Люди мира – езиды
Езиды, одна из крупных национальных общин Армении, прошли через многочисленные гонения, истребления, но при этом не потеряли свою самобытность и уникальность.
Историческая территория обитания езидов – территория нынешнего Ирака, где их число достигает свыше 1,5 млн. Они, в частности, компактно проживают в районах Синджар, Айн-Сифни и Дохук. Кроме этого, многочисленные группы езидов проживают в городе Мосуле и его окрестностях. Об уникальной толерантности и терпимости езидов отзываются, в частности, христиане Ирака, которые в некоторых районах живут с ними смешанно. Однако, несмотря на свою миролюбивость, езидам в Ираке никогда не приходилось легко. Трудные взаимоотношения с курдским населением нагнетали обстановку в районах компактного проживания езидов. Еще при Саддаме Хусейне у них были отняты все права. Они не имели возможности считать себя езидами, что было выгодно курдам, которые до сих пор считают их своей этноконфессиональной группой. Однако обычаи, национальные особенности и традиции езидов резко отличаются от уклада жизни и быта мусульман-курдов.
Религия езидов близка к вероучению других синкретических религий. Езиды признают единого бога-творца, Малак Тавуса и Шейха Ади. Часто эти личности смешиваются, каждый из них выступает как главенствующий бог. Однако в священной книге Кетебе Джилве («Книга откровения») сказано: нельзя произносить слово «шайтан», потому что (это) имя нашего бога. Шейх Ади — святая и божественная фигура в езидизме, он является основателем езидизма, который возник в ХII веке из его учения путем смешения с доисламскими верованиями и христианскими гностическими учениями. Святыней и местом паломничества езидов считается храм Лалеш.
Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращенного не находится места в кастовой системе, также тут надо уточнить, что езиды — это в первую очередь те, кто исповедует езидизм, и если езид принял другую религию, то перестает быть езидом. Езидами являются те, кто рожден от обоих родителей, исповедующих езидизм, дети же смешанных браков езидами не считаются. Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше. За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки). Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит миру (мир-шейхану, с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри к югу от Лалеша.
Езиды часто становились жертвой со стороны соседей именно из-за своей религии. Основная масса езидов были истреблены во время арабских завоеваний. А часть езидов Ирака, как и местных христиан-ассирийцев, были вынуждены принять ислам. Однако несмотря на погромы и истребления, езидам удалось сохранить свою религию, обычаи и самое главное – особую идентичность.
Арабские феодалы Хаттаб и Валлид остались в памяти езидов, как самые жестокие завоеватели. Во время нашествия войск арабских феодалов свыше 50 тысяч езидов были уничтожены, а свыше 200.000 приняли ислам. Территория массовых убийств тянулась от Мосула до Сгерда. После арабов истреблением езидов занялись турки. Турецкие правители Ахмад Паша, Шамси Паша и Сулейман Паша варварски уничтожали езидское население вокруг города Мосул. Известно, что в 1733 г. у реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства по приказу турецкого правителя Ахмада Паши. Процесс уничтожения езидов продолжался вплоть до геноцида армян 1915-1921 гг. и даже в период с 1930 по1955 г., когда Республиканская Турция в так называемой борьбе с курдскими повстанцами целенаправленно и планомерно уничтожала езидов.
Во время геноцида армян многочисленные селения езидов, находящиеся на территории Западной Армении в областях Ван, Тигранакерт, Карс, Игдир, Сурмалу, Мардин, также были уничтожены. Лишь малая часть езидов Западной Армении спались от истребления и оказались в дальнейшем в Сирии, Ираке, Армении. Езиды вместе с армянами храбро сражались против турецких оккупантов. Выдающейся личностью езидского мира в сражении с турками был Джангир-ага, который считается национальным героем езидского народа.
В 1915 г., после занятия Вана российской армией, Джангир-ага перешел со своим полком на ее сторону вместе с другими четырьмя езидскими полками, во главе которых стояли Сардар-бек, Наджид-бек, Осман-ага и Хусейн-бек. В 1909 году произошла встреча Джангир-аги с Андраником Озаняном, положившая начало их боевой дружбе. Джангир-ага поддерживал армянских повстанцев, оказывал им военную и материальную помощь. После распада Кавказского фронта в 1918 году кавалеристы Джангир-аги действовали в составе Армянского добровольческого корпуса.
16-18 мая 1918 года в Баш-Апаранском сражении не малую часть конницы армянских войск составляли езидские соединения Джангир-аги.
А. Г. Трушян в книге «Героическое сражение под Сардарапатом» отмечает, что в рядах защитников среди 700 всадников, большинство были езиды.
В течение всего периода военных действий силовое сотрудничество и личные отношения между генералом Андраником и Джангир-агой были сильны, и их сражения против турок стали символом вечной дружбы двух древних народов. Езиды в Армении были активными участниками сражений в Баш-Aпаране и Сардарапате в 1918 г., которые открыли новую страницу в истории этих двух народов.
В советское время езиды имели возможность развивать свои традиции и культуру в Армении, где издавались газеты, действовали курсы езидского языка. После распада СССР езиды, как и все граждане Армении, участвовали в освободительном движении за Арцах. В ходе армяно-азербайджанского конфликта погибли тридцать езидов. Рядом с мужчинами сражались даже женщины, о мужестве которых слагали легенды.
Езиды Армении всегда смело противостояли любым вызовам. Несмотря на блокаду, тяжелую социально-экономическую ситуацию, большинство их не покинули Армению. Лишь малая часть переехали в Российскую Федерацию и Западную Европу, при этом не теряя связи со своими родственниками в Армении. Основная масса езидов Армении проживает в регионах Арагацотн, Гехаркуник, Армавир, Арарат, Котайк. Езидское население имеется также в регионах Ширака и Лори. Большинство езидских населенных пунктов расположено либо в высокогорных районах, либо в Араратской долине. Езидские села Армении в основной своей массе весьма многолюдны. В столице Армении езиды компактно проживают в районе Авана.
А в России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области и Ярославле.
Не имея своей национальной административной единицы, езидам приходится сохранять свою идентичность в чрезвычайно трудных условиях. Но где бы они ни жили, их считают достойными гражданами, в том числе и в Армении, где община езидов важная составляющая армянской государственности.
За последние годы в Ереване активизировалась езидская университетская молодежь, которая создает свои организации и активно интегрируется в общественно-политическую жизнь страны, что, возможно, свидетельствует о возрастающей роли езидов в Армении.
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии