№ 3 (209) Февраль (16–28) 2013 года.

Смешанные браки – синтез крайностей

Просмотров: 97772

Возможно, если бы в Армении не было демографической проблемы, то смешанные браки не воспринимались бы столь болезненно. Но факт налицо – чем дальше, тем больше супружеских пар разных национальностей как один из шансов выехать из страны. Более того, зачастую супруги из разных религиозных конфессий. Но насколько подобные браки психологически полноценны? С этим вопросом я обратилась к Владимиру Микаеляну – кандидату психологических наук, доценту кафедры социальной психологии ЕГУ и директору психологической службы Anima.

– Смешанный брак – это ваимоотношение двух культур, взаимоотношение супружеских моделей и взаимоотношение моделей воспитания. Казалось бы, чем ближе стоят друг к другу народы – и территориально, и исторически, и духовно, – они должны иметь меньше проблем. Христианам одной нации легче найти точку соприкосновения с христианами другой нации, потому что есть общая религиозная культура. И если в этом смешанном браке произошел конфликт, то он произошел не столько между мужчиной и женщиной, сколько между их культурами.

Возьмем случай, когда девушка воспитывается в славянской культурной религиозной среде и, выйдя замуж за армянина, попадает в другую христианскую среду. Что их объединяет? Христианское мировоззрение. Оно на самом деле не оговаривается – оно предполагается. Стало быть, если мы христиане, мы должны одинаково смотреть на ряд обстоятельств, окружающих нас. Оказывается, этого недостаточно. Разные культуры воспитывают разные мировоззрения. Та самая русская девушка сталкивается с тем, что систем табу у армян намного больше, чем у русских, хотя и те, и другие христиане. Она не может понять, почему муж требует, чтобы она одевалась иначе, чтобы в обществе она вела себя по-иному, не смотрела на других мужчин, подолгу не разговарила с чужими мужчинами, предпочитала иные блюда и так далее, и тому подобное. Не прими она условий мужа, могут конечно же быть конфликты. И возникают они, как правило, на уровне быта. Практика показала, что должно пройти около семи лет, чтобы отношения между супругами в смешанных браках нормализовались, притерлись, чтобы супруги сумели совместить культурные, религиозные, семейные модели. Так формируется некое общее мировоззрение – общее отношение к жизни.

– В поисках заработка многие армянские мужчины уезжают в ближнее зарубежье, и в частности в Россию. Что меняется в их психологии?

– В Росиии армянский мужчина старается побыстрее территориально адаптироваться, иначе он не сможет там жить дальше. Со временем с ним происходит метаморфоза – по национальности он продолжает оставаться армянином, а по поведению, по мировоззрению больше походит на славянина. Происходит смена культурной идентичности – вынужденная адаптация в другой культурной среде.

– Что же его спасает?

– Армянского мужчину спасает его же мотивация. Собственно, если он женился на русской и живет в России, то какая у него может быть самая серьезная мотивация? В первую очередь он хочет иметь российское гражданство, и ради этого он терпит всевозможные трудности, бывает даже, бросает семью в Армении... Таким образом, он убегает от проблем, зная, что для него в России поле разрешений шире. Россия большая – больше возможностей. А в Армении, наоборот, проблем больше, чем их разрешений.

– Куда же деваются его патриархальное воспитание, патриотизм вкупе с отцовской ответственностью?

– Здесь скорее всего срабатывает защитный механизм: да, он не перестает думать о своих детях, о своей семье, но при этом он надеется на то, что если у нас, армян, групповое мышление, то родственники помогут, не оставят семью пропадать. Страх вернуться намного сильнее. И, кстати сказать, такие проблемы чаще всего возникают в деревнях. На самом деле, верно сказано, чем меньше интеллект, тем ниже ответственность, и наоборот.

– Что же движет русской женщиной, которая соглашается выйти замуж за армянина, наперед зная, что попадает, скажем, в семью с устоявшимися традициями и ритуалами?

– Она не бежит из России, она бежит к своему личному счастью. Славянка в Армении формирует семью, стараясь сгладить все углы непонимания, неприятия. А с другой стороны, в армянской среде она обретает защищенность, которую не может получить у себя на родине. И главное, она знает, что перед ней не встанет проблема алкоголизма, она уверена, что главную заботу о семье возьмет на себя ее муж...

– И об этой черте армянских мужчин хорошо осведомлены армянки, которые воспринимают сей факт как должное...

– У армянских женщин есть потребность посидеть в «золотой клетке». Чтобы муж ухаживал за ней, все ей покупал и помогал растить детей. Для армянских женщин намного важнее утвердиться в своем социальном статусе; социальный заказ для них – превыше всего. И заметьте, социальный сценарий жизни у нас и сценарий жизни у русских совершенно отличаются. У нас что важно? Окончил школу, получил диплом, теперь можно выходить замуж. Какое-то звено упущено – уже проблема. Или вышла замуж, а детей нет – опять социальный сценарий не сработал, и не миновать проблем. Если сценарий срабатывает всецело, то женщина себя считает счастливой. Считает, а не чувствует, потому что она вписалась в социальный сценарий общества.

– А когда оставляют семью и уходят в другой брак – означает ли это выход из сценария социальной жизни?

– Безусловно. Кстати, у армянских мужчин легко устанавливаются отношения с русскими женщинами, потому что последние не строят сложных препятствий, они непосредственны и легки. И надо бы признать, что у славян это очень хороший компонент натуры и души – они очень легко устанавливают отношения, у них нет всех этих исторически сложившихся и чуть ли не генетических преград. И в этом смысле это большое достижение культуры, этноса. Это нам присущи сложности в этом вопросе, мы ставим преграды. У нас это страх, защита, желание установить гарантированные отношения, не обмануться, не прогореть на чем-то. Это страх учиться на собственных ошибках. Мы любим учиться на чужих ошибках. А ведь учиться на чужих ошибках – это означает учиться чужим ошибкам.

– В обществе нынче многое делается с оглядкой на церковь. Так вот Армянская Церковь против смешанных браков и не благословляет браки с иностранцами...

– Армянская Церковь против браков, если речь идет о другой религии. В сегодняшней Армении, заселенной иранцами и сирийцами, это действительно серьезная проблема. Я проводил опросы среди студентов на эту тему: 90% студенток-девушек против браков с мусульманами, но 10% – допускают сей факт. То есть для 10% важен сам человек, а не его национальность, а 90% – зациклились на национальности. Это уже наследие филогенетическое, христианское, и ничего с этим не поделаешь. Правда, здесь надо учитывать и тот факт, что можно иметь установку, но в реальном поведении поступить иначе. Никогда установка не должна быть в приоритете. Но если такое все же произошло и христианка вышла замуж за мусульманина, то она должна знать, на что идет. С точки зрения ислама, женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом. При этом священная книга мусульман Коран призывает мужей наказывать жен в случае их неповиновения, несогласия или просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что жен своих надо запугивать, бранить и бить, когда не слушаются… Между свекровью и по-русски свободолюбивой или по-армянски упрямой невесткой начинаются, как правило, ссоры. Поэтому многие браки распадаются в самом начале совместной жизни. Большинство жен в таких случаях уезжает обратно. Но бывает и так, что женщины постепенно смиряются со своей ролью невестки в патриархальной семье, усваивают нормы поведения, принятые у местных жителей, выучивают язык и, в конечном счете, совсем омусульманиваются. Чтобы, идя таким путем, сохранить брак, ей необходимо огромное терпение. Фактически, если женщина вступает в брак с представителем другой нации, носителем другой культуры, она отдаляется от этнической, национальной среды. Тогда ее начинают считать своей и хорошо к ней относятся – правда, только при условии, что она примет ислам и будет соблюдать обычаи.

...В смешанных браках очень важна готовность супругов адаптироваться друг к другу. Очень важно, чтобы супруги понимали, что брак – это не противостояние, это попытка слияния. Очень верно сказано, что браки совершаются на небесах, случайных браков не бывает. Даже если он распадается, это тоже не случайно. Чему-то ведь этот брак должен научить человека. Вопрос в другом – что каждый ждет в этом браке. Я считаю, если человек не адаптирован к своей среде, в чужой среде он тоже не адаптируется.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 374 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Хороший заголовок! Это в самом деле синтез крайностей. Я за смешанные браки и обновление нашей древней крови. Однако в Армении общество консервативно. Думаю, процентов 75-80 против смешанных браков. И зря.
  2. Пребывание Армении в составе империй монголов, арабов и тюрок отразилось на внешности армян, а вхождение в состав Российской империи – не отразилось. А жаль. Нашему индоевропейскому армянскому языку должна соответствовать индоевропейская, а не афро-азиатская внешность.
  3. Где ты видел армян с афро азиатской внешностью? Это турки наших детей и девушек воровали и стали похожи на нас, если бы турки на нашу внешность оказали бы влияния, то мы армяне были бы как, узкоглызые монголоиды похожи на киргизов, армяне больше с персами замешаны с глубин веков, к тому же мы одной ветви народы, а индоевропеец это не значит быть бландином, есть и южный тип индоевропейцев, персы, курды, пакистанцы, индийцы, они что тоже с турками помешанны?
  4. Можно быть за смешанные браки в пределах Армении, так как дети будут воспитанны армянами и создадут семьи с армянами, но за границей если арянин женился на другой девушке. то поверь мне, его потомство потерянно для армянской нации, так как его дети уже не знают армянского и воспитываются уже не по армянски и уже стесняются армянства, и потом сами тоже женятся и выходят замуж за не армян, и все, конец роду и племени, еденицам удается удержать детей армянами, Например если дочька с 14 лет курит и гуляет и говорит хохлушка мама разрешает, я уже взрослая, такую конечьно армянин в жены уже не возмет
  5. А что имел ввиду Владимир Микаелян, говоря "В сегодняшней Армении, заселенной иранцами и сирийцами..."? Если страна уже заселена иранцами и сирийцами, а армяне только иногда еще встречаются, то пора бы заменить название страны как устаревшее. А-то какое-то несоответствие получается.
  6. Вопрос пропитан неуместной иронией. Надо знать историю и уметь оценивать великодушие( в данном случае армянское0, чтобы не писать ерунды. Простите.
  7. пропоганда ассимиляции армян
  8. Для рассеянных по миру народов нет никаких плюсов. Это прямой путь к растворению среди окружающих народов. Не ясно?
  9. самая большая прблема армении не внешняя угроза или полу блокада,а именно моноэтничность.она делает армению вынужденно этнократической страной(подчеркиваю вынужденой),а это очень плохо для развития страны и именно моноэтничность провоцирует отток молодого населения из страны.поскольку формирует комплекс отторванности от большого мира.утверждаю-психологическии фактор эмиграции куда сильнее экономического
  10. Ты тоже, лже-Айвазовский, продался? Не позорь настоящего Айвазовского! Он женился, когда был молод и глуп, на англичанке, затем, поумнев - на армянке.
  11. Ничего он не мутит, правильно говорит! Нашу древнюю армянскую кровь надо обновлять, а то в цыган превратимся. Те женятся на своих сестрах и кузинах, вот и плодят урода за уродом. Я не расист, но правде надо смотреть в глаза. А замечание Гранта про южный тип индоверопейцев меня совсем не порадовало. Персы, курды, пакистанцы и индийцы - дай Бог им здоровья, но они черные и мало привлекательны. А нелюбимые Грантом турки (я их тоже не очень) за сто лет намного улучшили свой генотип, смешав свою кровь с гречанками, армянками и славянками. Сегодня они, к сожалению, по типажу ближе к европейцам, чем наши армяне. Особенно из деревенской глубинки. Я за смешанные браки и воспитание в них детей по армянским традициям.
  12. Опять же обший вывод таков, Смешанные браки в пределах Армении хорошо и полезно для нации, а смешанные браки в не Армении, это ассимиляция и исчезновение армянской нации, для других наций полезно
  13. Кари джан, Спасибо! Все сразу встало на свои места. Были вопросы на которые я не мог дать ответы до сегодняшнего дня.
  14. Надо смотреть на армянские проблемы не из-под юбки жены-инородки, а с точки зрения интересов армянского народа. Где теперь миллионы армян Индии, Китая, Польши и т.д.? Стали жертвами "обновления" крови.
  15. Уважаемые форумчяне, известно ли вам, что в мусульманских гаремах начала 20 века, и особенно в турецких, лучшими считались армянские жены. Они были в почете и лакомым кусочком для богатых хозяев-мусульман?..И, кстати, матерью Абдул-Гамида тоже была армянка...
  16. Армянские женщины всегда были лучшими женами.Не утерять бы традиции.
  17. Дорогой, откуда это взялись "миллионы армян" в Индии, Китае и Польше? Читать надо больше :))
  18. Не совсем понимаю, что вы хотите сказать, вспоминая про мать Абдул Гамида. Факт порождение ею этого чудовища и организатора массовых убийств в Западной Армении как-то может характеризовать его мать и всех армянок с положительной стороны? Вообще сам факт былого наличие большого количества армянок в мусульманских и в частности турецких гаремах это позор нашей нации и многих поколений армянских мужчин, которые этот позор допустили. Странно вспоминать о позоре в каком-то позитивном контексте.
  19. Вы правы: читать надо больше. Но не антиармянскую макулатуру.
  20. О том, как почитались армянки в султанских гаремах можно прочество в книге Майкла Арлена-младшего «Путешествие к Арарату». Этот факт исторический и не надо так болезненно относится к тому, что давно кануло в прошлое.
  21. Вопрос армянок в гаремах спорный, позор или нет, если не позор то и не гордость, Скажем украли девушку лет 12 и привезли в гарем, она явно не дает еше себе отче что происходит, она еше ребенок, а через пару лет воспитания она уже явно не армянка, гаремная женшина никто, и влиять на воспитание детей никак не сможет, и поэтому и есть такой абсурд как мать Абдула Гамида вроде армянка, но уже только биологически, другое дело когда в гаремы пихали взрослых девушек и женшины, и многие из них кончали жизнь самоубийством, а иногда и своего нового мужа с собой забирали на тот свет, или сбегали потом, Обычно после воровства армянок, армяне тоже отвечали тем же украв турчанку с ближайшего села, Но турчанки тогда зная об этом, сами выходили на улицы и сами хотели чтоб их украл бы русский или армянин, потому что знали что будут единственной женой дома, а не гаремной у турка или курда, нормальная осознанная девушка никогда гарем не уважала и не стремилась туда
  22. Уж коль речь зашла о гаремах и армянках, то, согласен с теми, кто говорит, что эти примеры в качестве положительного факта приводить, естественно, нельзя. А вина наша, мужская, в том, что допустили такое явление.Не боролись должным образом, были сверхлояльными к чудовищу, все думали умаслить, ублажить, откупиться от чудовища, авось отстанет.
  23. Армения стала закрытой страной. Это раньше приезжали из России, создавали армяне семьи с русскими девушками. Сейчас таких пар очень мало. А жаль. Смешанные семьи рождали красивых детей. Генофонд менялся, светлее дети становились, выше ростом... Сейчас их практически нет, все полукровки в Москве и других российских городах. Воспитают их в армянских традициях, это уже вопрос к отцам-армянам.
  24. По поводу социальных установок - всё верно подмечено. Среди армян устройство личной жизни очень и очень зависит от социальных установок. Делают ли эти социальные установки человека счастливым? Думаю не всегда... Полагаю, многие живут сетуя на тяжёлую личную жизнь, но следуя социальным установкам... Согласна по поводу того, что другие христианские народы живут в других социальных установках, и, верно подмечено, они проще относятся, а мы очень сильно заморачиваемся. Тяжело, кстати, армянам, живущим вне родины (те которые живут в самой Армении следуют социальным установкам - и нравится или не нравится - так живут). Армяне, живущие вне родины, либо перетерпевают конфликт жизненных шаблонов, либо так и остаются в зависимости от социальных установок. Это объясняет, большое количество неженатых армян/армянок в диаспоре, которые, к сожалению, также не могут приспособиться (потому что уже имеют определенное влияние другой культуры) к жизни с армянином/армянкой в самой Армении.
  25. Не надо мудрить и вести споры. Смешанные браки надо всячески приветствовать, улучшая тем самым наш ГЕНОФОНД. Другое дело, как воспитать в полукровках вне Армении патриотов. Это уже другая проблема. Даже в чистейших армянских семьях, где отродясь не было других наций, растут дети, которым Армения и армянский мир глубоко по барабану. Особенно таких много в России.
  26. Интноемно, от смешанных браков в Армении может изменится и менталитет местного населения, и особенно ереванских безпонтовых аперо?
  27. Может улучшится ваш, а не наш, армянский генофонд.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты