Родина армян – Армянское нагорье
Родина армян, территория, где они появились и сформировались в качестве отдельного, отличного от других народа, – Армянское нагорье. Подобно горному острову, нагорье возвышается над примыкающими к нему с запада Анатолийским и с востока Иранским нагорьями. На севере оно ограничено Понтийским хребтом и рекой Курой, а на юге его границу определяет Армянский тавр. По Армянскому нагорью протекает река Аракс, здесь берут начало Тигр и Евфрат со своим главным притоком Арацани (Восточный Евфрат). В пределах нагорья – соленые озера Ван, Урмия (Резайе), пресноводное – Севан, горные вершины Большой Арарат, или Масис (5156 м над уровнем моря) и связанный с ним седловиной Малый Арарат, или Сис (3914 м), Сипан (4434 м), Себелан (4311 м), Арагац (4090 м). Если иметь в виду современное политическое деление, то Армянское нагорье, помимо Республики Армения, охватывает часть территории Турции, Ирана, Нагорно-Карабахскую Республику и некоторые прилегающие области Азербайджана и Грузии. Площадь Армянского нагорья исчисляется в 300.000 кв. км, так что Республика Армения занимает лишь ее 1/10 часть. Климат Армении резко континентальный: иссушающая жара летом, морозы зимой, которая во многих районах продолжается несколько месяцев, а температура в отдельных случаях может опуститься ниже 40о. Значительную часть свободной от лесов территории нагорья составляют сухие степи и горные полупустыни. Земледелие возможно лишь в низменных, отчасти в предгорных районах, как правило с искусственным орошением. Альпийские луга обеспечивают скот кормом. Армянское нагорье богато природными ресурсами и вплоть до Нового времени было самодостаточным для жизнеобеспечения. Человек появился здесь уже в доисторическое время, на самом раннем этапе своего общественного развития, в эпоху нижнего палеолита. Армянский народ сложился в результате консолидации многочисленных местных племен вокруг племен – носителей индоевропейского армянского языка, – на этом ныне сходятся мнения ученых. Начало этого процесса прослеживается с трудом, да и черты, характеризующие народ как таковой, не могли появиться одновременно.
При всем этом армяне – первый народ (в современном понимании этого термина), появившийся на территории Армянского нагорья, в то же время одна из древнейших сохранившихся до наших дней наций. До 1915 г., до известного геноцида, осуществленного турецкими властями по отношению к своим армянским подданным, армяне расселялись по всему нагорью. В настоящее время компактное проживание характерно лишь для Армении, Нагорного Карабаха и некоторых примыкающих к Армении районов Грузии.
Самоназвание армян – хай – ученые связывают с племенным объединением Хайаса-Аззи, которое возникло на северо-западе исторической Армении в середине II тысячелетия до н.э. Это наименование засвидетельствовано в древнейших памятниках армянской письменности, появившихся в V в.
Соседи же называли хайев «армянами». Впервые этот этноним появляется в знаменитой Бехистунской надписи персидского царя царей Дария, в которой описаны боевые подвиги правителя в 522–521 гг. до н.э. Эту форму возводят к Уруму, Урме или Арме – названию страны (и ее насельников), находившейся к юго-западу от озера Ван. Эта страна упоминается в клинописных источниках в связи с событиями VIII века до н.э. В древнегреческой литературе армяне фигурируют как aрue vioi; это название усвоили и древние римляне в форме armenii, а затем и современные народы. Грузины же называют армян «сомехи».
Армянский принадлежит к семье индоевропейских языков – семье, в которую входят иранские языки, греческий, славянские
языки, языки народов Индии и большинства европейских народов. Ученые расходятся во мнениях о географической локализации индоевропейской прародины, и это сказывается на их мнении по поводу времени и обстоятельств его появления на Армянском нагорье. Вместе с тем, можно с уверенностью сказать, что по крайней мере к концу первого тысячелетия до н.э. армяне говорили на едином древнеармянском языке. К этому времени за плечами армян была длительная и богатая событиями история.
Ванское царство (Урарту)
В первой половине IX в. до н.э. на территории Армянского нагорья возникает царство, во главе которого находились урарты, одно из местных племен, известное еще с XIII в. до н.э. по крайней мере по названию. Ядро этого государства находилось к востоку от озера Ван и называлось Биайнили. Это название запечатлено в современном наименовании как озера, так и города Ван. Название «Урарту» употребляли ассирийцы. Оно дважды встречается и в Библии в форме «Арарат». Урарты объединили под своей властью ряд других местных племен и тем самым создали мощный заслон Ассирийской державе, которая всячески стремилась расширить свои границы также и к северу, по направлению к Армянскому нагорью. Ассирия предпринимает походы в Урарту, но к концу IX в., со вступлением на престол урартского царя Менуа (810–786), новое царство оказывается способным не только к сопротивлению, но и к агрессии и вскоре становится сильнейшим государственным образованием Передней Азии. С именем Менуа связано также укрепление и расширение столицы государства – Тушпы (Ван).
При царе Аргишти I (786–764) Ванское царство заметно расширяет свои границы. В это время южное Предкавказье и в особенности Араратская долина прочно включены в состав государства. На холме Арин-берд, на южной окраине современного Еревана, урартский царь основал крепость и велел высечь надпись следующего содержания: «Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил. Установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны...». Современное название «Ереван» восходит к имени былой урартской крепости. Надпись была высечена в 782 г. до н.э., следовательно, с этой поры и начала свою историю нынешняя столица Армении.
В середине VIII века до н.э. Ванское царство достигло вершины своего могущества. Ассирия вынужденно уступила Урарту первенствующую роль в Передней Азии. Сын Аргишти I, Сардури II (764–735), носит титул «царя стран» и «царя царей». Его власть распространяется на большую часть Армянского нагорья, в том числе и на территории, заселенные армянскими племенами, западная часть которых в долине Верхнего Евфрата уже успела создать несколько царств – начатков армянской государственности. Однако уже к концу того же столетия Урарту теряет свое преимущественное положение, все чаще становится театром военных действий. Ассирийские цари возобновляют свои военные экспедиции, которые, как и все подобные предприятия той эпохи, преследуют не только чисто стратегические цели, но и захват людей в полон и грабеж. В 714 г. до н.э. такой поход предпринял ассирийский царь Саргон II и нанес урартам жестокое поражение, однако мощь Ванского царства не была окончательно сломлена. Урарту продолжало осваивать новые земли в Предкавказье, выходило к Каспию. Однако закат его был уже близок; его в немалой степени ускоряли и внутренние факторы – интенсивное распространение армянских племен и их языка также в восточной половине Армянского нагорья.
Наследие Урарту
К концу VII века до н.э. политическая карта Передней Азии претерпела крупные изменения. Понеся ряд поражений от мидян, вавилонян и, по армянскому национальному преданию, от армян, перестала существовать Ассирийская держава. С участием кочевых племен, скифов, проникавших сюда с севера, прекратило свое существование и Ванское царство. К тому времени оказавшиеся некогда в составе Урартской державы племена проделали огромный путь к цивилизации. Они были свидетелями и, безусловно, участниками интенсивного градостроительства. Города являли собой крепости и одновременно были административными и религиозными центрами страны, средоточием ремесленного производства. Их украшали дворцы и храмы. В архитектурном смысле это были сложные сооружения, ничего подобного в доурартский период страна не знала. При урартах возникли такой хозяйственный центр, как город Аргиштихинили, крепость Эребуни, крепость на холме Кармир Блур близ Еревана и простиравшийся вокруг нее город Тейшебаини. Однако, в отличие от последующих веков развития человечества, города еще не стали главными опорными пунктами торговли.
В хозяйственной жизни нагорья большую роль играла ирригация – земледелие, как правило, возможно было только при искусственном орошении. Некоторые из каналов, которые снабжали население водой и обеспечивали сельскохозяйственную деятельность, сохранились до наших дней. Канал Менуа (названный впоследствии именем легендарной Семирамиды – Шамирам) протяженностью в 72 км снабжал пресной водой столицу Тушпу. Альпийские луга с обильной растительностью явились предпосылкой для развития скотоводства. Армянское нагорье – один из мировых центров древней металлургии. Производство металлических изделий было хорошо обеспечено местными рудами – речь идет о железе, меди, свинце, олове, а также золоте и серебре. Предметы из бронзы и железа свидетельствуют о высокой технике и художественном мастерстве. Урарту славилось своей керамикой самого различного назначения.
Как данные надписей, так и раскопки позволяют судить о сельском хозяйстве Урарту – о разведении крупного и мелкого рогатого скота, о коневодстве (наряду с конями большую роль играли также ослы и верблюды); о культуре различных злаков, о садоводстве. Во всех производственных процессах участвовали местные племена, они же и передали эти традиции последующим поколениям, вплоть до Нового времени.
Одним из показателей высокой цивилизации Урарту являются клинописные надписи. Урартская клинопись была выработана на основе ассирийской, при том, что урартский язык относится к иной семье, чем ассирийский (аккадский). Урартский язык принципиально отличается и от армянского. Тем не менее, в армянском обнаруживается определенный слой заимствований из этого языка, запечатленного в надписях. Высеченные на камне, урартские надписи повествовали преимущественно о войнах и победах, но в них нашли отражение и другие стороны жизни – строительство, хозяйство и, конечно, религия. Надписи являются главным источником наших знаний о верованиях урартов, а изображения божеств дошли в виде статуэток, росписей на стенах храмов и дворцов, на боковинах колесниц, на шлемах и щитах, на печатях и застежках.
Урартский пантеон был исключительно богат. Одна из надписей содержит имена десятков божеств обоего пола, с указанием количества жертвенных животных, быков, коров и овец. Три главных божества – это Халди (исконно урартский верховный бог), Тейшеба (бог бури и войны, тесно связанный с малоазийским, хуррито-хеттским богом Тешубом) и Шивини (бог солнца). Халди почитался как покровитель урартского государства, он был богом неба, жизни, войны, плодородия, богом виноградарства и ремесел. Правители принимали власть как дар Халди. Это он, а не урартские цари, одерживал победу над врагами. Сохранилось изображение храма в городе Мусасире, посвященном Халди. А Тейшебаини – это город Тейшебы.
В урартском государстве, как и в других древневосточных обществах, религия играла исключительно важную роль, она проникала во все области жизни. Ряд культов, которые были распространены в древней и средневековой Армении и сохранились до Нового времени, восходит, в известной мере, к эпохе Урарту.
Наследие Урарту, однако, охватывает не только сферу производственной деятельности и культуры. Общественный опыт и сознание племен, которым в недалеком будущем предстояло слиться в единый армянский народ, существенно обогатились за счет знакомства с государственной жизнью и участием в ней. Государственные институты вторгались в жизнь племен и стимулировали их развитие. Но Урарту было империей, и далеко не все атрибуты этого деспотического государства, типичного для Передней Азии, были унаследованы собственно армянской государственностью, которая сложилась после гибели Ванского царства.
Начатки общеармянской государственности
После падения Ванского царства на его территории под протекторатом Мидийской державы сложилось уже собственно армянское государственное образование – царство, которое формально было обязано уплачивать Мидии дань, помогать войском и не строить укреплений, однако на деле пренебрегало этими обязательствами. Престол занимают представители местной фамилии, Оронтиды, в армянском звучании Ервандакан. Все это описано в труде греческого историка Ксенофонта «Воспитание Кира». Мидийское государство просуществовало недолго, в 550 г. до н.э. в его столицу Экбатану вступили войска персидского царя Кира II (558–529), основателя могущественной Ахеменидской державы. Под властью Ахеменидов оказались все владения мидийских правителей, в том числе и вассальное Армянское царство. Верховное владычество Ахеменидов продолжалось до самой гибели державы (330 г. до н.э.).
Применительно к этому периоду можно смело говорить уже об «Армении» и «армянах». Оба эти термина встречаются в пространной трехязычной надписи царя царей Дария на Бехистунской скале (Иран) и в других надписях царей-Ахеменидов в форме «Армина» и «арминийа». Дарий пришел к власти, когда против царя выступили почти все подвластные народы, среди них и армяне. Бехистунская надпись повествует о действиях этого правителя против народов, восставших в 522–521 гг. до н.э.
Из надписи явствует, что армяне оказали царю ожесточенное сопротивление, участвовали в пяти битвах, держались не менее семи месяцев. Лишь в конце июня 521 г. до н.э., потеряв 5097 человек убитыми, при том, что 2203 воина попали в плен, восставшие вынуждены были уступить.
Из изложенного явствует, что, едва успев сложиться в качестве единого государства, армяне вынуждены были считаться с внешним фактором. По своей мощи Индийская и в особенности Ахеменидская держава превосходили Армению по всем параметрам. Основным препятствием на пути формирования армянской государственности всегда будет опасное соседство с превосходящими силами. При этом соседние державы находились, как правило, в противоборстве друг с другом, а причиной, во всяком случае, одной из причин, а также пространством его осуществления являлась нередко именно Армения.
При Дарии вся держава была разделена на сатрапии, тринадцатая и восемнадцатая относились к Армении. В составе Ахеменидской державы армянская государственность уступила место сатрапскому управлению. Однако зачастую Оронтиды обретали на практике известную самостоятельность, становились правителями армянской сатрапии, наряду с общегосударственными выражали также местные интересы. Так, например, на рубеже V–IV вв. до н.э. сатрапом в Армении был один из Оронтов-Ервандов, женатый на царской дочери Родогуне. В дальнейшем представители этой же фамилии вновь взошли на престол Армянского царства.
Применительно к этому отрезку времени наличные первоисточники позволяют насытить понятия «Армения» и «армяне» более конкретным содержанием, мы можем зрительно представить себе жителей этой страны. В 401 г. до н.э. персидский царевич Кир, занимавший пост сатрапа, восстал против своего брата, царя Артаксеркса. Кир призвал к себе греческих наемников, они успешно сражались на стороне узурпатора, но Кир пал в бою, и 10.000 греков решили вернуться на родину.
Обратный путь греков, который в определенной части проходил по Армении, описан в «Анабасисе» – мемуарах знаменитого греческого писателя Ксенофонта Афинского, который оказался одним из их начальников. Вот греки проходят по территории, где проживают кардухи (впоследствии эта территория стала частью Армении): «Продовольствие здесь имелось в изобилии, и в домах можно было найти много бронзовых изделий». Греки проходят по той части страны, которую занимают «армены», т.е. армяне: «Дома здесь были подземные, с верхним отверстием наподобие отверстия колодца, но широким внизу. Впуски для скотины были вырыты в земле, а люди спускались вниз по лестнице. В домах находились козы, овцы, коровы и птицы со своими детенышами; весь скот питался в домах сеном. Там хранились также пшеница, ячмень, овощи и ячменное вино в кратерах...». У армян много продовольствия и всякого добра: «Убойный скот, хлеб, старые душистые вина, изюм, всевозможные овощи». Греки охотно вкушали местные яства: «На одном и том же столе всегда подавались одновременно баранина, козлятина, свинина, телятина и дичь со множеством хлебов из пшеничной муки и ячменя». Вина хранились в зарытых в землю больших пифосах, и пили их при помощи трубок из тростника. На каком-то отрезке пути Ксенофонта сопровождал староста одной из местных деревень. Вместе с автором «Анабасиса» он заходил в дома, где, позабыв о былых тревогах, пировали греки. Греки, отмечает автор, позволяли ему брать все, что он пожелает. «Однако он ничего не брал, но каждый раз, когда видел кого-нибудь из своих родичей, принимал его под свою защиту». Но хотя родственные связи продолжают играть существенную роль в обществе, классовое деление уже вступало в силу.
Как и при урартах, Армения славится своими конями, их выращивают для уплаты дани персидскому царю. Сатрап Армении ежегодно высылал царю 20.000 жеребят. Тамошние кони, замечает Ксенофонт, меньше персидских, но много их горячее. Также и греческий географ Страбон, живший на рубеже старой и новой эры, отмечал (употребив гомеровское выражение), что Армения «обильна конями». До последних лет Ахеменидской державы армянская конница входит в состав персидской армии.
Торгово-денежные отношения издавна проникли в жизнь общества. Вавилонские купцы вывозят вино по Евфрату на ивовых, обтянутых кожами круглых суденышках, которые изготовляли армяне. Ученые с основанием приходят к выводу, что с судостроителями могли расплачиваться только деньгами. При Ахеменидах через всю державу проходила, знаменитая «царская дорога», которая обеспечивала интенсивные торговые отношения с соседями. На протяжении 300–350 км, имея 15 стоянок с заезжими домами и сторожевыми укреплениями, эта дорога находилась в армянских пределах. В той или иной степени это обстоятельство предполагает участие в мировой торговле также и Армении. Но города как подлинные центры ремесла и торговли еще не видны. Примечательно, что, пройдя по значительной части армянской территории, Ксенофонт не упомянул ни одного города. Возможно, впрочем, что по соображениям безопасности греки держались вдали от городов.
Гагик Саркисян, Константин Худавердян, Карен Юзбашян
(Продолжение следует).
Оставьте свои комментарии