Смешанные браки – синтез крайностей
Возможно, если бы в Армении не было демографической проблемы, то смешанные браки не воспринимались бы столь болезненно. Но факт налицо – чем дальше, тем больше супружеских пар разных национальностей как один из шансов выехать из страны. Более того, зачастую супруги из разных религиозных конфессий. Но насколько подобные браки психологически полноценны? С этим вопросом я обратилась к Владимиру Микаеляну – кандидату психологических наук, доценту кафедры социальной психологии ЕГУ и директору психологической службы Anima.
– Смешанный брак – это ваимоотношение двух культур, взаимоотношение супружеских моделей и взаимоотношение моделей воспитания. Казалось бы, чем ближе стоят друг к другу народы – и территориально, и исторически, и духовно, – они должны иметь меньше проблем. Христианам одной нации легче найти точку соприкосновения с христианами другой нации, потому что есть общая религиозная культура. И если в этом смешанном браке произошел конфликт, то он произошел не столько между мужчиной и женщиной, сколько между их культурами.
Возьмем случай, когда девушка воспитывается в славянской культурной религиозной среде и, выйдя замуж за армянина, попадает в другую христианскую среду. Что их объединяет? Христианское мировоззрение. Оно на самом деле не оговаривается – оно предполагается. Стало быть, если мы христиане, мы должны одинаково смотреть на ряд обстоятельств, окружающих нас. Оказывается, этого недостаточно. Разные культуры воспитывают разные мировоззрения. Та самая русская девушка сталкивается с тем, что систем табу у армян намного больше, чем у русских, хотя и те, и другие христиане. Она не может понять, почему муж требует, чтобы она одевалась иначе, чтобы в обществе она вела себя по-иному, не смотрела на других мужчин, подолгу не разговарила с чужими мужчинами, предпочитала иные блюда и так далее, и тому подобное. Не прими она условий мужа, могут конечно же быть конфликты. И возникают они, как правило, на уровне быта. Практика показала, что должно пройти около семи лет, чтобы отношения между супругами в смешанных браках нормализовались, притерлись, чтобы супруги сумели совместить культурные, религиозные, семейные модели. Так формируется некое общее мировоззрение – общее отношение к жизни.
– В поисках заработка многие армянские мужчины уезжают в ближнее зарубежье, и в частности в Россию. Что меняется в их психологии?
– В Росиии армянский мужчина старается побыстрее территориально адаптироваться, иначе он не сможет там жить дальше. Со временем с ним происходит метаморфоза – по национальности он продолжает оставаться армянином, а по поведению, по мировоззрению больше походит на славянина. Происходит смена культурной идентичности – вынужденная адаптация в другой культурной среде.
– Что же его спасает?
– Армянского мужчину спасает его же мотивация. Собственно, если он женился на русской и живет в России, то какая у него может быть самая серьезная мотивация? В первую очередь он хочет иметь российское гражданство, и ради этого он терпит всевозможные трудности, бывает даже, бросает семью в Армении... Таким образом, он убегает от проблем, зная, что для него в России поле разрешений шире. Россия большая – больше возможностей. А в Армении, наоборот, проблем больше, чем их разрешений.
– Куда же деваются его патриархальное воспитание, патриотизм вкупе с отцовской ответственностью?
– Здесь скорее всего срабатывает защитный механизм: да, он не перестает думать о своих детях, о своей семье, но при этом он надеется на то, что если у нас, армян, групповое мышление, то родственники помогут, не оставят семью пропадать. Страх вернуться намного сильнее. И, кстати сказать, такие проблемы чаще всего возникают в деревнях. На самом деле, верно сказано, чем меньше интеллект, тем ниже ответственность, и наоборот.
– Что же движет русской женщиной, которая соглашается выйти замуж за армянина, наперед зная, что попадает, скажем, в семью с устоявшимися традициями и ритуалами?
– Она не бежит из России, она бежит к своему личному счастью. Славянка в Армении формирует семью, стараясь сгладить все углы непонимания, неприятия. А с другой стороны, в армянской среде она обретает защищенность, которую не может получить у себя на родине. И главное, она знает, что перед ней не встанет проблема алкоголизма, она уверена, что главную заботу о семье возьмет на себя ее муж...
– И об этой черте армянских мужчин хорошо осведомлены армянки, которые воспринимают сей факт как должное...
– У армянских женщин есть потребность посидеть в «золотой клетке». Чтобы муж ухаживал за ней, все ей покупал и помогал растить детей. Для армянских женщин намного важнее утвердиться в своем социальном статусе; социальный заказ для них – превыше всего. И заметьте, социальный сценарий жизни у нас и сценарий жизни у русских совершенно отличаются. У нас что важно? Окончил школу, получил диплом, теперь можно выходить замуж. Какое-то звено упущено – уже проблема. Или вышла замуж, а детей нет – опять социальный сценарий не сработал, и не миновать проблем. Если сценарий срабатывает всецело, то женщина себя считает счастливой. Считает, а не чувствует, потому что она вписалась в социальный сценарий общества.
– А когда оставляют семью и уходят в другой брак – означает ли это выход из сценария социальной жизни?
– Безусловно. Кстати, у армянских мужчин легко устанавливаются отношения с русскими женщинами, потому что последние не строят сложных препятствий, они непосредственны и легки. И надо бы признать, что у славян это очень хороший компонент натуры и души – они очень легко устанавливают отношения, у них нет всех этих исторически сложившихся и чуть ли не генетических преград. И в этом смысле это большое достижение культуры, этноса. Это нам присущи сложности в этом вопросе, мы ставим преграды. У нас это страх, защита, желание установить гарантированные отношения, не обмануться, не прогореть на чем-то. Это страх учиться на собственных ошибках. Мы любим учиться на чужих ошибках. А ведь учиться на чужих ошибках – это означает учиться чужим ошибкам.
– В обществе нынче многое делается с оглядкой на церковь. Так вот Армянская Церковь против смешанных браков и не благословляет браки с иностранцами...
– Армянская Церковь против браков, если речь идет о другой религии. В сегодняшней Армении, заселенной иранцами и сирийцами, это действительно серьезная проблема. Я проводил опросы среди студентов на эту тему: 90% студенток-девушек против браков с мусульманами, но 10% – допускают сей факт. То есть для 10% важен сам человек, а не его национальность, а 90% – зациклились на национальности. Это уже наследие филогенетическое, христианское, и ничего с этим не поделаешь. Правда, здесь надо учитывать и тот факт, что можно иметь установку, но в реальном поведении поступить иначе. Никогда установка не должна быть в приоритете. Но если такое все же произошло и христианка вышла замуж за мусульманина, то она должна знать, на что идет. С точки зрения ислама, женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом. При этом священная книга мусульман Коран призывает мужей наказывать жен в случае их неповиновения, несогласия или просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что жен своих надо запугивать, бранить и бить, когда не слушаются… Между свекровью и по-русски свободолюбивой или по-армянски упрямой невесткой начинаются, как правило, ссоры. Поэтому многие браки распадаются в самом начале совместной жизни. Большинство жен в таких случаях уезжает обратно. Но бывает и так, что женщины постепенно смиряются со своей ролью невестки в патриархальной семье, усваивают нормы поведения, принятые у местных жителей, выучивают язык и, в конечном счете, совсем омусульманиваются. Чтобы, идя таким путем, сохранить брак, ей необходимо огромное терпение. Фактически, если женщина вступает в брак с представителем другой нации, носителем другой культуры, она отдаляется от этнической, национальной среды. Тогда ее начинают считать своей и хорошо к ней относятся – правда, только при условии, что она примет ислам и будет соблюдать обычаи.
...В смешанных браках очень важна готовность супругов адаптироваться друг к другу. Очень важно, чтобы супруги понимали, что брак – это не противостояние, это попытка слияния. Очень верно сказано, что браки совершаются на небесах, случайных браков не бывает. Даже если он распадается, это тоже не случайно. Чему-то ведь этот брак должен научить человека. Вопрос в другом – что каждый ждет в этом браке. Я считаю, если человек не адаптирован к своей среде, в чужой среде он тоже не адаптируется.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии