№ 6 (212) Апрель (1-15) 2013 года.

Схватка бульдогов под ковром

Просмотров: 3439

Нынешний год – рубежный для стран Южного Кавказа. В течение 2013 года все государства региона пройдут через президентские выборы. В Армении голосование уже прошло, однако интерпретация его итогов полностью не закончена. В Грузии выборы де-факто стали циклом из двух этапов. Парламентская кампания создала ситуацию двоевластия, в которой два центра силы (президент и глава кабинета министров) ведут борьбу за политическое доминирование. Выборы президента, зарифмованные с принятием конституционных поправок, должны завершить это противоборство. Или, напротив, углубить его, придать ему новые краски и нюансы.

На этом фоне положение дел в Азербайджане сильно отличается. Выборы главы государства здесь намечены на 16 октября 2013 года. Однако приближение кампании чувствуется уже сегодня. С одной стороны, поводов для беспокойства у действующей власти немного. Конституционная эпопея, в отличие от Грузии, в Азербайджане уже позади. Ограничения по количеству легислатур для одного президента сняты. Ильхам Алиев на вполне законных основаниях может выдвигаться на пост президента. Кто этому может помешать? Если говорить о светской оппозиции, то она слаба и деморализована как внутренними спорами и расхождениями, так и репрессиями со стороны властей. Так, в начале февраля нынешнего года лидеру оппозиционного движения «ReAl» («Республиканская альтернатива») Ильгару Мамедову и заместителю председателя партии «Мусават» Тофику Ягублу были предъявлены официальные обвинения в организации беспорядков в Исмаилы 23–24 января. Ситуация в этом азербайджанском городе требует особого внимания. И немного ниже мы к ней еще вернемся.

Пока же только зафиксируем, что незадолго до столкновений в Исмаилы партия «Мусават» выдвинула кандидатом в президенты на предстоящих выборах известного азербайджанского политика Ису Гамбара. Его политическая карьера стартовала в период «перестройки» и была связана с Народным фронтом Азербайджана (НФА). В мае 1992 – июне 1993 гг. Гамбар был председателем парламента республики. После отставки Аяза Муталибова и до избрания на должность президента Абульфаза Эльчибея он несколько месяцев исполнял обязанности главы государства. После возвращения в азербайджанскую политику Гейдара Алиева Гамбар покинул политический олимп республики и даже подвергался аресту. Однако в 2003 году он занял второе место в президентской гонке, а после подведения официальных итогов голосования заявил о фальсификациях и пытался организовать массовые акции протеста. Успехом эти акции не увенчались, как и попытки выиграть парламентские выборы во главе избирательной коалиции «Азадлыг» («Свобода») в 2005 году. О своих президентских планах заявляла и «Республиканская альтернатива». 6 января ее представители выдвинули требование. Если в течение месяца оппозиция не договорится о едином кандидате в предстоящей кампании, то «ReAl» оставляет за собой право определиться самостоятельно. Можно ли считать обвинения в адрес двух политических лидеров в преддверии выборов случайными? Риторический вопрос. Как бы то ни было, но и без жесткого прессинга со стороны власти оппозиция с трудом находит компромиссные решения, а ее лидеры нечасто готовы поставить свои личные амбиции на второй план.

В отличие от президента Грузии, получившего из Вашингтона четкий и недвусмысленный сигнал о нежелательности «силовых сценариев», Алиев рассматривается на Западе, как надежный партнер. В 2014 году США готовятся к серьезному пересмотру своего участия в афганских делах. Предполагается масштабный вывод войск из Афганистана. И уже сегодня Азербайджан играет в этой военно-транспортной логистике важную роль. На фоне растущей ближневосточной нестабильности иметь на Каспии на границе с Ираном светский режим для Вашингтона и Брюсселя крайне важно. И, конечно же, никуда не делся фактор «энергетической безопасности». До тех пор, пока есть запрос на «альтернативную энергетику» (не в смысле топлива, а в смысле прокладок маршрутов), значительная часть политических, экономических кругов в странах Запада, а также представители военно-промышленного истеблишмента будут заинтересованы в стратегической кооперации с Азербайджаном даже в ущерб вопросам прав человека и гражданина. В США и в Европе есть и другие группы интересов, для которых на первом плане не выгода и прагматизм, а ценностные подходы. Их представители говорят о том, что в преддверии предстоящего полугодового председательства Азербайджана в 2014 году в Совете Европы и проведения в 2015-м Европейских олимпийских игр прикаспийской республике было бы неплохо уделить внимание не только геополитическим, но и правовым, гуманитарным сюжетам. Однако, как показали события предшествующих лет, подобные рекомендации, как правило, остаются на уровне советов. Официальный Баку их внимательно слушает и анализирует, даже порой демонстрирует готовность к частичному выполнению некоторых из них. Азербайджанские спикеры время от времени заверяют Брюссель в неукоснительном следовании европейским ценностям. Однако в реальности большого значения эти рекомендации не имеют. В противоборстве энергетики и демократии пока что, говоря боксерским языком, за явным преимуществом побеждает первая.

Но это всего лишь одна сторона медали. Между тем, за блестящим фасадом республиканской власти присутствуют и слабые места. Да, политически оппозиция слаба и плохо организована, у нее нет четкой стратегии. Но никто ведь не сказал, что это убирает основу для массового протеста. Просто этот протест аккумулируется по другим каналам. Он выстраивается не вокруг каких-то популярных харизматичных лидеров, а просто как стихия. В этом плане азербайджанская политика в большей степени по сравнению с армянской или грузинской походит на ближневосточные сюжеты. Самым наглядным из недавних примеров являются массовые выступления в Исмаилы, городе, расположенном в 200 км к западу от Баку. Местом столкновений стала территория вокруг мотеля «Чыраг». И тогда, и сейчас с разных сторон звучали различные версии случившегося. Говорилось о ДТП, в которое оказался вовлечен племянник тогдашнего главы района Низами Алекперова Вугар, о его оскорбительных высказываниях в адрес местных жителей, а также о недовольстве населения самим мотелем как местом для развлечений определенного сорта.

Как бы то ни было, а в массовых акциях приняли участие порядка двух тысяч человек. В городе были установлены блокпосты, были задержаны 32 человека. Выступления в Исмаилы имели продолжение и в столице Азербайджана. Так, 26 января в Баку прошла акция в поддержку жителей Исмаилы. Поскольку она не была согласована с властями, полицейские силы задержали 40 участников, а некоторые из них подверглись административным арестам. В конце прошлого года в Хачмазском районном суде Азербайджана началось слушание по делу о других беспорядках, прошедших в северной части республики, в Губе. В марте 2012 года 10 тысяч человек провели митинг, в котором потребовали отставки главы района Рауфа Габибова. Районный начальник также выступил с жесткими обвинениями в адрес местных жителей, что спровоцировало беспорядки (был подожжен дом Габибова).

Не стоит забывать и о растущем исламистском движении. Оно также далеко не однородно. Если в северной части Азербайджана (на границе с российским Дагестаном) преобладает салафитское влияние, то на юге заметно влияние соседнего Ирана. Как бы то ни было, а в последние годы «исламская тема» все чаще попадает в фокус СМИ. Так, 12 января 2011 года Генеральная прокуратура и МВД Азербайджана выступили с совместным сообщением в связи с арестом лидера ИПА (Исламской партии Азербайджана) Мовсума Самедова. Если следовать тексту заявления, то фигурант подозревался в нарушении общественного порядка и подготовке терактов. В ноябре 2010 года Министерство образования Азербайджана ввело запрет на ношение хиджаба ученицами средних школ (с формулировкой, что это не является атрибутом школьной формы). Эта мера республиканских властей привела к серии протестов в защиту хиджаба. И никто не даст гарантии того, что при слабой светской оппозиции стихийный протест и недовольство поведением отдельных чиновников и их родни (как это было в Губе или в Исмаилы) не будут приватизированы разными исламистскими течениями.

Впрочем, в постсоветской политике (и Азербайджан тут, конечно же, не исключение) интриги стоит искать не только и не столько в публичной сфере, сколько в «схватках бульдогов под ковром». И такие «схватки» имеют место быть и сегодня. И не исключено, что ближе к президентским выборам они могут усилиться, а различные «группы влияния» будут стремиться к тому, чтобы получить максимум от избирательной кампании. Некоторые данные об этих внутриэлитных баталиях попадают в СМИ и становятся предметом дискуссий. Так, в последнее время весьма активно обсуждается так называемый «Гюляргейт» (названный так по имени бывшего депутата Милли Меджлиса/парламента Азербайджана Гюляр Ахмедовой). Эта история началась не сегодня, но свое влияние на президентскую кампанию (во всех ее измерениях) она, безусловно, оказывает.

Началась эта история в сентябре прошлого года после серии разоблачительных выступлений бывшего ректора Азербайджанского международного университета Эльшада Абдуллаева (он покинул Азербайджан и проживает во Франции). Если не пересказывать детально все подробности дела, то суть обвинений в том, что при получении парламентских мандатов в республике пышным цветом расцвели взяточничество и коррупция. Остроту ситуации добавил тот факт, что среди участников этой системы были названы не только бывший депутат, но и глава президентской администрации Рамиз Мехтиев. Все это наводит на мысль о том, что глава государства решил избавиться от наиболее одиозных попутчиков накануне выборов. Прием не новый и в политике в целом, и в Азербайджане в частности. Так, накануне парламентских выборов 2005 года Ильхам Алиев организовал несколько показательных «зачисток» своей команды (тогда под удар попали ряд министров и чиновников более низкого ранга). В 2013 году Гюляр Ахмедова уже исключена из правящей партии и отдана под надзор полиции. Власть попыталась извлечь свою выгоду и путем наказания «стрелочников» за ситуацию в Исмаилы. 12 февраля президент Алиев подверг на совещании критике поведение детей и родственников чиновников. Низами Алекперов, не сумевший удержать в узде племянника, был уволен с занимаемого поста. Более того, следственным органам была дана команда проверить законность алекперовского семейного бизнеса. Сегодня трудно сказать, как далеко зайдет азербайджанский президент в ударе по собственным «штабам». Ограничится ли он демонстративным наказанием пешек или замахнется на ферзей. Последнее, с одной стороны, даст ему возможность выиграть определенные голоса в обществе с сильными патерналистскими настроениями и верой в «доброго падишаха» и «злого визиря». Но с другой стороны, такие удары чреваты ослаблением всей «вертикали» в целом. В особенности, если речь идет о таком политическом тяжеловесе, как Мехтиев, чья карьера началась еще во времена ЦК КП Азербайджана. Во многом этот управленец является одним из тех столпов, на которых основана и политическая преемственность азербайджанской власти, и алиевская «вертикаль».

Таким образом, предстоящие выборы в Азербайджане лишь внешне выглядят, как игра с заранее известным сюжетом. Они в очередной раз демонстрируют, что система личной власти при всех своих преимуществах в виде относительной стабильности и предсказуемости имеет много издержек. Слабая светская оппозиция превращает протест в трудно управляемую стихию, отсутствие сильных конкурентов на свету увеличивает фактор «теневой политики», в которой не партии, а «базар и мечеть» становятся главной силой. И самое главное, при отсутствии явной конкуренции непонятно, откуда может последовать удар. Помимо конкуренции кандидатов выборы в Азербайджане будут еще и сложнейшим процессом внутривидовой борьбы элитных групп, которые не любят выходить на пресс-конференции и раздавать интервью.

Сергей Маркедонов, приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Азербайджан испугался Туркмении и обратился за помощью к России перебазировать каспийский флот из Астрахани в Баку,с целью защиты нефтяных месторождений.С такой трусостью Алиев собирается воевать в Арцахе.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты