№ 15 (198) Август (16–31) 2012 года.

Я достаю из широких штанин...

Просмотров: 3808

Что привело меня в изумление по прилете из Москвы в Ереван: все пассажиры на паспортном контроле – а они, за исключением двух-трех человек, были армяне – держали в руке российский паспорт. С гордостью, надо сказать, держали, что похвально, но при виде такого количества новоявленных «иностранцев», я не мог не задаться вопросом: в ЦУМе, что ли, была распродажа? Попутно мое нездоровое воображение нарисовало картину недалекого будущего, когда большая часть жителей Армении, включая грудных детей, станут гражданами России. Хорошо это? Я не успел ответить себе на этот вопрос.

Моя дочь, встретившая меня в аэропорту, внесла поправку в мои фантазии. Немало уехавших армян имеют также паспорта других государств, и в этом легко убедиться, летая не в одном и том же направлении, как это делаю я, но и по другим маршрутам, как это делает она. Все упирается в возможности: одни тянут на российский двуглавый, другие – на французский, третьи – на канадский, на аргентинский, мексиканский, польский, чешский, на худой конец – болгарский или греческий… Не говоря уже о высочайшем благе – паспорте американском.

Демократическими судорогами не страдаю, однако ничего не имею против свободного выбора гражданства, идеальной формой которого считаю паспорт гражданина мира. Его еще не изобрели и вряд ли изобретут в грядущие столетия. История знает множество примеров сближения и разобщения народов, взаимной симпатии, антипатии, и претензий. Процесс непрерывного распада и объединения, притяжения и отторжения человеческих сообществ отдаленно напоминает таинственные процессы, происходящие во Вселенной, и здесь должна существовать какая-то невидимая связь. Тема, согласитесь, интересная, хотя и отвлеченная, поэтому поговорим лучше о другом.

Клим Чугункин из Кукуево

Я прошу прощения за пример, который приведу, но есть у меня рассказ, действие которого происходит в мире, где обитают души, готовые к отправке на Землю. То есть каждому вновь рожденному ребенку полагается душа, которая проживет в теле этого человечка, пока он будет расти, взрослеть, стареть, а в положенный срок покинет этот мир и вновь вернется в вечность в ожидании новой командировки. Представьте себе диспетчерскую, где выдают путевки, и очередь, состоящую из душ с чемоданчиками. Они, как вы догадываетесь, пока не имеют пола, но характер в процессе многих воплощений уже сформировался. Все начинается со скандала, который поднимает душа, получившая нежелательный маршрут. На путевке написано, что она должна родиться в Кукуево, на правом берегу реки Мутной, в семье тракториста. В то время как на путевке соседа сказано, что тот должен родиться в Париже, на правом берегу Сены, в семье профессора, лауреата Нобелевской премии. Причем нашему неудачнику второй раз суждено родиться в Кукуево, в то время как его сосед в прошлый раз родился в Лондоне. «Это нечестно! – вопит бедолага, круша все вокруг. – Несправедливо! Диспетчер подкуплен!» Его пытаются урезонить, объясняют, что не может быть подкупа в мире душ, что все логично, каждый проходит свой путь очищения и, возможно, в следующий раз он родится в семье министра культуры Мозамбика. Тоже сомнительное удовольствие, но все же лучше, чем Кукуево. Да и что такое жизнь человеческая – один миг – какая разница, где его прожить? Но миг этот может быть счастливым или несчастливым, и уж если сосед столь очищен, что имеет право родиться в лучших городах мира, и нет разницы, где прожить короткий миг, не будет ли ему угодно поменяться путевкой с неудачником?..

Не стану утомлять вас дальнейшим пересказом, добавлю, что история заканчивается парадоксально. Я люблю парадоксы и считаю, что они повсюду, мы купаемся в парадоксах, но, задавленные разного рода клише, их не замечаем. В самом факте рождения заложен великий парадокс, поскольку вся дальнейшая жизнь человека так или иначе подчинена этому факту. Что в принципе отличает одного новорожденного от другого? Один родился Борменталем, другой Климом Чугункиным (Булгаков, «Собачье сердце»), и ничего тут не поделаешь. Но и Чугункин мог родиться не в том месте и не от тех родителей, и это был бы уже не тот Чугункин. Да ведь и родители его могли родиться и прожить жизнь в других условиях, и тогда это были бы не те Чугункины, и сын их был бы не тем Климом, ставшим сутью Шарикова. Предположим, профессор Преображенский нашел для своей фантастической операции труп совсем другого человека, скажем, князя Мышкина, – каким получился бы Шариков в этом случае? Иначе говоря, что есть судьба, что случайность, а что закономерность? И если в каких-то случаях срабатывают грехи предков, что тогда отличает бездомного пса, роющегося в мусорном баке где-нибудь на окраине Еревана, от ухоженной собаки со специальной прислугой на богатой вилле на берегу океана? Какие тут грехи? Впрочем, с собачьими грехами я плохо знаком, с человеческими – значительно лучше.

Вы скажете: тем и отличается человек от собаки, что, приложив усилия, может изменить свою жизнь, внести поправку в заданную программу. И будете правы. Но сколько усилий потребуется «неудачно родившемуся», чтобы добраться до той ступени, на которой стоит кто-то другой, кому повезло появиться на свет в нужное время и в нужном месте? Вот где несправедливость. Хотя несправедливость ли? Родителей и родину не выбирают. Эзотерики, правда, об этом особого мнения, но не будем вторгаться в космическую неопределенность на страницах конкретной газеты, затрагивающей конкретные темы. Обратимся к делам земным. Начнем с того, что разные территории на планете изначально обустроены неодинаково. Где-то существовали великие цивилизации, а где-то их не было; где-то цивилизации приходили в упадок, а где-то вновь образовывались. Где-то люди обрабатывали землю и пасли скот, а где-то возводили архитектурные сооружения, печатали книги и делали научные открытия; где-то в тени деревьев играли на свирели, а где-то в больших залах с хрустальными люстрами давали оперу… В конечном счете мир поделился, условно говоря, на Большой Запад и Большой Восток. Во все времена находились энергичные люди, боровшиеся с фактом собственного рождения, стремившиеся из менее цивилизованных мест в более цивилизованные, из менее обустроенных в более обустроенные. Во все времена также находились люди, их осуждающие, им завидующие или заражающиеся их примером. Вопрос здесь может быть один – какова цель? Мне лично близок и понятен уроженец Холмогор Михайло Ломоносов, в 18 лет получивший паспорт и пешком добравшийся до Москвы, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Ближе и понятнее, нежели какой-нибудь лавочник, решивший разбогатеть в большом городе. Причем прошу обратить внимание на то, что Ломоносов происходил не из бедной и голодающей семьи. Как и Альфред Хичкок или Франц Кафка, сыновья преуспевающих торговцев. Ничего не имею против лавочников и предпринимателей, среди них встречаются добрые и отзывчивые люди, так же как среди так называемой элиты – мерзавцы и негодяи. К тому же экономика, как известно, – двигатель общества, а оно, общество, состоит не сплошь из Ломоносовых. И все же я склонен говорить о людях, изменивших программу собственного рождения ради большой и не обязательно материальной цели. Их устремления вызывают уважение. Фредди Меркьюри (Фарух Булсар) родился на острове Занзибар, получил англоязычное образование и в 18 лет перебрался в Лондон. Тоже, кстати, не из бедной семьи и не хлеба ради. Владимир Набоков всю жизнь скитался по миру: Санкт-Петербург, Франция, Германия, Америка и под конец Швейцария. Любопытна биография великого Луиса Бунюэля. Родился в испанской провинции, в 17 лет перебрался в Мадрид, где учился в университете, с 24 лет жил в Париже, а в 36 лет эмигрировал в США, но на этом не успокоился и в 46 лет перебрался в Мексику, где получил гражданство и оставался до самой смерти. Его приняла бы с распростертыми объятиями любая европейская столица, но он почти сорок лет оставался мексиканцем по паспорту и скончался в Мехико в возрасте 83 лет. Прямо скажем, не центр мира. Чего же ради? Ответ на этот вопрос можно найти в его последнем фильме, философской притче «Симон-пустынник». Или же в названии одной из последних и, на мой взгляд, лучших его лент: «Этот смутный объект желания».

Именно они, смутные объекты желания, ведут нас по жизни, руководя нашими поступками. Так уж устроен человек: всегда кажется ему, что где-то лучше, комфортнее, совершеннее, и сделай он шаг в сторону, проживи иначе, все сложится удачнее. Большая доля правды в этом есть, хотя замечу попутно, что не все в жизни подчиняется формальной логике. Выше я привел пример с собаками и сейчас, сию минуту, подумал о том, что собака, роющаяся в мусорном баке, не знает, что на свете есть другие собаки с лучшей судьбой. У нее нет критериев, она не смотрит телевизор, не общается с заморскими собаками, не читает глянцевых журналов. А человек смотрит, читает, общается, и это обстоятельство не дает ему покоя. С другой стороны, заметим, опять же справедливости ради, что бы ты ни сделал, куда бы ни направился, не убежишь от себя, от времени, от старости, от вечной неудовлетворенности и конечного прозрения: жизнь – это шутка Бога. На смертном одре, уже на вершине всеобщего признания и славы, Альфред Хичкок произнес последние в жизни слова: «Боже, как я устал!..»

Город контрастов

Боже, думаю, как же, наверное, устал читатель от моих рассуждений, как ему хочется остановить меня, перевести в конкретное русло, к конкретным, простым и ясным оценкам. Это хорошо, то плохо, этот деятель думает о народе, а тот не думает, мы должны идти таким-то путем и ни в коем случае не идти другим. Я вам на это вот что скажу: во-первых, я уважаю читателя и полагаю, что все это он знает не хуже меня; во-вторых, убежден, что у сильной личности свой путь, в-третьих, не люблю лозунговую конкретику и считаю, что она хороша для митингов. Люди, склонные к лозунгам, похожи на тех, кто придумывает рекламные слоганы: как правило, сами они не употребляют продукты, которые рекламируют. Но если все же не хватает фактуры, извольте.

Совсем недавно, сегодня то есть, в полдень, позвонили в дверь. Открываю: на пороге пожилая женщина с виноватым выражением лица держит в руке полиэтиленовый пакет. Извините, говорит, я не нищенка, но, понимаете, ребенок болен, требуется лечение, а в доме только мы с дочерью и шаром покати. Зять давно уехал, и нет от него вестей. Не могли бы вы дать что-нибудь из еды или немного денег, сколько сможете, если вас не затруднит? Такими именно словами. Я говорю, проходите, она – нет, я тут постою. Я что-то собрал, дал. Она: спасибо, храни вас Бог, не сердитесь, извините. Поклонилась, перекрестилась и звонит в дверь к соседям. Я вернулся в комнату, сел на диван, тупо уставившись во включенный телевизор. На каком-то телеканале показывали танцующих мальчиков и девочек – музыкальный клип то есть. Прыгают, скачут, бедрами синхронно виляют. Научились не хуже других. На другом канале ток-шоу. Участники поделены на две группы, по обе стороны барьера. Спорят ожесточенно: если мы ориентированы на Европу, то надо ли подражать ей во всем или должен быть отбор. Ведь у нас свои традиции. Интересно, что они называют «своими традициями». На следующем канале съемочная группа явилась домой к какой-то певице. Хозяйка не без гордости показывает гостям нехилое убранство своей квартиры. Похоже на интерьер из голливудского фильма. Звезда увлеченно рассказывает, как дожила до жизни такой. Ведущий тем временем обращает внимание на книжные полки и замечает: хорошо, что здесь собраны книги только на армянском языке. «О да, – с патриотическим пафосом подтверждает хозяйка. – Я читаю только на армянском». Ну, дурдом! Я выключаю «ящик». Вернется несчастная женщина, что звонила мне в дверь, с тем, что насобирала по квартирам, включит телевизор и будет слушать все это? Вряд ли. Была в прежние времена такая штампованная фраза советского агитпропа: «Нью-Йорк – город контрастов». Или любой другой большой город за железным занавесом. Еревану за этими городами не угнаться, но сегодня, надо признать, по части контрастов и он не лыком шит. Я выхожу на балкон. Во дворе собрались мужчины, о чем-то толкуют. Кто-то моет машину, кто-то сидит на корточках, как петушок на насесте. Курят. Лица озабочены, заняться нечем. О чем говорят, отсюда не слышно, но могу предположить: рассказывают друг другу, как устроились в дальних краях их родственники и знакомые, как им удалось заработать в поте лица – деньги само собой – иностранные паспорта. Жены тем временем, высунувшись из окон, вывешивают белье – любимое занятие армянских домохозяек. Здешнее солнце, надо сказать, высушивает белье в мгновение ока. Женщины быстро собирают его и тут же вывешивают новое. Похоже на стахановское движение. Молодые не знают, жил на Донбассе знаменитый рудокоп Стаханов, который, когда забирался с отбойным молотком в шахту, его оттуда калачом нельзя было выманить. Почему деятели телевизионных искусств не догадаются устроить конкурс среди женщин по стирке и сушке белья? Не все же телепроекты копировать с других. Можно провести международное соревнование с городом-побратимом Неаполем, где улицы крест-накрест перекрыты разноцветным бельем, олицетворяющим флаги всех стран и народов.

А еще вспомнилось вот что. Как-то зашел в банк, чтобы получить гонорар. Только дошла моя очередь, как ни с того ни с сего во всем банке зависла Сеть. Такое изредка случается не только в Ереване. О чем я поведал стоявшим рядом взволнованным посетителям, сетовавшим: вот, мол, в какой дыре живем. Может, и дыра, но она гораздо шире, чем думаете, если, конечно, это вас успокоит. В общем, пришлось ждать, пока всё наладят. Ждали чуть больше часа, и за это время в помещении набралось невиданное количество посетителей. Толпа не умещалась внутри, часть вышла наружу. Дело было после праздников, люди поистратились и нуждались в пополнении финансов. Девушки за окошками терпеливо объясняли людям, что ситуация не безнадежная и компьютеры очнутся раньше, чем костлявая рука голода потянется к их горлу. В общем, Сеть заработала, народ охватило праздничное настроение, и посетители один за другим стали покидать помещение, считая на ходу кто рубли, кто евро, кто доллары. Рубленосцев было заметно больше. Вырисовывалось такое, знаете ли, историческое полотно типа «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Только наша картина могла бы называться: «Ереванцы получают помощь от соотечественников». Как я уже сказал, я не сторонник однозначных оценок – хорошо, плохо, правильно, неправильно, патриотично, непатриотично – ко многим сегодняшним ситуациям они не подходят. Не разъехались бы родные и близкие по городам и весям, кто бы заботился об оставшихся, не столь молодых, не столь здоровых и не столь энергичных? Жизнь в Ереване, доложу вам, не намного дешевле, чем в других столицах. Городской транспорт вполне доступен, некоторые сельхозпродукты – тоже, но многое другое никак не соответствует ни средней зарплате, ни птичьим пенсиям. О медицине молчу, потому что если я заговорю о ней, то это будет долгий и грустный разговор. Когда слышу в телепередачах добрые советы эскулапов типа «проконсультируйтесь с лечащим врачом» или «проверяйтесь периодически», у меня это вызывает улыбку. Сказали бы прямо, без ложной стыдливости: попросите денег у родственников, вкалывающих там и сям, и несите сюда, потому что и нам кушать охота. Не у всех, однако, есть хорошо зарабатывающая родня и не всем родня с готовностью помогает. Я знаю больных, которые годами корчатся от разных хворей и не ходят к врачам, потому что эти походы им не по карману. Слава Богу, климат относительно благоприятный, есть бесплатное солнце.

Коль скоро Ереван – город контрастов, то уместно добавить, что имеется также определенный процент населения, которому многое по карману. Не ворюги и взяточники, а вполне порядочные люди, зарабатывающие на своей же территории. Только не всем везет с хорошо оплачиваемой работой. Или хоть с какой-нибудь работой, соответствующей полученному образованию. Одна моя знакомая – из везучих – три года строила за городом одноэтажный дом в четыре комнаты, который обошелся ей в 200 тысяч долларов и череду нервных потрясений. Иметь дело с дорвавшимися до денег горе-мастерами не только женщине – не каждому мужчине под силу. Когда я сказал ей, что на потраченные деньги можно было купить двухкомнатную квартиру в Москве, она ответила: «Зачем мне Москва? А если я хочу жить в своей стране достойно, как белый человек, в окружении таких же белых людей?..»

«Звартноц»

Заметили, что с некоторых пор у постсоветских граждан стала обычной фраза «эта страна»? Не «наша» или «моя», а «эта». Так не говорят только политики и парадные патриоты, у которых речь соответствует не внутренним ощущениям, а взятой на вооружение идеологии. Хорошо бы идеология соответствовала действительному положению вещей, но, увы, такое случается редко. Обычные же люди говорят, как чувствуют, а чувства подсказывают, что мир велик, а собственная страна перестала любить тебя, но призывает и настаивает, чтобы ты ее любил. Вам это знакомо? Скажете, виноваты хапуги разных мастей, недобросовестные чиновники, непорядочные политики и так далее и тому подобное? Согласен. Но откуда они берутся? Стоило бы иногда вместо «кто виноват» задаться вопросом «отчего». Правда, этот вопрос может так же легко оторвать вас от конкретики и увести в дальние дали, потому что одна причина вдета в другую, как матрешки. Природа человека неизменна, с этим не поспоришь, но в одних условиях он один, в других – другой. Проводили эксперимент: отпускали на свободу – в прерии, в джунгли, куда хотите – дрессированных зверей, выросших в цирке, и следили, выживут ли они на природе наравне с другими животными. Законы природы и правила человеческого (циркового) воспитания вступали в противоречие. У новичков не сразу просыпалось первичное, природное, а их сородичи, начисто лишенные вторичного (циркового) неизменно оказывались проворнее.

Есть понятие «национальный характер». Не знаю, насколько оно научно обосновано, потому что часто национальному характеру приписывают позитивные или негативные качества, присущие разным народам. Допустим, национальный характер вырабатывается веками в зависимости от условий, образа жизни, географического положения, климата, соседей, традиций… Но если народ не под колпаком, если он по сути интернационален, может жить где угодно, с кем угодно, то традиции со временем смешиваются, так что уповать на их чистоту не стоит. Пожалуй, из всех приобретений народа язык абсолютно и необратимо принадлежит ему. Язык, культура, духовность – тот багаж, который можно везти с собой куда угодно, не ставя на весы и не регистрируя.

Ассоциация с весами и регистрацией появилась в аэропорту «Звартноц», куда я приехал третьего дня встречать приятеля из Москвы. Пока ждал посадки самолета, любовался новым терминалом, достойным всяческих похвал. Ходил по коридорам и залам, заглядывал в чудесные магазины, останавливался у регистрационных стоек (их 46), и как раз объявили посадку московского самолета. У одной из стоек регистрировались пассажиры на этот же самолет, который должен был лететь обратно. Не знаю, замечали ли вы это странное обстоятельство: все пассажиры, собравшись вместе, становятся похожи друг на друга. В городе они вроде разные, а здесь появляется ощущение, будто все вылеплены по одному образу и подобию, причем вылеплены наскоро. Багаж у них, конечно, имеется, но не тот, о котором я говорил выше. Отсутствие того нерегистрируемого багажа отпечатано на лицах. Понимаю, ощущение субъективное, но безусловно объективным является то, что эти пассажиры сильно отличаются от летавших на этих же самолетах в девяностые. То была одна волна, эта – совсем другая. А одинаковость облика объясняется, скорее всего, одинаковостью цели. Конечно, я не стал говорить об этом московскому приятелю, восторгавшемуся замечательным аэропортом. Я, как заправский гид, рассказывал ему, что «Звартноц», напоминающий обликом одноименный храм по соседству, был сдан в эксплуатацию в 1980 году, дальше обновлялся, а в начале 2000-х за него взялась аргентинская компания. «Так это аргентинцы приложили руку? – удивился он, крутя головой. – А храм?»

К храму аргентинцы отношения не имеют. Он построен в VII веке при Католикосе Нерсесе Третьем. Считается одним из дерзновенных мировых архитектурных сооружений. Если верить преданию, император Византии Константин III в том же седьмом веке посетил Армению и, поразившись красотой храма, решил построить такой же у себя.

Он предложил строителю Звартноца ехать с ним в Константинополь. Аэропорта не было, поехали на верблюдах. Ехали, ехали… «Ну и?..» – нетерпеливо перебивает приятель. Ну и помер зодчий по пути, не доехал. «От чего?» Не знаю, может, заболел, может, с верблюда упал, а может, завистники отравили. «Ай-ай-ай, – качает головой приятель. – Но храм-то остался?» Храм простоял

300 лет и был разрушен землетрясением. В прошлом веке частично восстановлен. Теперь это музей. Плита осталась, на ней короткая надпись на греческом: «Построил Нерсес. Помяните». Приятель улыбается: «Помянем?» Обязательно, отвечаю, помянем, а как же.

Руслан Сагабалян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Как он меня раздражает своими статейками...Ставлю жирный кол! Просто выворачивает от его космополитизма! Только Сагателян может сказать ,что он совершенно спокойно относится к депопуляции целой страны... Одно радует, что он уже не молод и природа возьмет свое...
  2. Был о вас более высокого мнения,оказывается ваше мышление не только консервативно,но и узкое.Статьи Сагабаляна-это наша жизнь,вчера,сегодня,завтра.Они интересны и полезны,особенно для вас.
  3. "Одно радует, что он уже не молод и природа возьмет свое..." Это Вы уже желали здесь другому человеку. Запомнилось. Конечно, природа свое возьмет. А вот свою природу этой фразой Вы показали лучше, чем всеми речами по разным поводам. Стыдитесь, говорун.
  4. Серьезное столкновение на нашем форуме с либеральной, убер космополитичной коалицией, становится просто неизбежным...Разница между узким, как вы не совсем удачно выразились и пронациональным мышлением огромна, но к сожалению, сей очевидный факт, не доступен вашему пониманию,очень жаль...Предпочитаю серьезную аналитику с цифрами и прогнозами, а вам больше по душе субъективное творчество космополитичного интеллигента Сагателяна.И это ваше дело,только оскорблять людей называя их недалекими вам лучше бросить!
  5. Константин (или как вас там), прежде всего следовало бы запомнить фамилию достаточно известного автора - Сагабалян, а не Сагателян. Я не считаю его космополитом по той простой причине, что он тесно связан с Арменией, живет там подолгу и проблемы соотечественников ему известны изнутри и по-настоящему волнуют, о чем свидетельствует его статьи. Вас раздражает его свободный, искренний, ироничный стиль изложения, но это уже ваша личная проблема. Вас радует, что "он не молод и природа возьмет свое". Иначе говоря, скоро уйдет в мир иной. Согласна с Аркадием: этой фразой вы показали свою собственную природу мелкого, озлобленного эмигранта, окопавшегося в обеспеченной стране и демонстрирующего оттуда свою "патриотическую" нетерпимость. Вам, человеку малообразованному, следовало бы напомнить, что всякое художественное творчество субъективно. Аналитикой, как вы говорите, с цифрами и прогнозами может заниматься любой журналист средней руки, и таких пруд пруди. Этим даже вы можете заниматься, сидя у себя за бугром, если чуть-чуть сбавите спесь. Он же писатель, не похожий на других, и в этом его преимущество.
  6. вспоминая Булгакова. "всё взять и поделить"- требует Шариков. прошло 100 лет ( ох забыл , сейчас константин и меня пошлёт на тот свет за неточность)))да прошло 96 лет, есть в России асфальт а на нём и Бентли разные. И колбаса есть и всяких диковин, похлеще, чем Мельтиадис в Макондо привозил!. Но взять поделить или взять, да отнять - в голове всех русских сидит вкрученым винтом с хитрейшей резьбой - не выкрутишь! это я к началу статьи. бедалагу всё время и будут посылать в россию, потому, что дух у него такой: всё отнять и поделить. а драгоценнейшей Марине скажу: не трожь нас , устроившихся в европах!))) конечно же видеть не могу и жить не хочу среди "саранчи" - таковыми мне видятся постсоветские. готовы всё утилизировать в одночасье -природный ресурс, отношения, готовы жадно и бездумно поглощать, поглощать,поглощать. Создавать? нет - пришлют кто из России , кто из Америки))) что? не все? а ну как же не все! и что? стало лучше? что есть какой-то процент поглощающих умерено? Я уехал давно! по разным причинам, но главная всегда была страсть к творчеству, созиданию. К сожалению работать, созидать, и вкушать плоды совместно наработанного стало возможно за пределами совка ( а он, кстати, и не изменился после распада) так, что дядя Вова из "Кин дза дза" сказал правильно: видеть вас не могу... сидящих на корточках, обленившихся, губящих собственную страну, будущее своих детей, а возможно и судьбу всей нации. ибо такова участь саранчи... теперь можете и меня огуливать, охаивать, и пр - но суть не изменится: я останусь трудолюбивым врачём на "западе", а охаивающие - лжепатриотами и бездельниками , сидящими на корточках по углам.....как всегда и было...души такие...неисправимые
  7. А по поводу constantina , всё просто - пролетарии- в худшем, циничном, значении этого слова, подчёркнуто "путают" имена. названия, коверкают слова. Это у них конёк такой, фишка, известная им и психиатрам. Они так раздражают собеседника, им кажется смысл беседы, диспута, спора - не познание, а шанс нахомить, особенно если собеседник интеллектуально выше. Эдакая безмозглая ненависть. Мог бы безнаказано - пырнул бы чем-то больно)) убить - нет неспособны - но : " ЖЕЛАЮТ ЧТОБЫ ВСЕ!" )) Клим Чугункин ))
  8. чего это мне константин ( с малой буквы - как он сам себя ощущает) так понравился? вспомнил про подобный персонаж у Кустурицы в "Андерграунде" Сынишка у Чёрного , там есть такой, Ёван. он пытается "немцев" побить в эпизоде, когда попадают из подвала на сьёмочную площадку. ну - вылитый! правда факты любит! и прогнозы)) молодец! потешил! ты констант - будь всегда постоянным - как же с тобой весело стало))
  9. Ба! Очередная инквизиция наших "ультра"-толерантных либералов-однодневок которые на форуме не больше двух дней, но с огромной жаждой тупо повыпендриваться...Прям 37-ой год и никак не меньше! Какая-то пришибленная Марина у которой вдруг проснулось чувство справедливости и "благородной" ярости (где же ты была "воительница", когда азеры глумились над армянами и Арменией?), наглеющий на глазах Гарик(но с исполинским апломбом) и дополняющий эту картину маслом аноним, сразу чувствуется что кошерный.... Компашка что называется в сборе! Кто следующий? Ники же можно менять постоянно, благо регистрации у нас нет...Стивен ты где?
  10. ///Согласна с Аркадием: этой фразой вы показали свою собственную природу мелкого, озлобленного эмигранта, окопавшегося в обеспеченной стране и демонстрирующего оттуда свою "патриотическую" нетерпимость.///Уж лучше проявлять патриотическую "нетерпимость" чем вообще ничего не проявлять что вы "успешно" и делaете на нашем форуме.... Ни одного интеллектуального постинга написанного вашей, ужасно скромной персоной я, если честно, до сих пор так и не увидел... ///Вам, человеку малообразованному, следовало бы напомнить, что всякое художественное творчество субъективно./// Навешивание ярлыков, не признак вашей образованности..../// Аналитикой, как вы говорите, с цифрами и прогнозами может заниматься любой журналист средней руки, и таких пруд пруди. Этим даже вы можете заниматься, сидя у себя за бугром, если чуть-чуть сбавите спесь. Он же писатель, не похожий на других, и в этом его преимущество./// Настоящая аналитика, удел небольшой группы лиц, тут нужен интеллект и глубокое понимание исследуемой темы! Именно по этой причине, в армянских СМИ, НЕТ серьезных аналитических материалов (прочтите статью Тариела Манвеляна на первой странице!) ,а вместо этого все новостные ресурсы ,просто завалены похождениями бездарных звезд местного пишиба вкупе со с скандалами доморощенных олигархов!
  11. Вы, Константин, несправедливы и часто передергиваете в свою пользу. Не хотите читать Сагабаляна, не читайте, у каждого автора свой читатель, но оскорблять человека не имеете права. Хоть это понимаете? Потому Гарик и сравнил вас с Климом Чугункиным. Кстати, Марина, Гарик,я и кто-то еще время от времени появляемся на форумах, но не обсуждаем все подряд, как это делаете вы. Люди заняты, у них другие дела есть. Были, между прочим, персонажи, которых вы и вам подобные согнали с этого сайта. Для вас интеллигент - слово оскорбительное, а они, ничего не поделаешь, интеллигенты, которым легче покинуть площадку, где правит бал агрессивная компания, чем вступать с нею в бессмысленный спор. Этот частный случай не стоил бы внимания, если бы в точности не отражал процессы, происходящие в армянском обществе в целом. Почему тем не менее я остался? Во-первых, я не рву тут рубаху, как некоторые, читаю выборочно (и статью Манвеляна тоже заметил), во-вторых, не такой я рафинированный интеллигент, могу хаму и в морду дать, случись с ним реально столкнуться. Хотя прекрасно понимаю, что маргинала не исправишь. Чего стоил например отзыв некоего Самвела в одном из прошлых номеров на статью Сагабаляна "Фейс-контроль"? Дошло до того, что его стала защищать московская не армянская интеллигенция (я специально заглянул на эту страницу). Вы вообще сопоставляете иногда свою весовую категорию с тем, на кого бочку катите? Что-что, а шугать друг друга мы умеем - вот где собака зарыта. А вы - турки, азеры...
  12. да какие амбиции? Боже упаси! Гарик не псевдоним а имя. Точнее так меня зовут. Участие или неучастие в форуме зависит от присутствующих. когда присутствующие не "в теме" обсуждения, что с ними обсуждать? их комплексы? но это не форум психоанализа. Руслан не занимается статистикой - поэтму абсурдно ждать цифр. Статья не научно-прогностическая - при чём прогнозы? Если не интересны такие статьи и рассуждения - не надо просто читать. А прочитав не надо хамить никому, потому что могут ответить тем же. Зачем всё это? КГБ было право - не выпендривайтесь, слушайте "Валенки"! Если привстал с корточек, и не пльёшься шелухой от семечек, не говорит о том что готов общаться с людьми. Надо почитать лет 20 классиков по миру поездить, пару тройку языков освоить, пообщаться и тд. короче воспитать себя. а уж после того как ты АДЕКВАТЕН, вежливо поздороваться с теми, с кем хочешь пообщаться. Я Руслана знаю 50 лет. И на форуме его жизни и творчества не однодневка. И уж критики , что от меня он наслушался, ему мало кто высказал. Но тупо хамить - это в армии или милиции. Так что костя "ты попутал" , как говорит Жорик Вартанов в передачах твоего уровня. Извини - не тянешь.
  13. Constantine вы бы вернулись если так уж печетесь о депопуляйии. Меня вообще умиляют аналитики-недоучки сильно переживающие за родину которую сами оставили в поисках лучшей жизни. Сагабалян лауреат Российских премий, у него несколько опубликованных книг и сотни статей. Только это уже достаточный вклад в пользу своего народа. А эти уезжают, откроют какой нибудь магазин по прдаже зап-частей в Усть Ужопинске, и сидят, пекутся о депопуляции Армении, в которую сами возвращался не собираются. И Слава Богу что не собираются.
  14. инквизиция наших "ультра"-толерантных либералов-однодневок это что? на каком языке, что означает и как переводится? упрёк администрации сайта. Почему позволяете присутствие на сайте душевно неуравновешеных, с пожеланиями смерти и пр? Форум от присутствия подобных теряет интерес у читателя, а Руслан Сагабалян и вовсе глубоко расстроен от абсурда. Я говорил с ним. Казалось форум для рассуждения , анализа моральных аспектов того, что нас делает армянами. А от одного "урода" диспут вылился в его усмирение и преподование примитивнейших моделей поведения. вот так человек с маленькой буквы всё испортил...а жпль! тема интересная.
  15. В цивилизованных странах, где часть наших патриотов удачно попряталась, ни космополитизм, ни атеизм ни пацифизм не считаются преступлением. За это не клеймят позором.
  16. Зря Вы и Руслан Сагабалян расстраивайтесь.Таких как Константин,на этом форуме не много.Здесь,в основном люди серьёзные,правда есть и провокаторы.Но уж совсем не согласен,что подобного уровня люди едут в Урюпинск и открывают магазинчики запчастей.Они и на это не способны,умеют только чесать языком,где-нибудь в пригороде Лос-Анджелеса,где их ни свои,ни чужие не воспринимают.А статьи Руслана Сагабаляна читаю с большим интересом.
  17. Очередное пустословие и банальное сведение счетов нашей маргинальной, ультра-либеральной части форума... Вообщем, ничего нового... А самое обидное, что большинство из них, однодневки как например Борис(или Гарик) толку от которого на форуме ноль, но зато он просто по-стахановски нагружает своими нелепыми упреками и обвинениями в предательстве, хотя я никогда не жил в Ереване...И таких тут большинство...Гарик, судя по твоим комментам, с корточек(семечки грызут местные , у бакинских армян сей "деликатес" не в почете!) стал именно ты и видать совсем не давно... По миру я ездил и не раз, свободно говорю по-английски,а твое хамство выдает твою быдловатость и пещерное высокомерие...
  18. Хватит, Константин, не надо так огрызаться на людей. А Сагабаляну спасибо, он всегда дает пищу для размышлений.
  19. Я как раз из тех,кого форумчане типа Костика согнали с сайта.Да,возможно,их немного, но они умеют испортить настроение. Им в самый раз с азерами лаяться,от которых они мало чем отличаются. Они оскорбили моего хорошего друга Мишу,человека немалых лет,кандидата филологических наук,осмелившегося высказать собственную точку зрения.Просто все вместе,улюлюкая. Макс предложил им извиниться,но какое там,для этого надо быть настоящими мужчинами.Да, Костик, мы тут однодневки потому,что на одной площадке с тобой с... не сядем,но появлямся,когда хамы обижают достойных,которым в подметки не годятся. Если бы ты и тебе подобные хоть немного разбирались в литературном языке и стиле если бы читали хорошгую классику(очерки Чехова или Дорошевича) вы бы понимали,в чем преимущество Сагабаляна перед многими другими современными (и не только армянскими)авторами.Но не проводить же с вами запоздалый ликбез. А право высказывать мнение он заработал своей непростой жизнью и сороколетним творчеством на страницах сотен изданий. На самом деле он пишет не простые газетные статьи, а эссе или очерки, и без таких материалов Ноев ковчег сильно проиграл бы.Так думают многие. На одном лозунговом и воинствующем патоитизме далеко не уедешь и уж точно уважения думающих людей не заслужишь. Что касается "беженца" Костика,то слишком много внимания мы ему уделили. Не окопайся он за морями-океанами,стоило бы лично научить его уму-разуму, но проблма в том, что Костик-это не просто Костик - это целый пласт общества, живая иллюстрация топорного разгула демократии. Я,как и Сагабалян,псевдодемократическими судорогами не страдаю. Пусть каждый занимается своим делом. Иначе говоря,всяк сверчок знай свой шесток.
  20. Наш замечательный форум ровным счетом НИЧЕГО не потерял от вашего решения! Демагог вы отменный и высокомерие тоже на уровне склочного торгаша с ереванского рынка...Больше ничего...
  21. Константин, пожалуйста, не надо так. Мы в первую очередь армяне, а потом уже западники и почвенники, образованные и не очень... А читать Сагабаляна всегда приятно. Как с умным собеседником "за жизнь" поговорил. Ясно представляю эту картинку с отъезжающими. Обидно, что они стали гордиться паспортом РФ (при всем уважении к этой стране), считая его билетом в "высшее общество". У нас в Европе своих проблем хватает, всем известно. И тоже люди уезжают на заработки. Не так давно один приятель сказал мне: "Зарабатывать надо за границей, а жить только у нас". И я подумал, что он прав. Родной дом, родные лица, родные могилы... Армения, увы, надолго останется для многих в спюрке "исторической родиной", где хорошо проводить отпуск. Но погружаться в тамошнюю деловую атмосферу я бы не хотел. Все слишком жестко, конкуренция на грани фола. Тотальное неуважение армян друг к другу, порой с применением огнестрельного оружия. Да и все каналы армянского ТВ (все до единого!) стали прекрасным лекарством от ностальгии. Сагабалян тут прошелся по национальному характеру - он у армян гораздо жестче, чем у грузин, скажем. С теми жить, на мой взгляд, полегче. Об азерах вообще промолчу - чушка на чушке сидит, чушку погоняет и чушку-убийцу в герои выдвигает. Из Баку тоже многие уезжают... А еще в статье удивило, что 1-этажный дом за городом женщина построила за 200 тысяч! За эти деньги сегодня в средиземноморском курортном городе можно приличное жилье приобрести. Когда-то армянин-строитель был варпетом, сегодня превратился в рвача...
  22. Костик маниакально агрессивен на всех форумах. Я его не обвиняю: досталось, наверное, от азеров в славном городе Баку. Другой вопрос, зачем он там сидел и ждал, пока заварится каша. Я знаю немало армян, которые перебрались на родину еще в мирное советское время, в том числе и бакинцев. Его адресованное Гарику замечание о том, что "сей деликатес" (семечки) не были в почете у бакинских армян, говорит о его отношении к ереванцам. Читай: мы культурнее. Приехал бы, "окультурил". А Максу спасибо, он трезво мыслит. Жаль, что таких как он, по пальцам счесть, во всяком случае, на этом сайте.
  23. Вы статью -то читали хоть? или только комменты читаете? Чего на Константина набросились? И всегда почти во всех "посланиях" присутствует примитивное "приехали бы сюда, вернулись бы сюда" и т.д. Чего туда к вам приезжать-то? Если вы даже на форуме такие примитивные, то уж видеть вас тем более не захочется. Не знаю как вас, а меня радует, что в штатах есть наши земляки, которые учатся там в универах и колледжах, не в пример тем, кто кладет асфальт где-нибудь в мухосранске))).
  24. На других форумах не стал бы светиться, на этом скажу напоследок. Наконец, у Костика появился тут единомышленник. Статью я, разумеется, читал, как и предыдущие публикации этого автора, как и последние две его книги, как и всю информацию о нем в Интернете (чего не сделали Костик и компания). В том-то и дело,что автор философски-терпимо относится к уехавшим, и отчего они взъелись на него, совершенно непонятно. А если учесть то плохо скрываемое обстоятельство, что они, новоявленные "иностранцы", считают нас, соотечественников на родине, примитивными, то их псевдопатриотические вопли из-за бугра и вовсе видятся лицемерными. Если бы не эти вопли, никто не предлагал бы вам вернуться. Да, здесь жизнь непростая, здесь не платят хороших пособий беженцам, мы не можем рассчитывать на нормальные зарплаты и пенсии, быдла хватает, законом жонглируют. Все это мы знаем и без вас, и не хуже вас. Что касается восторгов по поводу жизни в Америке, то там (на Западе вообще) и до вас жили сотни тысяч наших земляков, так что ничего нового, из ряда вон выходящего я здесь не вижу. Сумей нынешние органично внедриться в ту жизнь и в ту культуру, стать там "своими", вряд ли они сидели бы круглые сутки на этих форумах. У них попросту не хватило бы на это времени. Я видел наших там. Два слова о нашей "примитивности". Асфальт в Мухосранске кладут не ереванцы, а жители районов, коим здесь, извините, не так комфортно, как вам, дорогие земляки, за морями-океанами. Особой продвинутости (не говоря уж об элементарной грамотности в русском языке) я в ваших комментах не обнаружил. Не знаю, в каких там университетах учится Костик,но если он станет там выступать в таком же тоне и в тех же оскорбительных выражениях, как на этих форумах, его сразу приведут в чувство.Наймут адвоката и притянут к ответу. Легче бросаться грязью из-за угла, когда тебя не достать - полная безнаказанность. Сагабалян, как автор и как человек, пользуется в Москве авторитетом не только в армянской, но и в русской культурной среде, в чем я не раз убеждался. Он мог бы не приезжать в Ереван или приезжать на короткие побывки. Но он подолгу живет здесь с нами, с "примитивными", коих вы (признались наконец!) видеть не желаете. Кто такой Костик, с чем это едят? Субъект с неустойчивой психикой. На этом сайте есть еще несколько таких же. Так что не мы, дорогой Сим-Сим, "герои интернета", а вы. У нас и другие заботы имеются.
  25. "Асфальт в Мухосранске кладут не ереванцы, а жители районов, коим здесь, извините, не так комфортно, как вам"))) Да что вы говорите? Это они сами вам сказали, ереванец вы наш ненаглядный? Давно меня так не смешили. Все в кучу смешали, да уж. Знаете, лучше идите и занимайтесь дальше вашими "заботами", а форум, как тут уже справедливо заметили выше, без вас не дрогнет.
  26. Заглянула на страницу и вижу, меня тут наши "культурные" форумчане назвали "пришибленной". Не обижаюсь. Женщины ваши пришибленные, если таковые у вас есть. Одного не пойму: почему вы то и дело повторяете "наш форум"? Кто решил, что это ваш личный забор, на котором можете писать все что придет в вашу буйную голову?
  27. Размик, Костя агрессивен, это верно. У него аналитический ум сочетается с дремучим хамством. То на азеров налетает, хотя на этих вонючих чушек надо смотреть свысока, как на второсортных существ. То наших оскорбляет - "либерасты", "космополиты продажные" и т.д. Компанию нашел себе подобных, неуважительно говорит об Америке, которая его приютила. Это вообще стыдуха! Армяне всегда были благодарным народом, а тут... "Сионистов", "пиндосов", "продажных европейцев" - эта компашка мракобесов будет обсуждать с радостью, хлебом их не корми! Их послушать, так Армения должна дружить исключительно с Ираном, Северной Кореей, Асадом, недобитыми коммунистами, Лимоновым и мытищинско-бирюлевскими русскими единомышленниками. Причем ребята-то не дураки - Волкодав, Вася и др. ТОлько некий Странник откровенно омерзителен со своими ортодоксальными взглядами и мерзким отношением к людям ... А из Баку, Размик, Костя никак не мог уехать, так как был еще ребенком. Не надо ни его, ни его родителей в этом обвинять. И еще укол в ваше сторону. Это вы такой рассудительный и спокойный, уважительный к людям. Но ведь многие хайастанцы не лучше Крсти с компашкой. Всех в спюрке считают предателями, покинувшими родину, хотя многие из нас в Армении вообще не жили. Огрызаются, когда критикуешь Сержика и его режим. Разве не так? Будем объективными.
  28. Надо отдать Размику должное, со склочностью и агрессивностью у него все в порядке, но интеллигентности и такта нет абсолютно никакого... Боже мой, если это элита этого города, то как же себя ведет плебс ереванских окраин...? Ничего не скажешь, "культура" так и прет... Сим, СПАСИБО Вам большое за слова поддержки, я этого не забуду!От нудного, но мстительного конформиста Евросоюзного, я другого и не ждал...Но позиция Макса, несколько разочаровала...
  29. Все верно. Я уже говорил, что не обвиняю Костика, подробностей его биографии не знаю, как и он не знает тех, на кого остервенело бочку катит. Меня больше волнует общая ситуация. Если мы проявляем друг к другу крайнюю степень нетерпимости и хамства, то стоит ли удивляться отношению к нам со стороны других? А этот постоянный лай с азерами низкого пошиба на сайте и меня раздражает. Скажи, с кем ты переругиваешься. и я скажу, кто ты. В этом смысле и нам не следовало бы спорить с Костиком и компанией, но ничего не поделаешь - вроде как "свои", и обиднее всего именно это обстоятельство.
  30. Да не уделяйте вы им так много внимания! С невеждами спорить - жизни не хватит.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты