Жансем. Исполнение долга
В Ереванском музее современного искусства открылась выставка графических работ Жансема (Ованеса Семирджяна) – одного из ярчайших художников современного французского искусства. Он – один из немногих, кто при жизни удостоился открытия двух музеев его имени, и оба – в Японии.
Родился Жансем в 1920 году в турецком городе Селез (Восточная Армения). Это было время, когда греки, надеясь возвратить захваченные турками земли, постепенно теснили захватчиков. Но в начале 20-х годов при содействии мировых держав турки перешли в контрнаступление. Под угрозой новых гонений на армян в 1922 году семья Семирджянов эмигрировала в Грецию, затем обосновалась во Франции.
Спустя годы, уже признанным художником, Жансем вспоминал: «В Лувре есть картина Делакруа. Увидев ее, я был поражен. Показалось, что она написана с жизни, которую мне пришлось прожить в детстве... Чтобы спастись, многие стали бросаться в воду. В челнах, на лодках добирались до родных мест... Мы тоже бежали с греками в Салоники. Помню – тогда мне было три года – море было зеленым, небо красным, с лодок свисали руки, кругом же были кровь, огонь и пламя...».
Учась в «свободных академиях» Монпарнаса, а затем – в Высшей школе декоративного искусства в Париже, Жансем начинает выставляться в Салоне независимых, а уже в 50-е годы удостаивается ряда премий во Франции, в нескольких других европейских странах и Мексике, избирается президентом салона молодых художников, выступает с персональными выставками в Париже, Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне, Токио, Риме, Брюсселе, Лозанне, Бейруте и в других городах. В 37 лет ему удается приобрести имя и разбогатеть.
В основном Жансем создает литографии. Его музы – полуобнаженные женщины: танцовщицы, натурщицы, скучающие парижанки в кафе… «Сюжеты придумываю не я, они все уже существуют на улицах. Я их вижу, они меня впечатляют. И у меня появляется желание их выразить», – говорил художник.
Есть у Жансема и цикл работ на карнавальную тему. Жансем рассказывал: «В свое время я очень любил гулять, много времени проводил вне дома, В конце 60-х – начале 70-х во Франции царило общее сумасшествие, и жизнь мне казалась очень карнавальной…»
Блестящий рисовальщик, Жансем иллюстрировал также десятки книг, в частности, Камю, Бодлера, Лорку, Сервантеса.
Но большей частью герои Жансема – отверженные. Среди них – беженцы и жертвы геноцида. Не случайно французские теоретики называют его мизераблистом – художником отверженных. Работы эти несут отпечаток его детских воспоминаний, большой трагедии своего народа. Но пишет он их, погруженных в одиночество, изящно и светло.
В 1973 году Жансем впервые посещает Армению. Нахлынувшие воспоминания спаяли всю их дробность в единство.
Ему было за восемьдесят, когда он вдруг осознает, что искусство – это не просто красота, но и исполнение долга. Одна за другой создаются картины: «Голубой геноцид», «Эпизод резни», «Беженцы», «Уныние», «Насилие»… К этой теме художник возвращается вновь и вновь. В итоге появляется целый цикл из 34 картин, объединенных под общим названием «Геноцид».
Спустя 28 лет, к 90-летию геноцида, Жансем снова приезжает в Армению, привозит эти работы и приносит их в дар Музею геноцида армян. «Очень трудная тема. Невероятно сложно воспроизвести в живописи общенациональную трагедию. Рассказы матери я пропускал сквозь себя, переосмысливал много лет…» – признавался художник.
Несмотря на довольно преклонный возраст (в марте этого года Жансему исполнилось 93 года), художник продолжает творить. Сегодня его произведения хранятся в крупных музеях мира, ими активно интересуются серьезные коллекционеры.
Но Жансем, уединившись в своей мастерской в небольшом живописном городе Исси-ле-Мулино, все же задается вопросом: «Что я делаю во Франции с этими людьми? Ни голова моя на них не похожа, ни сердце, ни образ жизни. В чем причина?». И отвечает: «Причина – в геноциде, который я так долго не осмеливался описать кистью».
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии