№ 3 (209) Февраль (16–28) 2013 года.

Феликс Станевский: В вопросе о Турции и Карабахе общество переспорило дипломатов

Просмотров: 5880

– Феликс Иосифович, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию вокруг Нагорного Карабаха? Есть ли надежда на ее урегулирование в обозримом будущем? Об этом не раз заявляли политики и дипломаты, однако кардинальных сдвигов к лучшему пока не видно...

– Начиная с 2009 г. шел процесс, который вызывал в США, Европе и России некий оптимизм относительно возможности карабахского урегулирования. Дело дошло до того, что в ходе саммита «восьмерки» в итальянском городе Аквила главы государств – сопредседателей Минской группы ОБСЕ выступили с заявлением о возможном урегулировании карабахского кризиса в скором будущем. Это не было каким-то необдуманным конъюнктурным выводом. Авторитетные государственные деятели сделали его на основе докладов, которые опытные и грамотные дипломаты представили руководителям РФ, США и Франции… Однако прогнозы не оправдались. Почему?

Не так давно многим казалось, что к точке компромисса наконец-то подошли армяно-турецкие отношения. Посредником в их урегулировании выступила Швейцария. Процесс продвинулся до того, что в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ были подписаны документы, из которых следовало: наступает время установления дипломатических отношений между Арменией и Турцией, появилась перспектива открытия армяно-турецкой границы. Швейцария имеет немалый опыт посредничества в непростых международных вопросах, документы готовились опытными экспертами, которых не обвинишь в недооценке сложности проблем. Но все же и в этом случае нормализации отношений не произошло, и радужные надежды испарились.

И в армяно-турецких отношениях, и особенно в отношениях между Азербайджаном и Арменией в связи с Карабахом обстановка с конца 2010 года стремительно ухудшалась, вплоть до того, что снова начались разговоры о возможном военном столкновении. Масла в огонь добавило в середине 2012 г. так называемое «дело Сафарова».

Что стало причиной этой негативной эволюции? Не претендую на истину в последней инстанции, с моей интерпретацией можно не согласиться, но хотел бы ее высказать. Дело, на мой взгляд, не в том, будто нет предпосылок к урегулированию карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений. Они есть, и дипломаты отчасти уже трансформировали эти возможности в конкретные документы. Речь идет, например, о согласованных Мадридских принципах, представляющих собой больше чем «дорожную карту», намечающих не только направление движения, но и сами основы достижения компромиссов. Документы армяно-турецкой нормализации на столе. Уровень сближения сторон на рубеже 2010-2011 гг. был достаточно высоким. Но вновь зададимся вопросом: почему же пока не получилось?

Все дело в том, что к договоренностям, достигнутым на уровне дипломатии, к неизбежным компромиссам, в которых каждой из сторон приходилось чем-то поступаться, оказалось не готово общественное мнение и Азербайджана, и Турции, и Армении. Общественное мнение поставило «челночным» усилиям профессионалов жесткий барьер. Что и привело к отрицательному результату.

– Ситуация получается очень похожей на долгий бракоразводный процесс. Адвокаты давно все обсудили, поделили, бумаги готовы к подписи… а бывшие супруги никак не отвыкнут кричать и вцепляться друг другу в волосы… Причем своя логика и «своя правда» есть у всех действующих лиц семейной драмы.

– Да, так и есть. Хорошая аналогия. В данном случае дело осложняется еще и тем, что не только «бывшие» враждуют, но в еще большей степени – их многочисленная родня. Любое неосторожное слово или жест – и сразу идет волна возмущения… Недовольство, которое в таких вопросах всегда проявляют радикально настроенные группы, вспыхивает как порох, распространяется, но гасится с трудом. Особенно если желание гасить, а не раздувать пожар не слишком велико. Нередко вину за десятилетиями тлеющий конфликт, готовый вот-вот вспыхнуть, возлагают на сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Но положа руку на сердце, можем ли мы сказать, что хоть сколько-нибудь равный путь к достижению компромисса прошло общественное мнении Армении и Азербайджана?

– Роль «третейского судьи» иногда могут сыграть представители диаспоры. Каковы, по-Вашему, их реальные возможности это сделать?

– Ответ не так прост, как может показаться. Не хотел бы никого обидеть и заранее прошу прощения, если мои взгляды спорны. Но ведь вас интересует мое мнение. По-моему, армянская диаспора России вела себя, например, в вопросах армяно-турецкого урегулирования гораздо более обдуманно, чем это делали армянские организации в западных странах. И дело здесь не в темпераменте, не в политической ориентации. Все глубже. Армянская диаспора в Европе – это в основном люди, предки которых выехали из Армении несколько поколений назад. Они помнят о своих корнях, они ими живут. Но эти корни в основном уходят в землю не нынешней Армении, а того турецкого государства, откуда их деды и прадеды вынуждены были бежать после страшной резни 1915 г. Они гораздо чаще патриоты не сегодняшней Армении с ее нынешними государственными необходимостями, а «армянства» как понятия, как базовой жизненной ценности, которую им через родителей передали те, кто когда-то спасался бегством из Турции. В целом их интересы и взгляды совпадают с интересами жителей самой Армении. Но не полностью, не во всех нюансах. Проблема геноцида для них – вопрос, довлеющий над всеми другими. Они не в состоянии равным образом чувствовать, что такое геополитическая полуизоляция, в которой находится современное армянское государство. И хотя в деле нормализации отношений в треугольнике Азербайджан – Турция – Армения от первых двух зависит больше, чем от последней, хотя бы потому, что это соотношение двух сторон к одной, позиция армянской диаспоры на Западе, случается, не способствует урегулированию.

– Есть люди, чья профессия – влиять на общественное мнение. Я имею в виду политические партии, движения, властную прослойку. Что в такой ситуации могут они?

– В условиях, когда общественное мнение не готово к компромиссам, политические партии, отдельные политики и даже главы государств мало что в состоянии сделать. Политические режимы в Армении и в Азербайджане различны. Но вопрос об урегулировании конфликтов со страной-соседом в любом случае – это вопрос стабильности государства и судеб его властной элиты. Налаживание отношений объективно требуется, оно в интересах государств. И все-таки любые шаги в этом направлении чреваты тем, что бескомпромиссное общественное мнение «не поймет» и не поддержит политика. Естественно, что политик этого опасается. Зависимость политиков от общественного мнения в том, что составляет «главный национальный вопрос», крайне велика.

– В Армении скоро выборы. Их уже успели назвать «максимально свободными от общественного мнения», если иметь в виду шансы действующего президента на победу над прочими конкурентами. Дает ли это ему дополнительную «свободу маневра» в вопросах, касающихся Азербайджана и Турции?

– Поле для маневра в случае победы Сержа Саргсяна на выборах несколько расширится. Есть объективные факты. Президенту нельзя поставить в вину остроту кризиса вокруг Нагорного Карабаха. От него далеко не все зависит. Действующая власть пользуется в стране достаточным кредитом доверия хотя бы потому, что одно дело – внутренняя ситуация и ожесточенные политические споры о ней, а другое – положение страны на международной арене. Оно у Армении неплохое. Власти можно поставить в заслугу и то, что Армения достойно пережила экономический кризис. Хотя этот кризис проходил в условиях куда более трудных для нее, чем для подавляющего большинства государств мира. Сравните, например, с тем, что в последние месяцы мы наблюдали в Греции. А ведь у греков, даже если учесть их исторически непростые отношения с турками, и близко не было столь напряженного конфликта, как у Армении с Азербайджаном. Прибавьте к этому тот факт, что Греция окружена морями, а у Армении вообще нет выхода к морю. Среди европейских стран вы не найдете такой, которая бы находилась в такой географической «полуизоляции», как Армения. Нет другой страны в Европе с такими же тяжелыми транспортными проблемами. При всем том Армения испытывала давление извне. Так, для Армении большая отдушина – открытая граница с Ираном, однако развитие отношений с этой исламской республикой не всегда находило понимание в некоторых западных странах, где было ощутимо недовольство, пусть и не всегда высказываемое.

Пройти финансовый и экономический кризис в таких условиях было трудным делом. Конечно, не все трудности позади, да и сам международный кризис все еще дает о себе знать. Но однозначно можно сказать, что в это трудное время население Армении показало высокий уровень гражданской ответственности. И простые люди, и руководство, которое нашло верную линию.

– Последний месяц перед выборами всегда порождает к жизни массу прогнозов. В том числе и негативных. Что, по-Вашему, действительно может сейчас дестабилизировать и осложнить политическую ситуацию в Армении и вокруг нее?

– Попятное движение никогда нельзя исключать. Но все же я не пессимист. Власть не совершает явных и грубых ошибок, оппозиция пребывает в состоянии глубокого раскола. Даже то, что лидер «Процветающей Армении» Гагик Царукян отказался от выдвижения своей кандидатуры, говорит о прочности позиций действующего президента. Судя по списку кандидатов, большой интриги в ходе выборов не просматривается. По крайней мере, пока.

Конечно, никогда нельзя сбрасывать со счетов какой-нибудь форс-мажор: природные и техногенные катаклизмы, неожиданные перемены на международной арене… Но будем надеяться, ничего подобного не случится и негативные сценарии такого рода на политической сцене воплотиться в жизнь не смогут.

– Как Вы оцениваете возможность влияния на процесс урегулирования конфликтов со стороны «третьих сторон» – России, государств Европы, членов Минской группы ОБСЕ? Могут ли они включить некие экономические рычаги, чтобы воздействовать на непримиримых противников со стороны «базиса», а не только «надстройки», выражаясь в духе марксизма?

– Я не вижу таких рычагов. И не думаю, что марксизм – учение истинное, потому что верное. Его логика работает с большими перебоями. В дальней же перспективе дело урегулирования, как мне представляется, должно будет пойти более сложным путем постепенного формирования более спокойного, чем сейчас, отношения общества к этим проблемам. Пока что мнения с обеих сторон бескомпромиссны. Однако вряд ли тут могут оказать серьезное влияние (и тем более давление) третьи стороны и посредники, пусть даже самые влиятельные. Их роль вообще гораздо скромнее, чем это иногда кажется двум конфликтующим сторонам. Возможности России, равно как и других сопредседателей Минской группы ОБСЕ, связаны ныне с тем, чтобы воздействовать на руководство противостоящих сторон, призывая к сдержанности и сохранению хотя бы тех условий, которые позволяют не доводить ситуацию до точки кипения. Не дай бог на Кавказе вспыхнет новая война. Для России такая опасность очень серьезна. В этом регионе находятся девять субъектов РФ, через Большой Кавказский хребет, как показывает недавняя история, легко переваливаются волны миграции и несут с собой массу сопутствующих проблем. Вспомните, чем стали для России те 4 миллиона человек, которые прибыли на ее территорию с Южного Кавказа, когда страна была совершенно не готова к такому наплыву. И можно даже не особенно распространяться о тех временах, когда в Панкисском ущелье действовали базы боевиков так называемой Республики Ичкерия, а весь Кавказ представлял собой нечто вроде готовой взорваться пороховой бочки. Но здесь, конечно, тоже на первый план выходит вопрос об ответственности государственных деятелей за последствия своей политики. Я был послом РФ в Грузии в тот период, когда наше посольство насчитывало человек 30-35, а представительство так называемой Ичкерии – раза в два больше. А музей Пушкина в знаменитом доме Смирновой-Россет был превращен в информационный центр боевиков. О политике Саакашвили и вовсе говорить не приходится: достаточно вспомнить августовскую войну 2008 года.

– Посол великой державы в такой момент имеет все основания почувствовать себя Грибоедовым…

– До этого дело не дошло. Но ситуация была не из приятных – такой, которая в буквальном смысле «хватает за глотку». Что же касается «великой державы», то надо отдавать себе отчет: мы живем в несколько ином мире, чем, скажем, три-четыре или пять десятилетий назад. В прежние времена великие державы имели гораздо больше возможностей влияния, давления на малые и средние государства. С тех пор роль средних и малых государств в международных делах заметно возросла. Конечно, США, к примеру, сохраняют некоторые рычаги воздействия на ту же Турцию, однако они несравнимы с теми, что были раньше. Такую же картину мы наблюдаем и в треугольнике Россия – Армения – Азербайджан. Четвертого угла – Турции – в нем нет и не будет. В том числе и потому, что Турция сегодня куда менее влияет на Азербайджан, чем это многим кажется.

За годы пребывания у власти президента Эрдогана она нарастила свое влияние на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в мусульманском мире, даже в Грузии – но только не в Азербайджане. Почему? Среди прочего, потому, что Азербайджан легче пережил экономический кризис, чем Турция. Он весьма успешно развивается за счет своих природных ресурсов и, по сути, от Турции не зависит. В плане культуры Азербайджан даст Турции фору: его интеллектуальный потенциал, его интеллигенция ничуть не слабее. И конечно, он виртуозно использует во внешнеполитических играх фактор России, где обитает огромная и мощная диаспора, есть процветающий бизнес и связи. Не случайно в Азербайджане широко распространен среди населения именно русский язык, которым азербайджанцы широко пользуются при всем близком родстве азербайджанского языка с турецким. Это тоже важный политический фактор, которому в Баку придают большое значение и умеют использовать.

Прежде, когда заходила речь о возможностях Азербайджана в Турции, нередко говорили, что «хвост вилять собакой не может». Но выяснилось, что Азербайджан вовсе не хвост! Срыв армяно-турецких соглашений об установлении дипотношений и открытии границы – это дело преимущественно азербайджанской дипломатии и азербайджанского влияния на Турцию. Баку сумел задействовать в своих интересах ту часть политической элиты Турции, которая выступала против армяно-турецких соглашений. Как вы помните, в Азербайджане тогда прошли крупные манифестации, которые произвели на турецкую общественность сильное впечатление и в конечном итоге перевесили чашу весов, вынудили Анкару пойти на попятную.

– Если общественное мнение в политических процессах выходит сейчас на первый план, то как Вы оцениваете роль так называемой «народной дипломатии»?

– Я не ахти какой ее поклонник. Я часто вижу, как люди, мало разбирающиеся в сложных и деликатных вопросах, едут в страну с очень сложной проблематикой и вместо пользы наносят ущерб. Потому что становятся носителями однобокого, одностороннего, чужого мнения, транслируют его у себя на родине и осложняют общественный анализ происходящего. Например, в Ереване только что прошла встреча грузинских и югоосетинских представителей под эгидой американских и британских организаций. На эту встречу не допускали армянских журналистов и экспертов, хотя они-то прекрасно знакомы с обстановкой и хорошо понимают интересы обеих сторон. Однако, видимо, организаторам встречи нужно было самим выступить в роли «знатоков и миротворцев». Точно так же недавно, снова при посредничестве организаций Великобритании и США, в Тбилиси организовали грузино-российскую встречу молодых журналистов, фактически не занимающихся или мало занимающихся Кавказом, весьма поверхностно знакомых с его проблемами. Но серьезный разговор возможен только при серьезном знании темы, а «лоховедение» ничем хорошим не кончается.

И все же должен сказать, что есть вопросы, решение которых требует использования народной дипломатии. Это особенно относится к проблемам нормализации армяно-азербайджанских отношений. Есть необходимость довести до широкой общественности Азербайджана и Армении нашу, без преувеличения, кровную заинтересованность в мире на Кавказе. Не вдаваясь в историю, в дипломатические тонкости урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, можно было бы объяснить, почему этот конфликт касается и нас, почему он затрудняет нам жизнь, напомнить, что у нас на Северном Кавказе проживает столько же людей, сколько у вас на Южном, что международные конфликты имеют свойство распространять напряженность, враждебность, хаос и прочий смрад далеко за свои пределы. Такой диалог был бы полезен, диалог, генерирующий терпимость и понимание необходимости искать компромиссы.

Беседу вела Екатерина Добрынина, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Уважаемый г-н Станевский Выборы в Армении показали зто даже без Форс-Мажоров, они отличаются и народ дорожит своим голосом и выбором, а он принес нового лидера страны - Раффи Ованисяна и многие Ваши парадигмы уже не работают!!!
  2. Раффи никаой не лидер. Опомнитесь! Он набрал чужие голоса. Ему дали голоса не из-за любви к нему, а из-за нелюбви к коррумпированным властям. Раффи, увы, датарк такар. Его кукловоды находятся в США, а США пусть сначала признают геноцид армян, уберут свои базы из Турции, а затем лишь посылают в Армению своих кандидатов. Левон и Раффи - один хрен. В сущности они протурецкие ребята. Раффи может быть этого не сознает или делает вид, что не сознает. Пусть Раффии со своим паханом-отщепенцем отдыхают. Мы своими силам очистимся. Будет у нас второй Нжде! А Серж - ио президента. Пожелаем ему стать Президентом!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты