№ 6 (212) Апрель (1-15) 2013 года.

Реализуемый проект или красивая мечта?

Просмотров: 8111

Тема возобновления железнодорожного сообщения из России в Армению в последнее время была актуальна в кавказских политических кругах. Ее обсуждали во время межгосударственных визитов, о ней говорили политологи и железнодорожники, о ней писали экономисты. Уже сейчас понятно, что этот вопрос оказался более сложным и многогранным, чем это виделось изначально, и если какой-то прогресс в нем и будет достигнут, то это, к сожалению, окажется делом не самого близкого будущего.  

Наибольшая интрига в этом вопросе исходила от встреч президента России Владимира Путина с вновь избранным лидером Армении Сержем Саргсяном и президентом Абхазии Александром Анквабом. Обе встречи произошли 12 марта, и хотя официальный протокол не увязывал эти встречи между собой – для армянского политика это был первый международный визит после переизбрания, а для абхазского – обычная встреча в рамках регулярного российско-абхазского переговорного процесса, – и политологи, и эксперты наперебой уверяли, что такое совпадение далеко не случайно.

С учетом того, что практически единственной крупной совместной российской, армянской и абхазской темой сейчас является запуск железной дороги, значительная часть общественности действительно посчитала, что главы трех государств обсуждали именно ее. К сожалению, точно сказать, так это было или нет, мы не можем, потому что в соответствии с принятой в мировой политике практикой подобные переговоры держатся в секрете, пока не будет получен какой-либо результат. Но вероятность того, что стороны обсуждали именно железную дорогу, очень велика, т.к. именно такой формат может позволить снять имеющиеся разногласия.

Не секрет, что Абхазия не является большим поборником возобновления функционирования железной дороги. Ее экономическое благосостояние образовывается в рамках финансовых перечислений из российского бюджета, от доходов от туризма и продажи сельскохозяйственной, строительной и иной продукции в Россию и, в меньшей степени, в Турцию. Эта деятельность никак не связана с запуском новой железной дороги, и, более того, сама Абхазия не имеет для подобных работ ни средств, ни квалифицированных кадров, ни специальной техники.

В политической же сфере от запуска этого проекта Абхазия может даже проиграть, т.к.  в рамках существующей официальной идеологии Сухум стремится максимально дистанцироваться от Тбилиси, в то время как дорога сделает эти две страны ближе и позволит грузинам надеяться на некую собственную вовлеченность в абхазские дела.

Если до последнего момента, исходя из вышеописанной логики, отношение Абхазии к этому проекту было нейтрально-отрицательное, то последние внутриполитические события в этой стране, возможно, могут внести определенные изменения. Дело в том, что несколько недель назад в Абхазии произошел всплеск недовольства действиями существующей власти и лично президента А.З. Анкваба. В ходе нескольких митингов и на страницах СМИ граждане страны высказывали озабоченность фактическим отказом правительства развивать реальный сектор экономики, увеличивать количество рабочих мест, создавать новые предприятия и т.д. По их мнению, вся деятельность правительства связана лишь с распределением российских денег и направлением их на социальные нужды, что превращает страну в экономический придаток России и угрожает ее самостоятельности.

Соответствует это действительности или нет, пусть решают сами абхазы, в нашем случае важно то, что железная дорога как раз и может стать тем инструментом, который поможет им перейти к развитию реального сектора и не только жить на деньги российских налогоплательщиков, но и начать зарабатывать на жизнь самим. Представляется, что подобный аргумент наверняка звучал на встрече президентов.

Еще одним, не столь рациональным, но, тем не менее, жизненным вопросом, который мог быть поднят именно в таком формате, является вопрос блокады. Современная Абхазия очень тяжело переживает события конца 1990-х – начала 2000-х годов, когда в перипетиях большой политики она оказалась фактически в блокаде. В течение нескольких лет и грузинская граница, и российская для нее оказались закрыты, а любое движение осуществлялось в крайне ограниченном объеме и с большим трудом, что поставило страну на грань гуманитарной катастрофы. В наше время абхазы постоянно упрекают Россию в этой, без сомнения, малопристойной политике.

В то же время, уклоняясь сейчас от участия в запуске транс-кавказской железной дороги, по отношению к Армении Абхазия фактически проводит такую же политику блокады! Лично мне было бы очень интересно узнать, что ответил Александр Анкваб, если бы Серж Саргсян задал ему такой вопрос в лицо.

Еще одной переменой, произошедшей в этом вопросе в последнее время, стала позиция Грузии. Здесь мы видели некое метание в разные стороны, что, кстати, свойственно грузинской политике вообще. Сначала мы наблюдали довольно активное муссирование вопроса возобновления работы дороги, сделанное грузинскими политиками после прихода к власти нового правительства Б. Иванишвили. Затем, после активного противодействия азербайджанской стороны, произошел некий откат назад, грузины, видимо, не ожидали, что эта тема окажется настолько сложной, им было необходимо осознать, что же делать в такой ситуации, и сейчас мы, скорее всего, наблюдаем новую позицию официального Тбилиси в этом вопросе.

В общем, эту позицию можно охарактеризовать так: благозвучная риторика и значительные обещания при отсутствии фактических подвижек. Примером этого является недавний визит  министра обороны Грузии Ираклия Аласания в Ереван, в ходе которого он заверил армянскую общественность, что в ближайшем будущем для восстановления железной дороги Абхазии будут сделаны первые шаги, но заметил, что «это следует делать очень деликатно и неторопливо».

Позицию министра поддержал и глава грузинского правительства. На встрече с журналистами региональных СМИ он заявил, что политическая воля восстановить работу железной дороги у грузинских властей есть, однако к этому вопросу следует подходить осторожно. «Это очень чувствительная тема с учетом отношений с Россией… Этот вопрос рассматривается и должен быть решен в этом контексте», – заявил Б. Иванишвили.

Напомним, что сама идея возобновления железнодорожного сообщения возникла в результате осознания грузинами острой необходимости получения доступа на российский рынок для грузинских товаров и ослабления визового режима. Россия пошла навстречу Грузии, и грузинские вина уже вот-вот начнут продаваться на российском рынке. В это же время оказывается, что сама Грузия давать ничего взамен не желает.

Ситуация выглядит не очень красиво и не очень реализуемо. Тема возврата грузинских продуктов на российский рынок зашла уже далеко, и нельзя исключать, что Грузии удастся сделать это, ограничившись при этом лишь благозвучной риторикой и красивыми обещаниями в вопросе железной дороги. Но эта ситуация конечна! Нельзя надеяться, что на основе лишь обещаний Тбилиси удастся построить прочный фундамент отношений, а значит, рано или поздно Грузии придется принимать решение о том, будет ли она что-то делать в этом направлении практически или нет.

Проблема в том, что если на Абхазию еще можно повлиять, устроив трехстороннюю встречу, то сделать это с Грузией и тем более с Азербайджаном скорее всего не удастся, т.к. здесь должны быть задействованы иные инструменты. Не секрет, что Армения такими инструментами не обладает, и основная тяжесть убеждения должна лечь на Россию. Сможет ли это сделать Москва, мы узнаем уже через несколько месяцев, т.к. будем видеть наличие или отсутствие реальных, подчеркиваю, реальных дел по ремонту железной дороги как в Абхазии, так и в Грузии, и тогда все поймут, является ли вопрос запуска железной дороги из Россию в Армению реализуемым проектом или лишь красивой мечтой.

Андрей Епифанцев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Очень интересная статья!!
  2. Вы вообще соображаете, что пишете??? Открытие железно дороги через Абхазию жизненно необходима Армении. Это сделать надо ПРЯМО СЕЙЧАС, нажимать на абхазов и грузин, Москву активизировать... А вы тут чушь несете. "Красивая мечта" - это армянский флаг на горе Арарат, возврат наших земель в Западной Армении, оккупированные турками. Вы в самом деле так плохо думаете о нас, армянах???
  3. Тов. Епифанцев, а вы справку тов. Путину подготовьте по этой проблеме. Может, и подействует :)) Такие, как ВВП, получают кайф от собственной значимости. Это уже психологические особенности подобного типа лидеров. Захочет он - начнется новая война в Карабахе. Не захочет - так и будет продолжаться, ни войны, ни мира. Захочет он - Анкваб на цыпочках прибежит и откроет дорогу, останется только с грузинами договариваться. Не захочет - так и будет блокада продолжаться, от которой выигрывают только азики да криминальная верхушка режима Анкваба. Путин еще тот кукловод! А вопрос открытия железной дороги для Армении - НАИВАЖНЕЙШИЙ. Пока, на мой взгляд, вся политика Кремля на Южном Кавказе играет на руку туркам и азерам. Путин их не любит, но их уважает и с ними считается. Грузины страдают от этой политики по понятной причине. А интересы "стратегических союзников" Путина не волнуют. Парень не парится... Противно все это!
  4. Да, нам открытие этой дороги жизненно необходимо!
  5. А что по вопросу открытия железной дороги через Абхазию может сказать глава ЮКЖД? Может быть спросить у него в интервью газете?
  6. Дорога нужна грузинам, армянам и России. Саакашвили его "мудрые" предшественники этого не поняли и получили то, что получили. Плохи шутки с северным соседом!
  7. В любом случае спосибоиг.А.Епифанцеву за "концентрат" ,за тему и своё видение.Можно сказать СКЕЛЕТ готов -надо нарастить мясо. Думаю ,что у многих из нах те же идеи.Но автор не жил в блокадном Ленинграде...понятно,что нам нужно это сейчас--потери экономики огромные -- каждую минуту.Верится,что после иннагурации наш Президент будет требовать ежедневно - и у соседей и у союзников.Далее ещё более важна дорога на Иран и далее в Африку,Ближны Восток и на восток -- именно её надо ещё более ускорить-- сделать ее Народной стройкой ,где посильно примет участие все наши триединства.Открыть счёт или продать например 500 миллионов акций---не вижу никаких причин --ДА И НЕБЫЛО по большому счёту вот уже 20 лет.Сноровки и настойчивости--вот чего не хватало!Создания группы или небольшого министерсва --ежедневного лоббинга и развития,а не самозацикления и всомонания темы совно олимпийские игры- раз в 4 года.. дорога на юг удвоит ВВП за 4--7 лет и сотвественно создаст десятки тысяч раб. мест.Сейчас для северной дороги есть прекрасный стимул у ГРУЗИИ--Исползовать мягкую силу.Как мы грзим всё ещё о мясе за 2 рубля так и между грузинами и абхазами всё ещё много общего,в том числе и смешанных браков и традиций.Да и в Тбилиси всё ещё припеваючи живут не моло абхазов.Экономические выгоды буквально для всего региона.А где гарантия у абхазов,что российский краник неожиданно не закроется.Турция не поможет.. ток,что прав Б.ИВАНАШВИЛИ- от себя добавлю --ни что не вечно под луной. Что касется ТУРЦИИ и Аз--на они не в силах что-то решить и восрепятствовать.Это не тот случай ,чтобы они уомпенсировали им это обширными фин.вливаниями или взятками на личностном уровне.ЭТО не дорога Карс- Тбилиси .А грузино-абхазские отношения не Армяно- азерб-е отнощения!... С любовью ко всем ехпайрам и друзям Ш.Човдареци
  8. Проблема открытия ж\д сообщения через Абхазию и Грузию - это тест на серъёзность стратегического союза между Россией и Арменией.Тест для того, чтобы убедиться в искренности намерений России в отношении Армении.Я не беру даже экономическую подоплёку, т.к. всем ясно, что этот проект чрезвычайно выгоден всем. Если россия действительно считает Армению своим "стратегическим союзником", то, по идее, должна была бы пустить в дело всё свое влияние, задейстьвовать все рычаги для воздействия и на грузин и на абхазцев с целью СКОРЕЙШЕГО восстановления ж\д движения.Армян не надо убеждать, все что нужно Армения со своей стороны сделает, причем очень быстро.Так что посмотрим, что Росии нужно от Армении на самом деле - или сильного союзника, либо рзменную монету в игре с тюрками.
  9. Россию вполне устроит территория без армян( современные "графы галицины" в России еще не перевелись) или же область а-ля кавказский Калининград для Кремля ,тоже приличная альтернатива... Железная дорога на Абхазию открыта не будет Путина, блокада Армении, абсолютно не напрягает база есть, а остальное ему до лампочки...О каком новом тесте тут вообще может идти речь? А продажа С-300, врагам своего единственного союзника, что разве не тест...?
  10. Абхазская ж/д- тест на выживание для осей север-юг и запад-восток. Азербайджан-Турция хотели бы увековечить блокаду Армении, перекрыть Армении кислород, заставить ее отказаться от Арцаха-Карабаха.Для Армении, Абхазии и Грузии открытие ж/д выход из блокады,выгодное, нормальное развитие и путь в будущее. Труднее всех здесь Грузии-она должна не подыгрывать неоосманским, националистическим амбициям соседей, не идти у них на поводу , а выбрать свой, выгодный Грузии и всем игрокам путь, т. е.-открыть ж/д для всех. Если Грузия будет блефовать , тем хуже для нее, потом ей же будет хуже.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты