрессора, оккупировавшего часть нашей территории, но разговор всегда идет об освобождении именно этих территорий. Размещение же нашей армии вдоль границы с Арменией и нахождение ее в боевой готовности исходит именно из опасения столкнуться с новыми проявлениями агрессии.
– Можно ли, на Ваш взгляд, ожидать от Москвы повторения сценария 08.08.08 в случае перерастания карабахского конфликта в широкомасштабную войну между Арменией и Азербайджаном?
– Исключать такого развития событий нельзя. Однако я думаю, если бы Москве захотелось, такой сценарий давно уже был бы задействован. При этом при изменении геополитической ситуации такой сценарий может быть использован и в будущем. Азербайджану в своей внешнеполитической и военно-политической деятельности всегда надо учитывать возможность такого развития или, например, реализации косовского сценария.
– Способны ли Армения и Азербайджан самостоятельно остановить бессмысленное кровопролитие на границе или в этом вопросе нам следует надеяться на международное сообщество, учитывая наличие угрозы перерастания диверсионных действий в противостояние с применением тяжелой артиллерии и других разрушительных видов вооружений?
– Безусловно, способны. При наличии политической воли – это было не раз продемонстрировано – мы способны решать такие вопросы. Насколько я знаю, во время пика обострений бывают неофициальные контакты как военных, так и политических руководителей, иногда при чьем-то посредничестве, и напряженность удается снижать. Думаю, и впредь нам удастся совместно решать такие проблемы. Но вполне возможно, что в очередной раз ситуация может выйти из под контроля или одна из сторон просто не захочет ее разрешать.
– В переговорах по Габалинской РЛС Баку требует от России 300 миллионов долларов в качестве годовой арендной платы. Как Вам кажется, Азербайджан действительно считает размер оплаты главной проблемой или же это способ избавиться от присутствия российских военных на территории Азербайджана, учитывая, что русские в Габале могут помешать возможной натовской операции против Ирана?
– Габалинская РЛС это «раковая» опухоль на теле Азербайджана, кроме вреда – политического, экологического, военного – для Азербайджана от этой станции никакой пользы нет. Даже пресловутые 300 миллионов не в состоянии компенсировать его. Сегодня Азербайджан может себе позволить решить эту проблему. Но как она будет решаться, мне трудно сказать. Я также полностью согласен с Вами, что в разрешении этого вопроса ситуация вокруг Ирана играет не последнюю роль.
Беседу вел Давид Степанян
Оставьте свои комментарии